Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:15, дипломная работа
По-прежнему большая доля правонарушений совершается беспризорными и безнадзорными детьми. Многие из них несоциализированы в обществе, теряют здоровье. Поэтому профилактике беспризорности и безнадзорности государством уделяется значительное внимание.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.
1.1 Безнадзорность и беспризорность, как социально-педагогическое явление.
1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.
1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.
1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2. Система и организация профилактической работы в городе.
2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К настоящему времени было проведено большое количество исследований в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Ученые, занимающиеся данной проблемой, отмечали, что на конкретном территориальном уровне этой задачей занимаются 40 различных по своему характеру и ведомственной подчиненности государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований, отдельных должностных лиц и граждан. Они планируют и реализуют разнообразные профилактические функции, включая вопросы материально-ресурсного обеспечения этой деятельности, выявляют несовершеннолетних, в отношении которых необходимо применение профилактических мер, выявляют граждан, отрицательно влияющих на их воспитание, осуществляют индивидуальную работу по исправлению и перевоспитанию правонарушителей, профилактическую работу с их родителями и иными лицами, отрицательно влияющими на воспитание детей и подростков.
Довольно большие количественные показатели общей численности участников воспитательно-профилактической деятельности, на первый взгляд, дают основание предполагать высокую обеспеченность необходимым потенциалом сил и средств. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике преступности несовершеннолетних дает право еще раз в рамках нашего исследования обратиться к этой теме.
Сегодня ученые отмечают сокращение на треть числа субъектов профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. При этом их сфера деятельности стала больше специализированной, чем профилактической. Некоторые направления работы с подростками стали осуществляться на коммерческой основе (этическое, культурное, оздоровительно-развивающее и информационное воздействие).
В
проведенных исследованиях
1.
Институты общего социального
предупреждения (в настоящее время
в России действуют отделы по делам семьи
и детей, органы управления образованием,
комитеты по делам молодежи, службы занятости
населения, государственные и муниципальные
образовательные учреждения, негосударственные
образовательные учреждения, учреждения
дополнительного образования, центры
молодежного досуга, подростковые клубы,
молодежные биржи труда, объединения родителей
детей, обучающихся в одной школе, центры
содействия освобожденным из воспитательных
колоний и специальных воспитательных
учреждений, центры обучающих технологий),
деятельность которых направлена на обеспечение
адекватной социализации основной массы
детей, реализацию их прав и законных интересов.
2. Институты первичного специального предупреждения (в России образованы центры социальной помощи семье и детям, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, благотворительные организации, работающие с безнадзорными и беспризорными детьми, подростками, имеющими проблемы в связи с алкоголем и наркотиками, службы скорой психолого-педагогической помощи, объединения родителей микрорайонов для защиты детей по принципу «соседский контроль», центры обучающих технологий), оказывающие помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.
3. Институты вторичного специального предупреждения (созданы специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временной изоляции правонарушителей, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, приюты и пансионы, приюты-общины, центры обучающих технологий), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
4.
Институты уголовно-правового
Предложенная система должна действовать на основе принципа, согласно которому каждая последующая группа институтов воздействует на подростка только после безрезультатного воздействия предыдущей. Важно отметить, что Г.И. Забрянский включает в каждую группу институтов инфраструктуры как государственные органы, так и общественные организации. Их взаимодействие – основа функционирования предлагаемой системы. Но такая классификация не бесспорна и предполагает наличие уже отлаженного механизма управления социальной профилактики.
Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.
Практика
показывает, что за последние десять
лет произошло сужение «
Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Наряду
с традиционными бедными-
В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.
Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе иногда и в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в том числе из благополучных семей.
Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы морали и культуры.
Снижение финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, неблагоприятно отражаются на социальном благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии и, в конечном итоге, к преступности несовершеннолетних.
Вместе с тем, за совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, формирование которой является результирующей действия целого комплекса криминогенных факторов. Однако за последние 7–8 лет этот комплекс претерпел существенные количественно-качественные изменения, связанные с трансформацией имевшихся и появлением новых детерминант, как в зеркале отразивших проблемы современной жизни. Еще в 1990-е годы к их числу криминологи относили лишь отдельные недостатки, имевшие место в системе семейного, школьного, трудового воспитания; некоторые упущения в организации досуговой деятельности, влияющие на криминализацию несовершеннолетних. В настоящее время серьезную обеспокоенность вызывают иные проблемы – гораздо большей масштабности и криминогенной значимости: тотальное семейное неблагополучие, кризис школьного и профессионального образования, длительная трудовая незанятость, неорганизованность досуга несовершеннолетних, наркотизация и т.п.
Профилактическая
работа в отношении
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ БЕЗНАДЗОРНЫМ
ДЕТЯМ
Профилактика (предупреждение) безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по своей сути является сложным и неоднозначным явлением, которое можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой существующей в нашем государстве многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждению правонарушений, которая в свою очередь входит в систему более высокого уровня – социального регулирования общественной жизни.
Представляется, что государственная система профилактики правонарушений несовершеннолетних, являясь частью или видом социальных связей в обществе, – есть урегулированная нормами права и морали, совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Функционирование
этой системы связано с
Анализируя современное законодательство РФ и нормативные акты, принятые Президентом и Правительством в последние годы, мы можем наблюдать устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведения ее в соответствие с международно-правовыми актами5 и такими общепризнанными принципами деятельности субъектов профилактики, как законность, гуманизм, демократизм, приоритет воспитательных профилактических мер над репрессивными, поддержки семьи и взаимодействия с ней, охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение их прав и законных интересов несовершеннолетних.
Информация о работе Профилактика беспризорности в условиях мегаполиса