Профилактика беспризорности в условиях мегаполиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

По-прежнему большая доля правонарушений совершается беспризорными и безнадзорными детьми. Многие из них несоциализированы в обществе, теряют здоровье. Поэтому профилактике беспризорности и безнадзорности государством уделяется значительное внимание.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.
1.1 Безнадзорность и беспризорность, как социально-педагогическое явление.
1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.
1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.
1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2. Система и организация профилактической работы в городе.
2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    К настоящему времени было проведено  большое количество исследований в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Ученые, занимающиеся данной проблемой, отмечали, что на конкретном территориальном уровне этой задачей занимаются 40 различных по своему характеру и ведомственной подчиненности государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований, отдельных должностных лиц и граждан. Они планируют и реализуют разнообразные профилактические функции, включая вопросы материально-ресурсного обеспечения этой деятельности, выявляют несовершеннолетних, в отношении которых необходимо применение профилактических мер, выявляют граждан, отрицательно влияющих на их воспитание, осуществляют индивидуальную работу по исправлению и перевоспитанию правонарушителей, профилактическую работу с их родителями и иными лицами, отрицательно влияющими на воспитание детей и подростков.

    Довольно  большие количественные показатели общей численности участников воспитательно-профилактической деятельности, на первый взгляд, дают основание предполагать высокую обеспеченность необходимым потенциалом сил и средств. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике преступности несовершеннолетних дает право еще раз в рамках нашего исследования обратиться к этой теме.

    Сегодня ученые отмечают сокращение на треть  числа субъектов профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. При этом их сфера деятельности стала больше специализированной, чем профилактической. Некоторые направления работы с подростками стали осуществляться на коммерческой основе (этическое, культурное, оздоровительно-развивающее и информационное воздействие).

    В проведенных исследованиях представлен  также широкий спектр классификаций субъектов профилактической деятельности. Признаки, лежащие в основе распределения субъектов профилактики по блокам, секторам, ядрам, различны. Так, Г.И. Забрянский распределил государственные и общественные организации, выполняющие профилактические функции, по четырем уровням-ступеням. В основу предложенного им распределения положен принцип соотношения воспитательно-педагогических методов с «карательно-устрашающими». Г.И. Забрянский определяет систему профилактики как инфраструктуру и дает следующее разделение ее «ядра»:

    1. Институты общего социального  предупреждения (в настоящее время 
в России действуют отделы по делам семьи и детей, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, службы занятости населения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, центры молодежного досуга, подростковые клубы, молодежные биржи труда, объединения родителей детей, обучающихся в одной школе, центры содействия освобожденным из воспитательных колоний и специальных воспитательных учреждений, центры обучающих технологий), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов.

    2. Институты первичного специального предупреждения (в России образованы центры социальной помощи семье и детям, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, благотворительные организации, работающие с безнадзорными и беспризорными детьми, подростками, имеющими проблемы в связи с алкоголем и наркотиками, службы скорой психолого-педагогической помощи, объединения родителей микрорайонов для защиты детей по принципу «соседский контроль», центры обучающих технологий), оказывающие помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.

    3. Институты вторичного специального предупреждения (созданы специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временной изоляции правонарушителей, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, приюты и пансионы, приюты-общины, центры обучающих технологий), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

    4. Институты уголовно-правового и  исполнительного предупреждения (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, воспитательные колонии, попечительские советы при воспитательных колониях, родительские комитеты при отрядах колоний, объединения родителей осужденных несовершеннолетних, общественные юридические консультации для осужденных, центры обучающих технологий; находятся в стадии создания уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, в перспективе – суды по делам несовершеннолетних), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних2.

    Предложенная  система должна действовать на основе принципа, согласно которому каждая последующая группа институтов воздействует на подростка только после безрезультатного воздействия предыдущей. Важно отметить, что Г.И. Забрянский включает в каждую группу институтов инфраструктуры как государственные органы, так и общественные организации. Их взаимодействие – основа функционирования предлагаемой системы. Но такая классификация не бесспорна и предполагает наличие уже отлаженного механизма управления социальной профилактики.

    Основной  причиной возникновения и роста  беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

    Существенно сократилось число, выросла платность  и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование   пионерская   организация   и   комсомол,   многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

    Практика  показывает, что за последние десять лет произошло сужение «подросткового пространства» городов и поселков, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. В исследовании, проведенном Институтом молодежи совместно с ГИБДД среди детей и подростков, лишь 63% опрошенных отметили, что в их дворах есть специальное место, где можно играть в подвижные игры, 53% – площадка для игр с мячом в футбол, волейбол и т. д., 22% – дорожки для катания на велосипедах, роликах, скейтах, 37% – площадки для прогулок и игр с домашними животными3.

    Другой  причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

    Наряду  с традиционными бедными-неполными  семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные-полные семьи» с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей.

    В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для     содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

    Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются  ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

    Сформировалась  новая система коммерческой и  криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

    Дети  и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе иногда и в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все российские дети, в том числе из благополучных семей.

    Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

    Изменились  репертуар детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы морали и культуры.

    Снижение  финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, неблагоприятно отражаются на социальном благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии и, в конечном итоге, к преступности несовершеннолетних.

    Вместе  с тем, за совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, формирование которой является результирующей действия целого комплекса криминогенных факторов. Однако за последние 7–8 лет этот комплекс претерпел существенные количественно-качественные изменения, связанные с трансформацией имевшихся и появлением новых детерминант, как в зеркале отразивших проблемы современной жизни. Еще в 1990-е годы к их числу криминологи относили лишь отдельные недостатки, имевшие место в системе семейного, школьного, трудового воспитания; некоторые упущения в организации досуговой деятельности, влияющие на криминализацию несовершеннолетних. В настоящее время серьезную обеспокоенность вызывают иные проблемы – гораздо большей масштабности и криминогенной значимости: тотальное семейное неблагополучие, кризис школьного и профессионального образования, длительная трудовая незанятость, неорганизованность досуга несовершеннолетних, наркотизация и т.п.

    Профилактическая  работа в отношении несовершеннолетних, безусловно, строится на сочетании всего спектра регулирующих воздействий. Никакая официальная структура, действующая в формальных рамках, обеспечить такого воздействия не может. А оно необходимо, поскольку «истоки антиобщественного поведения следует искать в начале жизненного пути преступника, там, где начиналось его формирование как личности, как социального существа. Это, прежде всего, относится к его семье и первому микросоциальному его окружению. Данное обстоятельство относится к любому правонарушителю, но от этого никуда нельзя уйти при объяснении как преступности в целом, так и применительно к конкретным личностям»4.

 

     СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕЗНАДЗОРНЫМ ДЕТЯМ 

    Профилактика (предупреждение) безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, по своей сути является сложным и неоднозначным явлением, которое можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой существующей в нашем государстве многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждению  правонарушений, которая в свою очередь входит в систему более высокого уровня – социального регулирования общественной жизни.

    Представляется, что государственная система  профилактики правонарушений несовершеннолетних, являясь частью или видом социальных связей в обществе, – есть урегулированная нормами права и морали, совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

    Функционирование  этой системы связано с деятельностью  многих специализированных и неспециализированных государственных и негосударственных субъектов профилактики, целенаправленных на соответствующие объекты предупредительного воздействия и социального контроля, иные факторы, детерминирующие безнадзорность и противоправное поведение несовершеннолетних.

    Анализируя  современное законодательство РФ и нормативные акты, принятые Президентом и Правительством в последние годы, мы можем наблюдать устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции, приведения ее в соответствие с международно-правовыми актами5 и такими общепризнанными принципами деятельности субъектов профилактики, как законность, гуманизм, демократизм, приоритет воспитательных  профилактических мер над репрессивными, поддержки семьи и взаимодействия с ней, охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение их прав и законных интересов несовершеннолетних.

Информация о работе Профилактика беспризорности в условиях мегаполиса