Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

Файлы: 1 файл

Коррекция нарушений речи заик.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

       • фронтальные — проводит  воспитатель;

       • подгрупповые — проводит  логопед (группа из 12 человек делится для занятий на две подгруппы по 6 человек, занятия проводятся с каждой подгруппой ежедневно);

       • индивидуальные — проводит  логопед и воспитатель (по коррекции  звукопроизношения и по устранению  заикания).

       Длительность логопедического занятия с каждой подгруппой один час в старших группах и 35 минут — в средней группе. Для обеспечения речевой практики в средней группе предусмотрен организованный разговор логопеда с одной подгруппой ежедневно с 12 часов до 12 часов 15 минут. Подгруппы чередуются через день. Логопедическое занятие делится на две части с 7—10-минутным перерывом. Структура каждого занятия включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала, сопровождаемая речевыми упражнениями), деятельность детей, окончание работы, итог занятия. Логопед подготавливает детей первой подгруппы к прогулке после занятия и помогает им одеться, а также встречает детей второй подгруппы перед занятием и помогает им раздеться, используя процессы одевания и раздевания для речевых упражнений.

       Во время перерыва дети должны  успеть отдохнуть. Логопед организует  своеобразную разминку, не требующую  большого сосредоточения внимания.

       Организуя перерыв, логопед должен  правильно определить его по  времени. Время может колебаться в зависимости от вида деятельности, периода обучения и состояния работоспособности детей. Перерыв целесообразно делать после логически законченной части занятия.

       В течение каждой части занятия  (после 15—18 минут от начала  занятия) рекомендуется проведение «физкультминутки» (1—2 минуты).

       Оставшееся после занятий время  используется логопедом для индивидуальных  занятий с детьми по коррекции  звукопроизношения. Индивидуальная  работа проводится ежедневно  со всеми детьми, у которых нарушено произношение звуков. Работа по исправлению нарушений звукопроизношения заканчивается в январе — феврале. С января индивидуальные занятия направлены на устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью как дополнительная работа по увеличению речевой практики. Индивидуальное занятие с одним ребенком или занятие с подгруппой из 2—3 детей длится 10—15 минут. В особых случаях (это бывает крайне редко), если усиливается заикание, целесообразно проводить эту работу позже, в феврале.

       В первой половине дня логопед проводит занятия с одной подгруппой, воспитатель в это время находится с другой подгруппой на прогулке. Для того чтобы речевая нагрузка и прогулки были равнозначными для обеих групп, занятия чередуются. Один день первой занимается одна подгруппа, на следующий день — другая.

       Во второй половине дня воспитатели  проводят индивидуальные занятия  с детьми по закреплению правильного  произношения звуков и навыков  пользования самостоятельной речью  без заикания и фронтальное  занятие (по «Формированию элементарных математических представлений», «Развитию речи», «Ознакомлению с окружающим миром», «Рисованию», «Лепке», «Аппликации», «Конструированию», «Физкультуре»).

       Успешное преодоление заикания  возможно лишь при условии  тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий, взаимопосещению занятий с последующим их анализом. Совместная работа логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них — правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.

       Занятия воспитателя (5 занятий  в неделю) строятся с учетом  очередной, намеченной к прохождению  темы. Как и в массовом детском  саду, главным для воспитателя  является осуществление задач  типовой программы: он сообщает необходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме (предмету) на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проводит работу по обогащению и активизации словаря, уточнению и развитию математических представлений, а также обучает заикающихся различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Воспитатель проводит свои занятия либо перед занятиями логопеда (в первом и втором периодах), либо после них (в третьем и четвертом).

       Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе осуществляет задачи коррекционной направленности.

       Основные коррекционно-развивающие  задачи — формирование навыков  общего и речевого поведения  и закрепление навыков пользования  самостоятельной речью без заикания — воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их). Воспитатель принимает также активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Подготовка детей к логопедическому занятию состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени словарной работе, так как эта работа является одновременно основой для речевых упражнений на занятиях с логопедом и помогает закрепить усвоенные речевые навыки.

       Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

       Музыкально-ритмические занятия  (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д. Длительность музыкально-ритмических занятий в средней группе — 15 минут, старшей — 20 минут, подготовительной — 25—30 минут. Музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическим занятием, так и после него.

       На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед  на своих занятиях (шесть занятий  в неделю с каждой подгруппой) формирует общее и речевое  поведение детей и умение пользоваться  речью без заикания, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.

Занятия

      Занятия являются основной формой  обучения заикающихся детей. На занятиях дети получают новые знания и умения, наряду с этим они приобретают навыки общего и речевого поведения и овладевают навыками пользования самостоятельной речью, свободной от заикания.

       У заикающихся детей формируется  способность выполнять учебную  деятельность в соответствии  с устными указаниями и показом или одними устными указаниями без показа образца, развиваются восприятие, память, мышление, познавательные интересы, формируются регуляторные процессы.

       Дети учатся отвечать на конкретные  и общие вопросы; упражняются  в кратких и развернутых ответах в зависимости от требований логопеда, воспитателя; отвечают в нормальном темпе, понятно для окружающих, достаточно громко, точно, по смыслу. На занятиях закрепляются навыки правильного пользования грамматическими формами существительных, прилагательных и других частей речи.

       Неотъемлемую часть занятий составляет  работа, направленная на развитие  таких качеств, как сосредоточенность,  умение быстро сообразить, вспомнить,  принимать активное участие в  диалоге, а когда необходимо, воздерживаться от импульсивного высказывания.

       Формируется умение одновременно  начинать и заканчивать работу, не опережая и не отставая  от товарищей, вырабатывается  нормальный темп деятельности, привычка  работать старательно, дружно, последовательно,  доводить начатое дело до конца, распределять внимание между двумя видами деятельности, рационально расходовать материал (бумагу), правильно пользоваться пособиями, инструментами.

       На занятиях применяются специальные  методические и игровые приемы, при помощи которых осуществляется коррекция заикания, общего и речевого поведения.

Игры

      Коррекция речи, общего и речевого  поведения заикающихся дошкольников  осуществляется не только на  занятиях, но и в играх. Общие  задачи игр состоят в уточнении  и расширении представлений детей о предметах окружающей обстановки, их различных признаках (форме, величине, цвете), назначении, развитии любознательности, познавательных способностей, совершенствовании движений. В процессе игры формируется доброжелательное отношение к товарищам, воспитывается бережное отношение к игрушкам и материалам, привычка соблюдать установленный порядок, умение считаться с интересами и мнениями товарищей, справедливо разрешать споры, избегать конфликтов.

       Развивается творческая инициатива, способность самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с взятой на себя ролью.

       Особое значение придается формированию  положительных личностных качеств  и навыков общего и речевого поведения, а также закреплению навыков пользования самостоятельной речью. Большое значение придается также развитию умения играть не только в коллективе, но и индивидуально, подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, воспитанию волевых качеств: самоконтроля, ответственности за свои поступки, умения сосредоточиться, быть активным в играх и в то же время, если есть необходимость, уметь сдерживать свои чувства и желания.

Коррекция речи в процессе труда

      У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые поручения, воспитывать стремление добиваться результатов труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наряду со всеми детьми. Воспитатель формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважительное отношение к труду взрослых и товарищей и одновременно закрепляет знания о предметах труда.

       Очень важно у заикающихся  дошкольников выработать в процессе труда внимание к речи взрослых, воспитывать у них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность. Они должны уметь выслушать задание до конца, затем приступить к его выполнению. С этой целью детям можно дать трудовые задания, поручения в определенной последовательности, в соответствии с которой дети должны их выполнить.

       В начале обучения важно, чтобы  дошкольники прослушивали речевые  образцы, которыми они будут  пользоваться в дальнейшем. Воспитатель  сам комментирует действия детей, рассказывает о предметах, которыми они пользуются во время труда. Так, при подготовке к занятию дежурные раздают материал, а воспитатель говорит: «Саша раздает карандаши, а Вова готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист — Коле. Саша кладет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги» и т. д.

       Развивая внимание к речи в  процессе труда, воспитатель дает  детям указания к работе и  обязательно следит за правильностью  их выполнения.

       Воспитатель также закрепляет  навыки общего и речевого поведения  и пользования самостоятельной  речью без заикания.

       В III периоде воспитатель упражняет  детей во фразовой речи. Это  происходит как при выполнении  различных видов труда в группе, так и при работе на участке.

       Когда дети начинают свободно  пользоваться контекстной речью  (IV период), они сопровождают процесс  трудовой деятельности подробным  рассказом о том, что они  делают.

Режимные  моменты

      Наряду с общими задачами в  работе с заикающимися детьми режимные моменты необходимо использовать как для коррекции их общего и речевого поведения, так и речевой деятельности.

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми