Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

Файлы: 1 файл

Коррекция нарушений речи заик.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

  Расширять представления о свойствах снега: в тепле тает, на морозе скрипит, на солнце блестит, искрится.

  При изучении тем «Домашние  животные и птицы», «Транспорт»,  «Почта» знакомить детей с  трудом взрослых: почтальон в  любую погоду приносит письма, телеграммы, газеты, журналы; колхозники ухаживают за домашними животными и птицами, ежедневно поят, кормят, содержат их в чистоте; шоферы и водители на различных видах транспорта перевозят людей и грузы.

  Дать представления о пользе  домашних животных.

  Обогащать и активизировать словарь детей при формировании следующих понятий: хвойные деревья, транспорт — грузовой и легковой, воздушный и водный, пассажирский; столовая, чайная, кухонная посуда (сервизы).

  Расширять активный словарный  запас детей за счет употребления  названий наиболее распространенных зимующих птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных и птиц и их детенышей.

Формирование  элементарных навыков письма и чтения

Учить детей составлять предложения из двух, трех, четырех слов (без предлогов).

  Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т. д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко).

  Учить детей слышать звуки  в составе слова и к предложенному  слогу подбирать один или несколько  слогов, чтобы получить слова:  мама, Маша, малина, машина и т.  д. 

Примерная тематика занятий 

1 занятие. Знакомить с предложением. Учить составлению предложений из двух слов.

2 занятие. Закреплять знания детей  о предложении. Знакомить со  схемой двусловного предложения. 

3 занятие. Учить самостоятельно  составлять короткие предложения,  определять количество слов в  них, составлять схему. 

4 занятие. Дать понятие о «маленьких словах» в предложении. Учить составлять предложения по опорным словам.

5 занятие. Упражнять детей в  составлении и анализе предложения. 

6 занятие. Знакомить с делением  слов на части. Дидактическая  игра «Закончи слово».

7 занятие. Учить делению на части двусложных слов с открытыми слогами. Учить схеме деления слова на части.

8 занятие. Закреплять понятия  о гласных и согласных звуках. Упражнять детей в делении  двусложных слов на части. 

9 занятие. Учить составлению предложений по опорным словам с определением места слов в предложении. Учить делению трехсложных слов с открытыми слогами на части. Учить составлять схему слова.

10 занятие. Развивать фонематический  слух (звуки [ж] — [ш]). Закреплять  понятия о гласных и согласных. 

11 занятие. Воспитывать у детей  способность выделять звук и  определять его место в слове.  Дидактическая игра «Придумай  слово на данный звук». Закреплять  умение делить слова на части. 

12 занятие. Развивать фонематический  слух (звуки [с] — [з]). Дидактическая игра на умение определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук».

13 занятие. Знакомить с односложными  словами, например: сыр, мак, кот.  Учить записывать слова схематически, определяя количество звуков  в слове. 

14 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] — [ш]). Игра на определение места звука в слове.

15 занятие. Развивать фонематический  слух (звуки [з] — [ж]). Закреплять  знания детей о слове, части  слова, количестве частей в  слове.

16 занятие. Закреплять знания  пройденного материала. Дать полный анализ предложения и слова устно и схематически.  

Воспитание  внимания к речи

Воспитывать у детей умение вслушиваться в  речь взрослых и своих товарищей  на занятиях, использовать речевые  модели логопеда и воспитателей (развернутые  фразы, варианты фраз, рассказ) для построения собственных ответов.

  Учить детей точно выполнять  поручения по воспроизведению  ряда последовательных действий.

Упражнения  в пользовании более сложной  самостоятельной ситуативной речью

Учить детей пользоваться без заикания краткими и развернутыми фразовыми ответами при наблюдении за живыми объектами, обследовании и осмотре натуральных предметов, игрушек, муляжей, рассматривании предметных и сюжетных картин и другого наглядного материала.

  Учить строить короткие и распространенные ответы в зависимости от требований логопеда, например: «Кто это?» (Кошка.) «Скажи полным ответом, кого я показала». (Вы показали кошку.)

  Учить детей подбирать несколько  ответов на один вопрос, характеризуя  разные признаки предмета и  учитывая при этом ответы товарищей, чтобы не повторяться.

  Воспитывать умение быстро отбирать  речевые средства (слова, грамматические  формы) для построения ответов,  пользуясь речевыми моделями  логопеда.

  Учить точно использовать слова,  обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылетает и т. п.

  Учить детей пользоваться в  ответах такими словами и словосочетаниями, как посуда, транспорт, хвойные  деревья, домашние животные, зимующие  птицы и т. д. 

  Учить по вопросам составлять коллективно и индивидуально рассказы по картине. Учить придумывать на каждый вопрос несколько ответов, выбирать наиболее удачный.

  Закреплять навыки пользования  самостоятельной речью, усвоенные  в I периоде.

  На занятиях воспитателя закрепляется активное пользование самостоятельной речью, усвоенной в предыдущем периоде на занятиях логопеда. Для закрепления правильной речи используются такие ситуации, как разговор во время дежурств, наблюдений и т. д. 

Воспитание  внимания к речи

Воспитывать у детей внимание к своей речи, к речи воспитателей и своих товарищей; умение заметить ошибку товарища.

  Формировать умение запоминать  и выполнять в определенной  последовательности задание, несколько  большее по объему, чем в I периоде;  быть собранным, сосредоточенным, запоминать задание и выполнять его самостоятельно, не подсматривая к товарищу и не переспрашивая взрослых; работать в едином темпе.

  Развивать умение сочетать разные  виды деятельности: слушать вопросы  и рисовать; рисовать и, удерживая  в памяти вопрос, обдумывать ответ; рисовать и отвечать на вопрос; рисовать и слушать ответы товарищей (аналогично на всех занятиях по изобразительной деятельности, конструированию).

Упражнения  в пользовании более сложной  самостоятельной ситуативной речью

Формировать у детей умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями в соответствии с требованиями взрослого при наличии наглядного материала («Скажи кратко, скажи полным ответом, подробнее...»; «Что находится (лежит) на ваших столах?», «Что приготовлено для занятия?» (Карандаши и бумага.) «Кто скажет полным ответом?» (У нас на столах лежат карандаши и бумага.) «Кто скажет подробнее?» (У нас на столах лежат разноцветные карандаши и бумага.)

  Учить подбирать на один вопрос  логопеда несколько сначала однословных, а затем развернутых ответов, характеризующих предмет с разных сторон: «Что можно сказать об этой коробке, какая она?» (Эта коробка картонная. Вы показываете прямоугольную коробку. У вас красивая новая коробка. Эта коробка прямоугольной формы. Эта коробка с красивым рисунком.)

  Учить строить рассказ, передавая  в нем последовательность действий, выполняемых в процессе занятия  по лепке, аппликации, рисованию  или конструированию, сначала  по вопросам логопеда, а затем  самостоятельно.

  Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на наглядный материал, а затем без него, по представлению.

  Учить отвечать на вопросы  словосочетаниями и распространенными  предложениями без опоры на  наглядный материал: Зимующие птицы.  Домашние животные. Мы рисовали зимующих птиц и т. п.

  Закреплять у детей навыки  пользования самостоятельной речью,  усвоенные в I периоде. 

III

Март, апрель

Расширять и уточнять знания детей по лексическим  темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные  птицы», «Звери жарких стран».

  Уточнять и расширять представления  детей о характерных признаках  весны, учить сравнивать ее  с зимой.

  Учить понимать причинно-следственные  связи, обусловленные изменениями  в природе: солнце греет все  теплее, поэтому тает снег, появляются  сосульки, тает лед на реках, начинается ледоход; обилие влаги и тепла необходимо для роста растений; становится теплее, поэтому люди меняют одежду; кончились холода, поэтому птицы возвращаются на родину, вьют гнезда, выводят птенцов; с наступлением тепла появляются насекомые, у диких животных рождаются детеныши.

  Дать представления о пользе, которую приносят дикие животные  и перелетные птицы.

  При изучении темы «Весна»  знакомить детей с трудом взрослых  по обработке почвы и подготовке  ее к посеву и посадкам, уходу за плодовыми деревьями и кустарниками.

  Продолжать знакомить с различными  профессиями взрослых.

  Обогащать и активизировать словарь  детей при формировании понятий:  весна, дикие животные, перелетные  птицы, звери жарких стран,  труд взрослых.

  Расширять активный словарь за счет употребления названий наиболее распространенных перелетных птиц (грач, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, журавль и др.), диких зверей, характерных признаков их внешнего вида, названий детенышей и т. д.

Воспитание  внимания к речи

Учить внимательно слушать связные  рассказы логопеда, воспитателей и  своих товарищей, чтобы затем  вариативно использовать лексический  материал в своих ответах.

  Воспитывать умение замечать  ошибки в рассказах товарищей  и удерживать их в памяти  до конца рассказа.

  Закреплять у детей навыки  по запоминанию устного задания  и воспроизведению определенного  ряда действий в определенной  последовательности.

Упражнения  в пользовании контекстной речью

Учить детей составлять рассказы без наглядной  опоры сначала по вопросам, а затем без них.

  Учить составлять рассказы по  картине, а затем — умению  продолжать развивать по представлению  сюжет, который мог бы быть  после изображенного на картине  действия. Аналогично учить детей  составлять рассказ о том, что  могло предшествовать изображенному на картине действию.

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми