Проектирование проффесионального самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6
1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10
ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Функции профессионального самообразования 15
2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19
3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19
3.2. Информационное общество и самообразование 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

проектирвние профи самообр.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Барышникова З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. М., 2000.
  2. Гальетов В.П. Проблемы самообразования молодежи в 21 веке
  3. Жукова Е.Д. Самообразование как парадигма образования XXI века в контексте образовательных технологий подготовки культуролога
  4. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХ1 веку. – Екатеренбург., 2000.
  5. Зборовский, Г.Е., Шулина Е.А. Социология образования: учебное пособие. М., Гардарики, 2005.
  6. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Ур. Гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
  7. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования : Образование в уральском регионе в XXI веке: научные основы развития. Часть 2. -Екатеринбург, 2002.
  8. Иванов С.Н. Образование за рубежом, М., 2003.
  9. Калошина И.Н. Предпосылки нового подхода к самообразованию: Модернизация образования: проблемы и перспективы. Часть 1. - Оренбург, 2002.
  10. Калугина Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения / под редакцией Г.В. Дыльнова. - Саратов, 2000.
  11. Нейманов Я.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. М., 2002.
  12. Панина Л.П., Сафонова Е.Г., Сыманюк Э.Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности. Екатеринбург, 2002.
  13. Ризина Т.В. Психолого-педагогическая диагностика как одно из условий формирования трудовых ценностных ориентаций: методические рекомендации / науч. ред. Л.А. Байкова. Рязань: РГПУ, 2004.
  14. Самошин А.И., Учись учиться. учеб.-метод. пособие – 2011
  15. Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии. Автореф. : докт. пед. наук. М., 2010.
  16. Фомина О.В. Проектирование индивидуальной траектории профессионального самоопределения школьников. метод. пособие – 2005
  17. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс, 2010, №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Проект «Самообразование педагога»

 

Цель проекта:  способствовать формированию у членов педагогического коллектива представления о самообразовании как необходимом условии профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

  1. Проанализировать систему работы ДДТ по самообразованию педагогических кадров.
  2. Выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство педагога и как следствие повышение результативности образовательного процесса.
  3. Содействовать формированию у педагогов потребности в повышении уровня самообразования.
  4. Приобщить педагогов к самоанализу и самодиагностике своей профессиональной компетентности.

 

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня самообразовательной деятельности педагогов ДДТ.
  2. Создание условий, стимулирующих личностно-профессиональный рост членов педагогического коллектива.
  3. Обмен опытом профессиональной самообразовательной деятельности.

 

Теоретическое обоснование

Самообразование – это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Необходимость самообразования  диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования – выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

Виды самообразовательной деятельности педагога:

    1. Фоновое общеобразовательное самообразование – самостоятельная познавательная деятельность как естественная часть жизни педагога (чтение художественной литературы, просмотр отдельных телепередач и т.д.).
    2. Фоновое педагогическое самообразование – просмотр и чтение педагогической периодики, книг по педагогике, психологии и методикам.
    3. Перспективное профессиональное самообразование – работа педагога над определенной психолого-педагогической проблемой продолжительной во времени.
    4. Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными существенными затруднениями в своей педагогической деятельности.

Самообразовательная деятельность педагога осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует о разных возможностях личностно-профессионального роста. Выделяют несколько уровней зрелости самообразования:

    • Низкий – спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.
    • Средний – ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности.
    • Высокий – систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности.
    • Наивысший – самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается  некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования педагога:

    • повышение качества преподавания предмета;
    • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т.д.
    • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
    • доклады, выступления;
    • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
    • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
    • разработка и проведение открытых занятий;
    • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по исследуемой  проблеме.

 

Ресурсное обеспечение  проекта

Инновационный ресурс: программно-методическое сопровождение образовательного процесса ДДТ. Инновационный ресурс обеспечивает оптимальную жизнедеятельность в контексте образовательной стратегии развития педагогического коллектива.

Информационный ресурс: материалы Интернет-сети, периодической печати, инновационный педагогический опыт.

Интеллектуальный ресурс: администрация ДДТ, педагоги дополнительного образования, воспитанники, родители.

Технологический ресурс: проекты, рефлексивные исследования, материалы заседаний методического объединения.

 

 

Методы

Словесные методы: доклад, развивающая беседа, работа с текстами, дискуссия.

Наглядные методы: наглядность (графики, таблицы, схемы, диаграммы), демонстрация фото, компьютерные и мультимедийные средства.

Практические методы: действия педагогов, моделирование разнообразных ситуаций, панорама открытых занятий, наблюдение за работой педагогов и воспитанников в образовательном процессе.

Исследовательские методы: рефлексивные срезы, анкетирование.

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Содержание

Ответственные

Сроки

 

Первый  этап – аналитико-диагностический 

Анализ  уровня самообразовательной деятельности педагогов 

методист

Октябрь- ноябрь

  «Организация работы по самообразованию педагогов»

Методист 

Сентябрь

Микроисследование по теме «Способности педагога к творческому саморазвитию»

Методист 

Ноябрь

Микроисследование по методике определения уровня рефлексивности педагогов

Методист

Ноябрь

 

Второй этап – предметно-содержательный

Заседание методического совета «Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Методист 

Фигель Н.А.

Ноябрь

Посещение уроков и факультативных занятий

Методист 

Ноябрь-декабрь

Выставка  портфолио педагогов

Методист

Декабрь

 

Третий этап – рефлексивный

Анализ  и подготовка материалов к педагогическому  совету

Методист 

Декабрь

Заседание педагогического совета

Администрация ДДТ

Январь 2010


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микроисследование № 1

«Способности педагога к творческому саморазвитию»

Вопросы:

  1. Я стремлюсь изучать себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
  6. Я исследую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности
  10. Я стремлюсь быть более открытым.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по 
службе.

 

Оценивание:

5 баллов – данное  утверждение полностью соответствует  действительности;

4 балла  –  скорее соответствует, чем  нет; 

3 балла  –  и да, и нет; 

2 балла – скорее не соответствует; 

1 балл –  не соответствует.

 

 

Микроисследование № 2

Методика определения  уровня рефлексивности

(А. В, Карпов, В. В.  Пономарева)

  1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.
  2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
  3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
  4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.
  5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

 

6. Приступая  к трудному заданию, я стараюсь  не думать о                      предстоящих     трудностях                

Информация о работе Проектирование проффесионального самообразования