Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, реферат
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
В режиме дня имеется ряд
благоприятных моментов для
Большое значение придается
Подготовка заикающихся детей к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе
Работа над грамматически правильно оформленной речью заикающихся детей проводится в течение всего периода пребывания в детском саду, начиная с первых дней обучения. Эта работа опирается на практическое усвоение детьми грамматического строя родного языка. Вначале — это правильное употребление падежных окончаний при однословных ответах, а затем — работа над грамматически верным оформлением предложения, текста.
Непосредственную подготовку к
овладению элементарными
Занятия проводятся логопедом один раз в неделю.
Работа по развитию
Дети учатся составлять предложение из слов, делить его на слова с указанием их последовательности, составлять схему.
В мае занятия по подготовке
к овладению элементарными
Последовательность развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания
На первом этапе заикающиеся
дети учатся пользоваться
На втором этапе заикающиеся дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они продолжают отвечать одним словом или фразой, учатся распространять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.
Все перечисленные виды работ повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой материал, активизируют имеющийся словарь.
На третьем этапе заикающиеся
овладевают контекстной речью
и одновременно закрепляют
Все виды работ над речью
способствуют быстрой
На четвертом этапе
В средней группе заикающиеся
дети усваивают навыки
Речь детей изменяется также
качественно, они употребляют
в активной речи большое
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Занятия по изобразительной деятельности и конструированию
I
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Уточнять и расширять знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы».
Уточнять и расширять
Учить понимать причинно-
Расширять и активизировать
Знакомить со способами
Воспитание внимания к речи
Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда и воспитателя.
Упражнять в точном выполнении устных заданий, направленных на воспроизведение заданного ряда, последовательности действий: «Сначала покажи детям кубик, потом шар, потом брусок и кирпич и все это закрой салфеткой», «Сначала возьми...», «Отнеси...», «Спрячь...», «Положи...» и т. д.
Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью
Учить детей пользоваться однословными ответами при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета.
Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький — горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п.
Пользуясь наглядной опорой, упражнять детей в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка круглая.
Для обеспечения
Учить детей пользоваться
Учить внимательно
Активное пользование речью
На занятиях по художественной литературе развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклора.
Учить детей понимать поступки героев, мотивированно оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения)
Учить отвечать на конкретные
вопросы по содержанию
Учить выразительно читать
Воспитание внимания к речи
Учить детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в соответствии с устной инструкцией («Нарисовать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания.
Воспитывать у детей умение
запоминать задания с первого
объяснения, не переспрашивать, соблюдать
определенную
Формировать у детей умение сочетать разные виды деятельности, например: рисовать (лепить, вырезать, конструировать) и слушать вопросы; лепить и в это время обдумывать ответ, прислушиваясь к ответам товарищей; резать бумагу и отвечать на вопросы логопеда.
Воспитывать умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.
Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью
Учить детей пользоваться однословными ответами в процессе всего занятия (подготовка, раздача материала, объяснение и выполнение задания).
Учить называть одним словом
без заикания изображаемые
Учить более полно и точно характеризовать видимые или осязаемые признаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величина), салфетки, клеенки (их форма, величина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, — деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные — короткие, узкие — широкие, острые — тупые, остроконечные — тупоконечные, новые — старые, металлические — железные, блестящие), а также действия, производимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю — мну, приклеиваю — наклеиваю — подклеиваю, мажу — намазываю, промокаю — вытираю — стираю — снимаю лишний клей и т. д.).
Учить пользоваться
Поощрять наряду с обычными
ответами детей использование
уменьшительно-ласкательных
На занятиях воспитателя
II
Декабрь, январь, февраль
Расширять и уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья».
Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы.
Учить понимать причинно-
Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми