Программа
логопедической работы
с заикающимися детьми
Особенности
речи детей, страдающих
заиканием
Первоначально развитие речи
у заикающихся детей (понимание
и активное пользование ею) чаще
всего происходит так же, как
и у нормально говорящих сверстников.
Отдельные слова у них появляются в возрасте
около одного года, фраза — к двум годам.
Заикание, как правило, возникает в период
овладения фразовой речью, примерно от
двух до четырех лет.
В большинстве случаев заикание
наступает постепенно, начинаясь с
легкой прерывистости речи по типу физиологических
затруднений, сопровождающих переход
к фразовой речи. В благоприятных условиях
прерывистость речи быстро исчезает, уступая
место нормальной регуляции речевого
акта. В неблагоприятных условиях прерывистость
речи усиливается, переходя в заикание.
Чаще всего заикание возникает тогда,
когда переход от общения в ситуации наглядности
к чисто словесным его формам происходит
недостаточно постепенно, с непомерной
активизацией этого процесса. Овладевая
речью в общении с окружающими людьми,
ребенок заимствует сложное содержание
и построение речи, которое ему непосильно.
Поэтому причиной заикания нередко становится
усиленное развитие речи, поощряемое родителями,
заучивание и пересказ не по годам сложного
речевого материала, ранние выступления
при посторонних, воспитание детей без
учета особенностей их нервной системы.
Заикание является выражением
самых разнообразных затруднений
в овладении коммуникативной
функцией речи. Оно обычно усиливается
в ситуации общения и ослабевает
в условиях речи, обращенной к себе, а не
к другим. По-разному протекает общение
ребенка со взрослыми и детьми, с близкими
и незнакомыми, с детьми старше и моложе
себя, в коллективе или с единичным собеседником.
Вне общения ребенок полностью освобождается
от прерывистой речи. Он не заикается в
речи без видимого собеседника или с мнимым
собеседником, как это бывает в игре, когда
ослабевает коммуникативная ответственность.
Проявления заикания связаны
с тем, что дети начинают
затрудняться в построении речи, не всегда
могут быстро и точно подобрать нужные
слова, иногда создается впечатление,
что в момент высказывания они не могут
вспомнить названия некоторых предметов,
действий, качеств, хотя имеют достаточный
по возрасту запас знаний и представлений.
Самостоятельные высказывания детей начинают
сопровождаться повтором слов, слогов,
звуков, паузами при поиске слов.
При наличии нормального объема
активного словаря и достаточной
сформированности грамматического
строя речь дошкольников изобилует
вставными словами и звуками: ну, вот, как
его, и, э и др. В самостоятельных развернутых
высказываниях часто встречаются незаконченные
предложения, неточные, приближенные по
смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы
бывают непоследовательными. Подробно
описывая малозначащие детали, дети упускают
главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся
говорят в более быстром темпе по сравнению
со своими незаикающимися сверстниками.
Довольно часто заикание сопровождается
сопутствующими или насильственными движениями
(подергиванием век, морганием, постукиванием
пальцами, притоптыванием и т. д.).
У заикающихся детей отмечаются
специфические особенности общего
и речевого поведения: повышенная
импульсивность высказывания и
в связи с этим недоучет
точного содержания речи собеседника,
слабость волевого напряжения, замедленное
или опережающее включение в деятельность,
неустойчивость внимания, несобранность,
неумение вовремя переключиться с одного
объекта на другой. Все это проявляется
на фоне быстрой утомляемости, повышенной
истощаемости и ведет к различного рода
ошибкам при выполнении заданий.
Некоторые из указанных особенностей
свойственны и незаикающимся
дошкольникам, но у заикающихся
детей они выражены более ярко.
У данной категории детей чаще
проявляется резкая неустойчивость внимания,
пониженная регуляция и саморегуляция
деятельности.
Указанные особенности определяют
специфичность задач коррекционно-развивающего
воздействия.
Специальное
обучение детей, страдающих
заиканием
В процессе специального обучения осуществляется
постепенное овладение детьми самостоятельной,
свободной от заикания речью. Самостоятельная
речь без заикания достигается благодаря
системе упражнений, предусматривающих
воспитание регуляторных механизмов и
формирование навыков пользования детьми
доступными формами самостоятельной ситуативной
речи с последующим их усложнением и переходом
к речи контекстной.
Речевые упражнения с этой
целью проводятся в специально
организованных условиях общения
по поводу непосредственно наблюдаемых
предметов и действий с ними. В начале
обучения допускается только организованная
речь, т. е. активная самостоятельная речь
детей побуждается, направляется и регулируется
вопросами и указаниями логопеда или воспитателя.
Важнейшими условиями речевого общения
без заикания на начальных этапах обучения
являются: наглядная опора (которая используется
не одинаково на разных этапах обучения),
строгое соблюдение системы вопросов,
задаваемых детям, разные требования к
ответам детей в зависимости от этапа
обучения и индивидуальных речевых возможностей.
В процессе коррекционного обучения осуществляется
постепенное и посильное усложнение форм
речи за счет сокращения наглядной опоры.
Усложнение навыков пользования самостоятельной
речью предполагает также постепенно
подготовленный переход от кратких к развернутым
фразовым ответам, а затем к самостоятельным
рассказам как по наглядной опоре, так
и без нее, по представлению.
В ходе коррекционных занятий,
наряду с навыками диалогической
речи, дети приобретают навыки пользования
и монологической речью, причем переход
к новым формам общения поначалу сочетается
с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической
и монологической речью в зависимости
от требований логопеда, учитывающего
индивидуальные возможности каждого ребенка.
На занятиях очень важно воспитывать и
поддерживать у детей интерес к диалогической
и монологической речи в нормальном темпе.
Овладению детьми самостоятельной
речью без заикания способствуют
специфические формы словарной
работы, работы над фразой и рассказом.
Словарная работа состоит не
только в уточнении, расширении
и активизации словаря, как
это принято в массовом детском
саду, но и в гибком его использовании
в специально организованных
разговорных ситуациях. Большое
значение в разговорной речи придается
упражнению заикающихся в подборе разных
слов для ответа на один вопрос. Вариативность
ответов обеспечивает самостоятельность
детских высказываний, что крайне важно
развивать с самого начала обучения.
Работа над фразой предполагает
постепенное формирование точного по
смыслу ответа в соответствии с заданным
вопросом, преодоление вербализма, выработку
логичности построения речи, соблюдение
объема, правильного порядка слов в предложении,
вариативность его построения. Механическое
повторение речевых штампов недопустимо,
оно может принести только вред.
Обучение рассказыванию состоит
в формировании умения последовательно
и логично излагать свои мысли,
рассказывать понятно для окружающих,
передавать основное содержание
кратко или развернуто, рассказывать точно,
разнообразно, выразительно, меняя интонации
в соответствии с содержанием.
Важное значение при устранении
заикания имеет объем речевой
практики. Задача логопеда и воспитателей
состоит в том, чтобы постепенно
повышать речевую активность детей от
занятия к занятию, а для этого необходимо
воспитывать у заикающихся внимание и
интерес к речи. Логопед и воспитатель
должны находить специальные приемы, способствующие
повышению у детей интереса к речевым
упражнениям.
В начале учебного года речевая
практика детей еще невелика.
Это объясняется тем, что логопед
задает индивидуальный вопрос
каждому ребенку, а дети отвечают
только одним словом. С переходом
к фразовым ответам возрастает
речевая активность: варианты фразовых
ответов на один вопрос логопеда еще больше
увеличивают речевую практику заикающихся.
Переход к рассказу создает возможность
дальнейшего увеличения объема речи. На
занятиях по всем разделам программы как
логопеду, так и воспитателю необходимо
широко применять разнообразные приемы,
обеспечивающие максимальную речевую
практику детей и проводить занятия с
учетом индивидуальных речевых возможностей
каждого ребенка.
Наряду с ежедневными логопедическими
занятиями следует использовать
дидактические игры, все занятия воспитателей,
режимные моменты, вечера досуга: детский
театр (кукольный, теневой, плоскостной),
фланелеграф, «немое кино». Для закрепления
правильной речи воспитатели эту работу
проводят начиная со второго периода.
Благоприятной основой для этого являются
навыки детей, усвоенные на логопедических
занятиях на предыдущем этапе обучения.
Руководя режимными процессами, воспитатель
должен найти повод для упражнения детей
в кратких и развернутых ответах, сначала
констатирующего характера, а затем общего
и отвлеченного.
Коррекционно-развивающая работа
с заикающимися дошкольниками
включает воспитание у них
общего и речевого поведения:
умение управлять собой, строго
выполнять установленные на занятиях
правила, сдерживать эмоциональное
возбуждение, когда это необходимо, спокойно
вести себя в новой обстановке, в присутствии
незнакомых или малознакомых людей. Особое
значение придается воспитанию навыков
речевого поведения: умению внимательно
выслушать собеседника, вовремя включиться
в разговор, не перебивать взрослых и своих
товарищей во время разговора, перестраиваться
в соответствии с реакцией собеседника,
при желании высказаться, поднимать руку
и терпеливо ждать, когда спросят, и т.
д. Наряду с воспитанием общего и речевого
поведения осуществляется развитие произвольного
внимания детей: способности к переключению
с одного вида деятельности на другой,
запоминание определенного объема задания
и последовательности его выполнения,
своевременности включения в работу, нормального
темпа деятельности.
Коррекционно-развивающая работа оказывает
большое влияние на нормализацию речи
и содействует в дальнейшем стойкости
ее исправления.
Организация
жизни и воспитания
заикающихся детей
В группы заикающихся принимаются
дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются
в соответствии с возрастной категорией
дошкольников. Количество детей в группе
— 12.
Совместная реализация коррекционных
и общеобразовательных задач
как на занятиях, так и вне
занятий может привести к дополнительной
нагрузке на детей. Чтобы избежать
этого, необходимо четко соблюдать распорядок
дня: правильное чередование игр, занятий,
отдыха.
Режимные моменты должны проводиться
так, чтобы оказывать прямое
или косвенное воздействие на
укрепление физического и психического
состояния здоровья заикающихся дошкольников
и устранение дефекта. С этой целью в режиме
дня предусмотрены прогулки утром и вечером.
Они способствуют укреплению физического
состояния детей, обеспечивают отдых на
свежем воздухе и более полноценный ночной
сон.
Большое значение в группах заикающихся
придается ограничению речи детей. Для
этого используются индивидуальные спокойные
игры в первой и второй половине дня. Ограничение
речи детей («режим молчания») поддерживается
на протяжении всего первого периода и
обязательно для всех детей. Далее ограничение
речи применяется по отношению к отдельным
детям, имеющим тяжелую степень заикания.
Для ограничения речи детей
большое значение имеет правильная
организация индивидуальных игр:
рассредоточение заикающихся по
всей групповой комнате, обеспечение достаточным
количеством настольных игр и игрушек,
выработка у детей умения играть по одному,
молча; в начале обучения детям не рекомендуется
задавать вопросы ни воспитателю, ни другим
взрослым. Кроме индивидуальных игр, можно
проводить хороводные игры с пением. С
целью предупреждения рецидивов заикания
в феврале — марте вводится режим ограничения
речи на 2—3 недели. В этот период по мере
необходимости невропатолог назначает
лечебные мероприятия.
В связи с тем что режим ограничения
речи иногда сопровождается некоторым
снижением двигательной активности, необходимо
компенсировать естественную потребность
детей в движении за счет подвижных игр,
организуемых на прогулке. Чтобы успокоить
детей, воспитатель должен переключить
их на более спокойную игровую деятельность.
Так, например, если в игре дети много бегали,
воспитатель по сигналу бубна предлагает
детям перейти на быстрый шаг, постепенно
замедляя темп. Можно предложить детям
поднять руки, глубоко вздохнуть, — опустить
их — выдохнуть. Все инструкции дает воспитатель,
дети проделывают упражнения в полном
молчании. Подвижные игры целесообразнее
проводить в начале прогулки или после
логопедических занятий, чтобы они не
мешали нормальной работе детей на занятиях.
Занятия по устранению заикания логопед
проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель
занятия проводит вечером. С заикающимися
детьми проводятся следующие виды занятий: