Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования – определить профилактику вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
С учётом этой цели сформулированы основные задачи исследования:
- проанализировать вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальную проблему;
- рассмотреть организацию социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальная проблема.
1.1 Криминально-оринтированные группировки молодежи в современных российских условиях: сущностные характеристики, масштабы распространенности, причины возникновения………………………………9
1.2 Факторы, условия и механизмы вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………………………...17
2. Организация социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
2.1. Нормативно-правовые основы профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи…………………...22
2.2. Организация первой профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи в школе…………….
2.3. Превинтивно-коррекционная работа в системе социальной службы с подростками входящими в криминально-оринтированные группировки молодежи………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы
Допустить к защите
Зав. кафедрой, к.ф.н., доцент
_____________И.А. Козырева
«____»_______2009 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Профилактика вовлечения подросков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
Научный руководитель:
Ученая степень, должность, иниц., фамилия
_____________________
«___» ________2009 г.
Исполнитель:
Студент группы …
___________инициалы, фамилия
«____»________2009 г.
Сыктывкар 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Нормативно-правовые основы
профилактики вовлечения
2.2. Организация первой профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи в школе…………….
2.3. Превинтивно-коррекционная
работа в системе социальной службы с
подростками входящими в криминально-оринтированные
группировки молодежи…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в Российской Федерации во многих регионах ученые отмечают тенденцию роста количества общественно опасных деяний, совершаемых лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни рассказывают о фактах насилия и жестокости в подростковой среде. Разнообразные проявления жестокого отношения к сверстникам и детям младшего возраста говорят о деформации общества подрастающего поколения.
Количество общественно опасных деяний, совершенных лицами до достижения возраста уголовной ответственности, в РФ составляет более 100 тыс. в год. В Республике Коми ежегодно около 200 подростков рассматриваемой категории совершают общественно опасные деяния. По данным информационного центра МВД РФ, за 2008 год на 12% возросло количество совершаемых ими общественно опасных деяний.
Гипотеза: подобная ситуация не позволяет начать реабилитационную работу с несовершеннолетними правонарушителями на раннем этапе, приводит к формированию у них чувства безнаказанности, что почти неизбежно ведет к рецидиву. При этом многие подростки не только продолжают совершать общественно опасные деяния, но и вовлекают в противоправную деятельность своих сверстников. Отсутствие реальных мер воздействия на несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в особенности относящихся к категории тяжких, неизбежно приведет к серьезному осложнению криминогенной обстановки в подростковой среде, поэтому необходимо вводить профилактику вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи с раннего школьного возраста.
Объектом исследования являются молодежные криминально-оринтированные группировки, в которые вовлекаются подростки.
Предметом исследования являются:
- причины
и условия, способствующие
Цель исследования – определить профилактику вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи.
С учётом этой цели сформулированы основные задачи исследования:
- проанализировать вовлечение подростков в криминально-ориентированные группировки молодежи как социальную проблему;
- рассмотреть организацию социальной профилактики вовлечения подростков в криминально-оринтированные группировки молодежи;
- разработать и обосновать выводы и предложения по их совершенствованию.
Серьезный вклад в формирование методологии и методики изучения этой проблемы внесли Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, З.А. Астемиров, ММ. Бабаев, НИ. Ветров, А.И. Долгова, Г И Забрянский, Д.З. Зиядова, В.Д. Ермаков, К.Е. Игошев, С.М. Иншаков, ИИ. Карпец, В.В. Лунеев, Г.М.
1.Вовлечение подростков
в криминально-ориентированные
1.1.Криминально-
На протяжении долгого времени социологи изучали молодежь в основном в контексте «социальной проблемы». Конструкты молодежи могли быть различны: от особого вида человеческой популяции – до нестабильных и подвижных постсубкультурных нео-племен. Западные ученые, начиная с конца 80-х годов, все чаще обращаются к пересмотру концепций молодежной девиантности. Некоторые отечественные исследователи, наоборот, начинают их использовать, к чему их подталкивает ситуация социальных трансформаций и сопутствующие ей новые формы исключения.1
По официальной статистике в 2003—2008 гг. в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в РФ ежемесячно доставлялось около 2 тыс. 600 детей в возрасте от 11 до 14 лет. 25% актов вандализма, краж и грабежей совершаются группами малолетних, в число которых входят и девочки-подростки. Это означает, что общественно опасное деяние несовершеннолетних в последнее время «омолаживается» и «феминизируется». По данным МВД РФ, в 2008 г. количество подростков, поставленных на учет за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, в РФ составило 84,5 тыс. человек, в том числе 9,6 тыс. из них — лиц женского пола. Ежегодно 100 тыс. малолетних совершают общественно опасные деяния, примерно 2/3 из них нуждаются в направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения. Каждый год органами внутренних дел РФ осуществляется подготовка материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6-8 тысяч несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, в несколько раз больше. В то же время, несмотря на острую потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, сеть указанных учреждений развивается крайне медленно. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. В результате значительная часть подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, фактически остается без специализированной помощи.2
Более одной трети общественно опасных деяний среди несовершеннолетних совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет (1996 г. - 85 365; 1998 г. - 85 670; 2000 г. - 88 867; 2002 г. - 92 306; 2004 г. - 81 114; 2006 г. - 96 112; 2008 г. - 78 907). По данным информационного центра МВД РФ, в 2007 г. подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности, совершено 15 870 общественно опасных деяний.3 Поэтому серьезную озабоченность ученых и практиков вызывает проблема реагирования на общественно опасные деяния, совершаемые лицами, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Общественно опасное поведение лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, своевременно не ставшее предметом надлежащей профилактической работы, служит предпосылкой формирования криминогенной мотивации и антисоциальной направленности личности. Поэтому серьезную озабоченность ученых и практиков вызывает проблема реагирования на общественно опасные деяния, совершаемые лицами, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Молодежь любого общества связана с будущим. Другое дело, что потенциал этого будущего очень разнообразен, его нельзя свести только к инновационным, традиционным или девиантным тенденциям современных молодежных практик. Молодежные проблемы становятся открытыми и очевидными, когда те или другие группы ведут себя как «беспорядочные потребители», «нарушители спокойствия», «культурные мятежники» или как «молодые правонарушители». Молодежная повседневность, в которой выражаются или воспроизводятся доминирующие в обществе ценности, остается, как правило, «невидимой». Но молодежь не всегда бунтует, подрывает устои общества и родителей.
Кроме новых общественных болезней молодежь может предвещать возврат к традиционной или поддержку существующей нормативности. «Обычная» молодежь, полностью интегрированная в настоящее, - так называемый молодежный мейнстрим - всегда составляла большинство своего поколения. Однако внимание исследователей было обращено к тем группами, которые выпадали из общей «нормативности», а именно к субкультурной молодежи - эпатажной, яркой, экстремистско-настроенной; и к маргинальной - депривированной, неблагополучной - молодежи из «групп риска». В первом случае изучались экзотические субкультуры, неформальные молодежные движения, во втором – делинквентная, криминально-ориентированная, безработная, бедная, бездомная молодежь. Особый интерес социологов вызывали те, кто попал в наркотическую или алкогольную зависимость, входил в молодежные группировки, занимался проституцией, также рассматривались вопросы ранней беременности, ранних браков и т.д. Оба исследовательских потока редко пересекались; проблематизация первого типа активностей проходила в русле культурной, второго - структурной парадигм. В опоре на эти «девиантные» парадигмы развивались идеи, связанные с переходом во взрослость и сложностями социализации. Но интеграция в общество, формирование личностной, культурной и социальной идентичности происходит не только в рамках групповой активности.4 Для всех молодых людей самым важным остается повседневная рутина семейного, учебного, рабочего или другого жизненного графика.
Проблематизация, пусть и неявно, но содействует фрагментации молодежной субъективности и препятствует пониманию целостной природы молодости.
Вряд ли кто станет спорить с тем, что некоторые молодые действительно отличаются от некоторых взрослых. Но этого явно недостаточно для объяснения мягких и жестких вариантов проблематизации молодежи. Критическая оценка истории молодежного вопроса не означает игнорирование молодежных проблем как таковых. Нужно отличать молодежь как проблему от проблем самой молодежи.
Последовательный анализ истории молодежного вопроса в отечественной и западной традициях может привести к выводу, что полного отхода от принципа проблематизации молодежи не произойдет никогда. Наверное, это действительно так, если иметь в виду разные интерпретации понятия «проблема». Проблема как научный интерес, как абстрактное выделение основного противоречия изучаемого предмета и как цель его познания бесспорно важна. Без аналитической работы по ее формулировке и интерпретации используемых в ней понятий не обходится ни одно социологическое исследование. Если не точно определить проблему и не нацелить на ее решение исследовательский инструментарий, можно потерять общее направление и последовательность всех этапов работы. Иначе говоря, проблема - это стержень, вокруг которого вращается весь исследовательский процесс.
Однако проблемой внутри господствующих конструктов молодежного вопроса становится не абстрактное противоречие, а сама молодежь. Именно она проблематизируется, она вызывает паники, рассматривается в качестве ключевого фактора риска в современном обществе, становится причиной многих социальных болезней современности. Ее обвиняют в том, что она употребляет наркотики, сексуально распущена, агрессивна, неуправляема и т.п. Каждому из этих утверждений найдутся иллюстрации как в виде процентной представленности внутри выборочных совокупностей, так и в виде нарративных примеров. Но эти примеры или доказательства ничего не скажут о молодежи в целом. Например, сегодня часто используется понятие «молодежный экстремизм» - конечно, эти формы протестных движений существуют в молодежной среде. Но ведь они существуют и во взрослой среде. Почему не используются понятия «взрослый», «мужской/женский», «пенсионерский» экстремизм в качестве отдельной проблемы? Может быть правильней ставить вопрос о росте экстремистских, ксенофобных, националистических настроений среди населения, часть которого - это юноши и девушки со своими жизненными историями и интерпретациями их смысла. Подобное исследование будет результативным, если внимание в нем будет уделяться не только активности этих молодежных групп. Необходимо учитывать весь сложный комплекс взаимоотношений такой молодежи со средой, с компаниями (не только теми, которые экстремистско-ориентированы), со взрослыми и т.д.5
1.2.Факторы, условия
и механизмы вовлечения
Анализ противоправного поведения несовершеннолетних должен учитывать обстоятельства формирования и наиболее типичные особенности личности подростков и юношей. Асоциальное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка и юноши, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные "жизненные неудачи".6