Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

Файлы: 1 файл

Коррекция нарушений речи заик.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

  Поощрять творческую активность  детей в составлении рассказов  на заданную тему, из личного  опыта, по образцу рассказа  логопеда и т. д.

  Воспитывать умение быстро отбирать  речевые средства и правильно  формулировать мысль.

  Учить пересказывать прочитанные  тексты сначала по вопросам, затем  без вопросов, учить продолжать  рассказ товарища с того места,  где он остановился. 

  Учить детей отличать сказку  по некоторым признакам от  рассказа и в соответствии  с заданием самим придумать сказку или рассказ.

  Учить самостоятельно делать  вывод при сравнении предметов. 

  Закреплять все навыки пользования  самостоятельной речью, полученные  ранее.

  На занятиях воспитателя поощряется  активная речь детей, они пользуются  самостоятельной речью, усвоенной в I и II периодах. Закрепление речевых навыков проводится и вне занятий: на прогулках, экскурсиях, при одевании, раздевании, дежурствах, посильном труде и т. д.  

Воспитание  внимания к речи

Формировать у детей умение выслушивать и  запоминать полностью все задания к предстоящей деятельности и выполнять ее в соответствии с указанным порядком.

  Воспитывать внимание к речи  товарищей (дети должны уметь  замечать ошибки, допущенные в  рассказе о предстоящей деятельности, и исправлять их) и к своей  речи (замечать допущенные ошибки, неточности и самостоятельно исправлять их).

  Воспитывать умение спокойно  реагировать на дополнительные  вопросы логопеда, воспитателя и  замечания товарищей.

Упражнения  в пользовании элементарной контекстной  речью

Формировать у детей умение отвечать на вопросы кратко и развернуто без опоры на образец рисунка, поделки, опираясь лишь на представления о предмете, явлении.

  Учить логично рассказывать о  последовательности выполнения  предстоящей работы, а также объяснять  некоторые моменты, например: «Чем обусловлен выбор того или иного материала?» (Я выбрал острые ножницы. Мне нужны острые ножницы, потому что я буду резать плотную бумагу.) Чем обусловлено то или иное расположение предметов на листе бумаги? («Почему ты нарисуешь дерево справа?» — Потому что слева на моем рисунке будет дом.) С чем связана такая последовательность в выполнении ряда операций? (Сначала я буду примеривать дверь и окно, а потом приклеивать. «Почему надо сначала примеривать?» — Сначала надо примерить дверь и окна, чтобы знать, сколько их уместится, а потом уже их наклеивать.)

  Закреплять у детей навыки  пользования объясняющей речью  путем выступления их в роли  учителя («Объясни, как учитель,  что и как надо делать...»  «Объясни так, чтобы тебя поняли  все дети...»).

  Учить детей умению не только  правильно объяснить процесс  выполнения работы, но и задавать  конкретные вопросы, точно и  кратно формулировать их.

  Упражнять детей в пользовании  более сложной рассуждающей речью,  например: «Как бы ты поступил, если бы тебе не дали зеленую краску?» — Я попросил бы зеленый лист бумаги и траву рисовать не стал бы, а только цветы и деревья. «А если бы я не дала ножницы, как бы ты выполнил задание?» — Я стал бы выщипывать из тонкой бумаги облака, как вы нас учили, и потом наклеил бы их и т. п.

  Учить детей предварительно планировать  рассказ мысленно (про себя), а  затем рассказывать его вслух.

  Учить умению перестраивать свой  план, чтобы не повторять рассказ  товарища.

  Совершенствовать стилистику детских  рассказов.

  Обращать внимание детей на излишние повторы, незаконченные фразы, порядок слов в предложении, что способствует формированию внутренней речи.

  Закреплять у детей навыки  пользования самостоятельной речью  различной сложности.

  На занятиях воспитателя и  в специально организованных ситуациях (умывание, дежурство, уборка помещения и т. д.) закреплять у детей навыки самостоятельной речи, приобретенные на предыдущих этапах обучения.  

IV Май, июнь

Расширять знания детей о лете, насекомых, растениях.

  Уточнять и обогащать знания  о характерных признаках лета, учить умению сравнивать лето с другими временами года.

  Познакомить детей со школой  и библиотекой.

  Дать представления о том, что  в школе учатся читать, писать, считать, о школьных принадлежностях  (парты, доска, мел, портфель, книги (учебники), тетради, ручки, карандаши, линейки, разрезная азбука).

  Дать представление о том, что  в библиотеке хранятся книги,  их можно брать и читать  дома или в читальном зале. Познакомить с такой профессией, как библиотекарь. Воспитывать бережное  отношение к книгам.

  Уточнить, расширить и активизировать  словарь детей при формировании  понятий о лете, насекомых, растениях,  школе, библиотеке.

Воспитание  внимания к речи

Закрепить навыки умения внимательно выслушать  любого собеседника как на занятиях, так и вне их: не перебивать, не вмешиваться в разговор, запоминать ошибки, неточности в речи товарищей, уметь поправлять ошибку.

  Воспитывать умение спокойно  реагировать на замечания взрослых  и товарищей, правильно выполнять  сложные поручения.

Упражнения  в пользовании более сложной контекстной речью

Закрепить навыки пользования самостоятельной  связной речью различной сложности, как ситуативной, так и контекстной. Большее количество упражнений отводить на закрепление сложной контекстной  речи.

  Упражнять детей в составлении творческих рассказов и сказок по картине, по образцу логопеда, из личного опыта, придумывании конца к рассказу.

  Учить детей использовать в  рассказах сравнения, определения  и другие выразительные средства (интонация, пауза, подражание  голосам действующих лиц в сказке или рассказе).

  Воспитатель на своих занятиях  и в различных режимных моментах  должен закреплять все речевые  навыки детей, усвоенные на  протяжении года.  

Воспитание  внимания к речи

Закрепить все навыки речевого поведения, полученные за год: внимательно слушать речь всех окружающих (взрослых, близких, родных, незнакомых людей, своих товарищей), выслушивать до конца, понимать содержание сказанного, правильно выполнить просьбу или поблагодарить за совет, пожелание; уметь объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на вопрос взрослого. Замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, уметь объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения.

Упражнения  в пользовании более сложной  контекстной речью

Закреплять навыки построения последовательного рассказа о предстоящей деятельности, задуманной самими детьми, и предварительного мысленного планирования с учетом прослушанных рассказов детей. Широко практикуются прерывание рассказов ребенка вопросом логопеда, требующим дополнения, объяснения или рассуждения, а иногда и доказательства только что сказанного.

  Учить детей одно и то же  содержание своей деятельности  передавать развернуто и кратко, называя лишь основные операции  в предстоящей работе.

  Закреплять все формы ситуативной и контекстной речи.

  На занятиях воспитателя закрепляются  навыки самостоятельной речи, усвоенной  на предыдущих этапах обучения.

Итоги коррекционно-развивающего обучения в  подготовительной группе

      Оценивается:

      • степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

       • особенности речевого общения  — вариабельность проявления  заикания в зависимости от: темы  общения; ситуации общения; формы  речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

       • особенности речевого поведения  (активность, импульсивность);

       • проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

       К концу обучения в подготовительной  группе дети должны:

      • усвоить содержание программы  подготовительной группы общеобразовательного  детского сада;

       • овладеть разными формами  самостоятельной контекстной речи — рассказом по представлению, пересказом;

       • свободно пользоваться плавной  речью различной сложности в  разных ситуациях общения;

       • уметь адаптироваться к различным  условиям общения;

       • преодолеть индивидуальные  коммуникативные затруднения.

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми