Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования – определить профилактику вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
С учётом этой цели сформулированы основные задачи исследования:
- проанализировать вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальную проблему;
- рассмотреть организацию социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальная проблема.
1.1 Криминально-оринтированные группировки молодежи в современных российских условиях: сущностные характеристики, масштабы распространенности, причины возникновения………………………………9
1.2 Факторы, условия и механизмы вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………………………...17
2. Организация социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
2.1. Нормативно-правовые основы профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………...22
2.2. Организация первой профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи в школе…………….
2.3. Превинтивно-коррекционная работа в системе социальной службы с подростками входящими в криминально-оринтированные группировки молодежи………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Как ни различны формы девиантного поведения подростков и юношей, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка или юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано также с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы, неблагополучные семьи и т.д.).7
В популярной литературе иногда
утверждается, что девять десятых
подростков-правонарушителей вырастают
в криминогенных и слабых семьях.
На самом деле такие семьи дают
30-40 процентов преступности. Преувеличивается
связь правонарушений подростков со
структурой семьи: в последние два
десятилетия две трети
Вместо абстрактного противопоставления "благополучных" и "неблагополучных" семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку десять типов семьи: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.; 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.
Но однозначной связи между преступным поведением в ранней юности и определенным стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив, - гиперопекой не обнаруживается.9
Что же касается индивидуально-личностных факторов, то, судя по лонгитюдным данным, влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка (юноши), тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.10
Юношеский и подростковый возрасты представляют собой группу повышенного риска – это:
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Подростковый возраст в биологическом смысле - это возраст полового созревания. В психологическом плане он характеризуется крайней противоречивостью. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития. Важнейшее психологическое образование - чувство взрослости - представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток реально еще не достиг. Юношеский возраст в биологическом плане - это период завершения физического созревания.
Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков и юношества. Юность - это завершение первичной социализации, начинающейся в подростковом возрасте. Промежуточность общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяет и особенности их психики.
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.11
Личность "трудного" подростка характеризуется, прежде всего, низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах его воспитания - в семье и школе. Под трудновоспитуемостью понимается негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям. Стремясь освободиться от опеки и оценки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. В то же время в этом возрасте наблюдается тенденция к перестройке отношений со сверстниками. Для подростка характерно стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых формах, может происходить в асоциальных формах.
Целый ряд исследований подтверждает гипотезу Э. Эриксона о значении для подростка отрицательной идентичности, в которой подросток подчас ищет и находит убежище от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка в девиантную субкультуру; "скачок" здесь происходит в среднем в возрасте около 15 лет. У 15-18-летних юношей делинквентное поведение связано с неосознаваемым пониженным уровнем самоуважения, чего еще не наблюдается у 11-14-летних (Д. Манн, 1976).
Наиболее серьезная попытка установить причинную связь между такими факторами, как уровень самоуважения подростка и девиантное поведение, дана в теории девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана (1975, 1980, 1982).
Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу "Я", низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.
Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975). 12
Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в криминально-оринтированных группировках, Кэплан нашел факторы в пользу следующих двух гипотез:
1. Низкое самоуважение
способствует росту
2. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.
Оказалось, что у подавляющего
большинства подростков положительные
самооценки превалируют над
Во-первых, они считают, что
не имеют личностно-ценных качеств
или не могут совершить личностно-
Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В-третьих, они не обладают
или не умеют эффективно использовать
механизмы психологической
Потребность в самоуважении
у таких подростков особенно сильна,
но поскольку она не удовлетворяется
социально приемлемыми
Чувство самоуничижения, своего
несоответствия предъявляемым требованиям
ставит перед выбором либо в пользу
требований и продолжения мучительных
переживаний самоуничижения, либо в
пользу повышения самоуважения в
поведении, направленном против этих требований.
Выбирается, как правило, второе. Поэтому
желание соответствовать
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.14
Важнейший фактор вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки - девиантные сверстники (Г.Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли, 1987). Наличие девиантной группы облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Девиантные поступки подростка увеличивают его привлекательность для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. Одновременно они вызывают отрицательное отношение и санкции со стороны "нормальных" других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.
2.Организация социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
2.1. Нормативно-правовые
основы профилактики
При раскрытии данного
вопроса целесообразно
Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:
несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима;
несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.
7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.
Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему.
1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.