Профилактика беспризорности в условиях мегаполиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

По-прежнему большая доля правонарушений совершается беспризорными и безнадзорными детьми. Многие из них несоциализированы в обществе, теряют здоровье. Поэтому профилактике беспризорности и безнадзорности государством уделяется значительное внимание.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.
1.1 Безнадзорность и беспризорность, как социально-педагогическое явление.
1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.
1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.
1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2. Система и организация профилактической работы в городе.
2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
 
 

       Санкт-Петербургский Университет МВД России 

                         Факультет заочного  обучения 

                                    Кафедра педагогики

                                

                                         Соколова Яна Викторовна 
 
 
 

                          Профилактика безнадзорности и

                          беспризорности в условиях мегаполиса

                     

                                         

                          Специальность – социальная педагогика 

                                     

                                                Научный руководитель:

                                                доктор педагогических наук

                                                профессор Н.Ф. Гейжан     
 

                       

                                        

                                         Санкт-Петербург

                                                   2012 г. 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.

1.1 Безнадзорность и беспризорность, как социально-педагогическое явление.

1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.

1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.

1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности. 

ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ

2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.2. Система и организация профилактической работы в городе.

2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.

2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность  исследования. Защита детей, их благосостояния, является одной из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально возможную степень выживания и здорового развития ребенка. Происходившие в 90-е годы социальные преобразования вызвали ряд негативных явлений: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубой силы и жестокости, распространение различных форм дискриминации. Это способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране, в том числе и в подростковой среде. Изучение судебной практики свидетельствует о том, что под влияние указанных факторов в основном попадают несовершеннолетние, на которых внимание общества и государства не сосредоточено в должной мере.

    По данным органов внутренних дел и суда по Санкт-Петербургу криминальная обстановка в подростковой среде стабилизируется. В 2010 году несовершеннолетними (лицами до 18 лет) совершено 783 уголовных преступлений. В то же время доля тяжких и особо тяжких преступлений с 2005-2009 года возрос удельный вес несовершеннолетних, привлекавшихся к уголовной ответственности. Большая часть из них- это лица ранее судимые, условно осужденные.

    По-прежнему большая доля правонарушений совершается беспризорными и безнадзорными детьми. Многие из них несоциализированы в обществе, теряют здоровье. Поэтому профилактике беспризорности и безнадзорности государством уделяется значительное внимание. На государственном уровне принят целый ряд законов, регламентирующих деятельность субъектов воспитания, в том числе Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые раскрывают основные понятия профилактики беспризорности и безнадзорности.

    Отдельные аспекты профилактики беспризорности и безнадзорности в условиях мегаполиса рассматривались в работах М.А. Галагузовой (2002), Тищенко Н.Г. (2005), Кочина А.А., Змановской Е.В.

    Однако  эта работа имеет свои особенности  в разных условиях, в том числе в крупных городах (мегаполисах). Недостаточность научного обеспечения профилактики беспризорности и безнадзорности в мегаполисах требует уточнения, раскрытия особенностей.

    Цель  исследования – повышение эффективности профилактики безнадзорности и беспризорности, направленной на их активную социализацию.

    Объект  исследования- профилактика беспризорности и безнадзорности в условиях мегаполиса.

    Предмет исследования- особенности профилактики безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса.

    Гипотеза  исследования. Профилактика безнадзорности и беспризорности будет эффективной, если:

    - систематизировать группы безнадзорных и беспризорных детей по степени риска их противоправного поведения и затруднений в социализации;

    - дифференцировать безнадзорных  и беспризорных детей в соответствии  с особенностями выделенных групп;

    - меры по профилактике безнадзорности  и беспризорности будут скоординированы на уровне города, района и микрорайона.

    Задачи  исследования.

  1. Определить понятие безнадзорности и беспризорности и систематизировать виды безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса.
  2. Определить систему организации профилактической работы с безнадзорными и беспризорными.
  3. Определить пути координации деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
  4. Выявить условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.

    Методы.

    - теоретические- изучение и анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме исследования, моделирование системы профилактической работы с подростками, проектирование результатов исследования на различных его этапах;

    - эмпирические- диагностические методы (анкетирование, интервью, беседы), изучение педагогической документации, диагностический и формирующий эксперимент по исследованию;

    - статистические – ранжирование, шкалирование, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

     

 

I ГЛАВА.

СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.

 

    1.1    Создание правового государства, идея которого провозглашена Конституцией Российской Федерации, предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной решать задачи предупреждения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних при одновременном обеспечении прав и законных интересов личности.

    Характеризуя  масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Основополагающие понятия предупредительной деятельности сформулированы впервые в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 в соответствии с которым основные понятия раскрываются следующим образом:

    – Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.

    – Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

    – Несовершеннолетний, находящийся в  социально опасном положении  представляет лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

    – Под семьей, находящейся в социально  опасном положении понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.-----------

    – Индивидуальная профилактическая работа включает в себя деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

    – Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система  социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

    Основными функциями системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    – предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    – обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    –социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении;

    – выявление и пресечение случаев  вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

    Предупреждение  правонарушений несовершеннолетних –  большая комплексная проблема, в которой должны принимать участие не только органы внутренних дел, но и органы Министерства  образования и Министерства юстиции, Министерства культуры,  Прокуратура Российской Федерации, органы местного самоуправления, различные общественные формирования, научно-исследовательские институты.

    В построении единой системы профилактики социальных отклонений несовершеннолетних существует несколько подходов. Ряд криминологов, социологов и психологов указывают на необходимость активизации сотрудничества социальных структур с органами внутренних дел в предупреждении подростковой преступности. Другие специалисты настаивают на отказе от вмешательства правоохранительных органов в судьбы подростков-правонарушителей, полагая целесообразным возложить определение мер воздействия в отношении малолетних преступников только на социальные и иные учреждения (специальные учебные заведения для детей с девиантным поведением, центры социальной реабилитации подростков). Третьи – предлагают радикально изменить действующее уголовное законодательство в отношении нерадивых родителей или воспитателей. Возникают разногласия о приоритетности направлений в профилактической деятельности и между представителями служб и подразделений органов внутренних дел. Также возникают определенные противоречия между субъектами государственной системы профилактики подросткового отклоняющегося поведения и субъектами отправления правосудия, также предлагающими для решения вышеозначенной проблемы различные средства и методы.

Информация о работе Профилактика беспризорности в условиях мегаполиса