Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования – определить профилактику вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
С учётом этой цели сформулированы основные задачи исследования:
- проанализировать вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальную проблему;
- рассмотреть организацию социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальная проблема.
1.1 Криминально-оринтированные группировки молодежи в современных российских условиях: сущностные характеристики, масштабы распространенности, причины возникновения………………………………9
1.2 Факторы, условия и механизмы вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………………………...17
2. Организация социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
2.1. Нормативно-правовые основы профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………...22
2.2. Организация первой профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи в школе…………….
2.3. Превинтивно-коррекционная работа в системе социальной службы с подростками входящими в криминально-оринтированные группировки молодежи………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
В роли представления может выступать бессознательно актуализируемый индивидом образ, насыщенный индивидуально обусловленными личностными смыслами. Такой образ может противоречить актуальной информации, рациональной логике, опыту и знаниям, строиться на индивидуальных или коллективных мифах. Но он чрезвычайно важен для превентивной адаптации, поскольку является эмоционально насыщенным, личностно-значимым и связанным с потребностями и жизнедеятельностью субъекта.
Алогичность и аксиоматичность такого представления могут привести к неадекватности представлений, притязаний и самооценок субъекта, повлечь за собой, среди прочего, и срыв превентивной адаптации. Поэтому в число первостепенных задач превенции входит антиципация – предвосхищение жизненных событий, которые потребуют адаптации в форме адекватных осознанных представлений, рефлексивной модели желаемого будущего, а также адекватной оценки актуальных и потенциальных возможностей личности.
Антиципация обеспечит формирование цели, планирование и программирование поведения, так как имеет в виду, во-первых, предвосхищение и ожидание тех или иных событий, во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности (когнитивный и поведенческий компоненты установки).
Схематичные обобщенные представления о будущем служат «контурной картой» превентивной адаптации, которую наполняет содержанием понимание смысла будущих событий, то есть их объективного содержания, их значения для общества в целом и для самого субъекта адаптации в частности. При этом субъект не просто отражает объективное содержание грядущих событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме эмоции. 22
Положительный эмоциональный фон превентивной, как и текущей, адаптации, образуется переживаниями индивидуальных перемен и стрессовых ситуаций как временных или необходимых для достижения цели затруднений. Здесь вступают в действие когнитивно - аффективный механизм субъективной оценки предстоящей стрессовой или фрустрирующей ситуации. Рационализация изменяет оценку ситуации, переводя ее из класса негативных, угрожающих или ущемляющих основные потребности, в класс полезных, например, с точки зрения полученного опыта, выработки новых стратегий поведения, включения в новые группы и тому подобное. Существенный вклад вносит эмоциональный компонент установки, оценочно-экспрессивная функция которой может усилить или, наоборот, ослабить переживания по поводу предстоящей адаптации.
Вследствие того, что превентивная адаптация начинается в относительно безопасных условиях (до наступления ситуаций, вызывающих стресс, фрустрацию), описанные оценки и переживания помогают сформировать отношение к адаптации как к деятельности , необходимой для получения определенных результатов, своеобразной «игры» (испытания) на развитие или подтверждение личностных качеств и жизненных ценностей, ощутить вовлеченность в процесс и даже получить удовольствие от процесса адаптации. 23
Установка на превентивную адаптацию весьма значима для человека. В этом контексте следует упомянуть и о готовности взять на себя ответственность за внутренние и (или) внешние действия для адаптации к переменам, то есть о локусе контроля над значимыми событиями в своей жизни. Однако предпочтение интернальности не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Подвержено влиянию других факторов, придающих дополнительную специфику этому атрибутивному паттерну. Для превентивной адаптивности представляют интерес, по меньшей мере, два из них. Первый – связь между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере он находит в жизни смысл и цели – оказывает положительное влияние.
Атрибуция ответственности неминуемо приведет субъекта к повышению активности и желанию предупредить угрожающие ситуации или их негативные последствия. Учитывая автономность, просоциальность и свободу в принятии решений, свойственные интерналам, связь между интернальностью и пониманием (приданием) смысла адаптации как составляющей смысла жизни создает хорошую психологическую основу для превентивной адаптации. Второй фактор – ориентация на тотальный контроль над ситуацией, присущая интерналам. В условиях достаточной неопределенности будущих перемен, свойственной превенции, возникает опасность психологической перегрузки, роста психоэмоциональной «цены» приспособления и отказа от адаптации.
Разрешение этого противоречия можно найти в структуре модели «хорошего интернального контроля», где интернальность в области достижений и неуда ч сочетается с экстернальностью причин неудач. Такой паттерн ответственности не будет провоцировать повышенную тревожность, обеспокоенность, низкую терпимость к другим, зависимость от внешних обстоятельств и неспособность управлять своими делами, осложняя тем самым разработку упреждающей программы адаптации. И все же, на наш взгляд, интернальность - экстернальность контроля сама по себе не говорит об адаптивности или неадаптивности, она лишь указывает, кто будет инициировать превентивную программу для адаптации к трудностям – сам субъект или внешние источники. 24
Открытость, гибкость и терпимость
к новому занимают значимое место
среди компонентов превентивной
адаптивности. Будучи проявлением низкой
степени ригидности, открытость новой
информации и гибкость реагирования
позволяют легче создавать
Терпимость как феномен
превентивной адаптивности понимается
как диспозиционная терпимость личности
при социальных взаимодействиях, за
которой стоят альтруистический
эгоизм, позитивное отношение к окружающему
миру, позитивное видение действительности.
Обеспечение социально-
Использование ресурсов превентивной
адаптации к среде или попыток
адаптировать среду к себе возможно
при условии развитой коммуникативной
компетентности – уместного прагматического
использования социального
Таким образом, превентивная
адаптивность – интегральное психологическое
свойство человека, которое создается
и проявляется в определенном
социальном контексте. Превентивная адаптивность
характеризует человека как способного
(на основе знаний о социальной действительности
и представлений о будущем, опыта
поведения в типичных социальных
ситуациях и антиципации
Заключение
Кардинальные перемены, переживаемые
нашим обществом во всех
сферах политической и социально-экономической
жизни, не могут не распространяться
на превентивную и пенитенциарную
практику в области предупреждения
и коррекции отклоняющегося поведения
детей и подростков.
Содержание перестройки воспитательно-
Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних и вовлечения их в криминально-оринтированные группировки. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.
Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении, вовлечение подростков в криминально-оринтированные группировки являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.
Наиболее эффективными приемами являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.
Список использованной литературы
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Перо, 2007. – С.114 – 119.
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М.: 2005. – С.12 – 17.
3. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 2000. – С.47 – 51.
4. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М.: 2004. – С.6 – 8.
5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М.: 2006. – С.78 – 83.
6. Башкатов И.П. Социально-
7. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ , 2005.- С.15-26.
8. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. – 2003. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: 2003. – С.14 – 17.
10. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – М: Наука, 2005. – С.421 – 425.
11. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М.: 2002. – С.9 – 17.
12. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: 2006. – С.314 – 327.
13. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – М.: Лира, 2005. – С.24 – 29.
14.Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М.: 1991. – С.104 – 107.
15. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 2001. – С.43 – 53.
16. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М.: 2007. – С.274 – 277.
17. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М.: 2006. – С.21 – 27.
18. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Лира, 2005. – С. 4 – 11.
19. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. – Свердловск: Юность, 2003. – С.56 – 63.
20. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М.: 2005. – С.14 – 27.
21. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 2005. – С.74 – 77.
22. Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России//Российская газета. – 2007. - №23. – С.16.
23. Карпец И.И. Преступное общество. – М.: 2004. – С. 401.
24. Кетов Н.Г. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. – С. 321-327.
25. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 2006. – С. 78.
26. Осипов В.А. Криминология. – М.: 2008. – С.91 – 105.
27. Уголовный Кодекс Российской Федерации и постатейные материалы к нему. – М.: «Спарк», 2008. – С. 51 – 93.
1 Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М.: 2005. – С.12 – 17.
2 Осипов В.А. Криминология. – М.: 2008. – С.91 – 105.
3 Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М.: 2006. – С.21 – 27.
4 Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М.: 2004. – С.6 – 8.
5 Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Перо, 2007. – С.114 – 119.
6 Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М.: 2006. – С.11 – 13.
7 Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – М: Наука, 2005. – С.421 – 425.