Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

Файлы: 1 файл

Коррекция нарушений речи заик.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

       В режиме дня имеется ряд  благоприятных моментов для организации  правильного речевого общения  без заикания, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необходима четкая организация всех моментов: умывания, одевания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

       Большое значение придается речи  взрослых. Речь их должна быть  спокойной, вопросы — четко  сформулированы, с соблюдением пауз  между вопросом и ответом ребенка.  Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от детей.

Подготовка  заикающихся детей  к овладению элементарными  навыками письма и  чтения в подготовительной к школе группе

      Работа над грамматически правильно оформленной речью заикающихся детей проводится в течение всего периода пребывания в детском саду, начиная с первых дней обучения. Эта работа опирается на практическое усвоение детьми грамматического строя родного языка. Вначале — это правильное употребление падежных окончаний при однословных ответах, а затем — работа над грамматически верным оформлением предложения, текста.

       Непосредственную подготовку к  овладению элементарными навыками  письма и чтения заикающихся  детей целесообразно начинать в феврале, так как благодаря коррекционно-развивающему обучению к этому времени заикающийся ребенок может говорить без запинок целые фразы.

       Занятия проводятся логопедом  один раз в неделю.

       Работа по развитию фонематического  слуха у детей на протяжении всего периода подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения проводится в форме дидактических игр и упражнений.

      Дети учатся составлять предложение из слов, делить его на слова с указанием их последовательности, составлять схему.

       В мае занятия по подготовке  к овладению элементарными навыками  письма и чтения заканчиваются.

Последовательность  развития навыков  пользования самостоятельной речью без заикания

      На первом этапе заикающиеся  дети учатся пользоваться простейшей  самостоятельной ситуативной речью.  Они отвечают на вопросы логопеда  коротко или подробно, точно по  смыслу, формулируют самостоятельно  более или менее подробные ответы, выбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа.

       На втором этапе заикающиеся  дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они продолжают отвечать одним словом или фразой, учатся распространять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.

       Все перечисленные виды работ  повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой материал, активизируют имеющийся словарь.

       На третьем этапе заикающиеся  овладевают контекстной речью  и одновременно закрепляют навыки  пользования ситуативной речью. Для упражнения в контекстной речи проводятся более сложные занятия: беседа, анализ работ, самостоятельное составление рассказов разной сложности и т. д.

       Все виды работ над речью  способствуют быстрой ориентации  в словарном запасе, гибкой перестройке ответа, развитию регуляторных процессов.

       На четвертом этапе закрепляются  и совершенствуются все формы  речи, усвоенные ранее. Результаты  предшествующей работы над речью  проявляются в обстоятельности  повествования, логической последовательности, вариативности изложения одного и того же сюжета, в умении детей свободно и гибко пользоваться речевыми средствами.

       В средней группе заикающиеся  дети усваивают навыки пользования  самостоятельной речью только  двух начальных этапов.

       Речь детей изменяется также  качественно, они употребляют  в активной речи большое количество  прилагательных, наречий, в чем  нормально говорящие дошкольники,  как правило, испытывают значительные  трудности. 
 

Логопедическая  работа с заикающимися детьми в подготовительной группе

Занятия по развитию речи и ознакомлению с  окружающим миром  

Занятия по изобразительной деятельности и  конструированию 

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Уточнять  и расширять знания детей по лексическим  темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы».

  Уточнять и расширять представления  детей о характерных признаках  осени.

  Учить понимать причинно-следственные  связи, обусловленные изменениями  в природе: меняется погода, становится  холодно, поэтому люди утепляют жилища и носят более теплую одежду, некоторые птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, некоторые животные готовятся к зимней спячке, другие — делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрукты в саду.

  Расширять и активизировать словарь  детей наиболее распространенными  названиями фруктов и овощей, их характерными признаками (окраска, форма, вкусовые качества).

  Знакомить со способами приготовления  пищи: ее жарят, варят, солят,  сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется  в пищу (вершки, корешки).

Воспитание  внимания к речи

Воспитывать у детей умение вслушиваться в  речь логопеда и воспитателя.

  Упражнять в точном выполнении  устных заданий, направленных  на воспроизведение заданного  ряда, последовательности действий: «Сначала покажи детям кубик,  потом шар, потом брусок и кирпич и все это закрой салфеткой», «Сначала возьми...», «Отнеси...», «Спрячь...», «Положи...» и т. д.

Упражнения  в пользовании элементарной самостоятельной  ситуативной речью

Учить детей пользоваться однословными ответами при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета.

  Учить более точно и гибко  пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький — горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п.

  Пользуясь наглядной опорой, упражнять детей в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка круглая.

  Для обеспечения самостоятельности  детских ответов рекомендуется  разнообразить их, используя уменьшительно-ласкательные  суффиксы: «Саша сказал, что яблоко желтое, а ты скажи об этом ласково». (Яблоко желтенькое.) «Слива синяя». (Слива синенькая.)

  Учить детей пользоваться такими  словами и словосочетаниями, как  овощи, фрукты, грибы, урожай, золотая  осень, перелетные птицы, лиственные  деревья и т. д. 

  Учить внимательно вслушиваться  в речь взрослых и точно  выполнять все задания.

  Активное пользование речью допускается  в ограниченном объеме применительно  к отдельным детям (по согласованию  с логопедом).

  На занятиях по художественной  литературе развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклора.

  Учить детей понимать поступки  героев, мотивированно оценивать  поведение персонажей (начиная с  III периода обучения)

  Учить отвечать на конкретные  вопросы по содержанию литературных  произведений.

  Учить выразительно читать стихи  и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями.  

Воспитание  внимания к речи

Учить детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в  соответствии с устной инструкцией («Нарисовать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания.

  Воспитывать у детей умение  запоминать задания с первого  объяснения, не переспрашивать, соблюдать  определенную последовательность  в работе, отвечать, только когда  спросят и о чем спросят.

  Формировать у детей умение сочетать разные виды деятельности, например: рисовать (лепить, вырезать, конструировать) и слушать вопросы; лепить и в это время обдумывать ответ, прислушиваясь к ответам товарищей; резать бумагу и отвечать на вопросы логопеда.

  Воспитывать умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.

Упражнения  в пользовании элементарной самостоятельной  ситуативной речью 

Учить детей пользоваться однословными ответами в процессе всего занятия (подготовка, раздача материала, объяснение и  выполнение задания).

  Учить называть одним словом  без заикания изображаемые предметы, их части, форму, цвет, величину  предмета и его частей, выполняемые  действия и материал, с которым  работают на занятии.

  Учить более полно и точно  характеризовать видимые или  осязаемые признаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величина), салфетки, клеенки (их форма, величина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, — деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные — короткие, узкие — широкие, острые — тупые, остроконечные — тупоконечные, новые — старые, металлические — железные, блестящие), а также действия, производимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю — мну, приклеиваю — наклеиваю — подклеиваю, мажу — намазываю, промокаю — вытираю — стираю — снимаю лишний клей и т. д.).

  Учить пользоваться словосочетаниями (салфетка клетчатая, ручка пластмассовая,  ножницы блестящие, карандаш красный), короткими фразами (Я нарисовал  дом. Я разрезал бумагу. Я нарисую вазу).

  Поощрять наряду с обычными  ответами детей использование  уменьшительно-ласкательных форм  того же слова: кисть — кисточка, дом — домик, куб — кубик,  ваза — вазочка.

  На занятиях воспитателя допускается  пользование самостоятельной речью отдельными детьми только по согласованию с логопедом.  

II

Декабрь, январь, февраль

Расширять и уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим  темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние  и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья».

  Уточнять и расширять знания  детей о характерных признаках  зимы.

  Учить понимать причинно-следственные  связи, обусловленные изменениями  в природе: зимой холодно, поэтому  вода замерзает, превращается  в лед; люди носят теплую одежду; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека; чтобы птицы не погибли от холода и голода, люди устраивают им кормушки; рыбы спят на дне водоемов. Зимой очень длинная ночь и короткий день. Зимой часто выпадает снег.

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми