Проектирование проффесионального самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6
1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10
ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Функции профессионального самообразования 15
2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19
3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19
3.2. Информационное общество и самообразование 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

проектирвние профи самообр.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

Но лица, для которых предназначена была "Книга о книгах", т. е. представители  так называемого образованного  общества (получившие по меньшей мере среднее образование) и университетская "молодежь", нуждаются не только в "точном списке учебников" и важнейших монографий, но и в руководительстве самообразовательным чтением[15].

За удовлетворение этой потребности взялись несколько  лет тому назад "Комиссия по организации  домашнего чтения" в Москве и "отдел для содействия самообразования" в Петербурге, возникшие почти одновременно и выпустившие в свет свои программы, которые имели большой успех в публике. "Комиссия по организации домашнего чтения" образовалась при учебном отделе Общества распространения технических знаний в 1893 г. В ее состав вошли многие профессора, преподаватели и другие интеллигентные лица Москвы.

В отечественной  литературе проблема самообразования  традиционно освещается в педагогическом и психологическом ракурсах, не становясь  предметом специальных социологических  исследований. Как пишет профессор  Л.Н. Коган, "основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование. К сожалению, социология у нас  совершенно не занималась этой проблемой, считая ее только объектом изучения психологии".

Общими  причинами такой ситуации являются, с одной стороны, неординарность для социологии самой этой проблемы, а с другой - имплицитное присутствие  характеристик самообразования  как одного из структурных элементов  при анализе образования в  целом. Сейчас, несмотря на появление  широких возможностей для самообразования, отсутствуют стимулы к его осуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развития важнейшего компонента образования - самообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, ни вступление в цивилизованное общество не могут "состояться".

Самообразование связано с развитием личности, осуществляющимся на основе свободного выбора видов деятельности в процессе самореализации. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной среды. Одним из ее срезов является ориентация на совокупность потребностей различных социальных групп. Каждая из них находит свою собственную социокультурную и образовательную нишу.

Вопрос  состоит в том, чтобы умело  скоординировать и направить  все структуры социального института  образования, все элементы его как  системы и социальную политику государственных  органов и организаций на то, чтобы  они повышали эффективность процесса самообразования. Критерием эффективности  и результатом его должен стать "самообразующийся" человек, а не система образования как самоцель[10].

Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной  деятельности человека является требованием  времени. Суть его в том, чтобы  личность самостоятельно формировала, "образовывала" себя, используя  институциональные формы образования  как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому необходимо осознание личностью особой роли самообразования, которое становится системообразующим фактором образовательного пространства.

Эта проблема еще более актуализируется в  условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям. Можно, следовательно, говорить о прагматическом аспекте самообразования.

Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым  для человека видом деятельности и т.д.). Самообразование дает возможность  человеку испытать счастливые мгновенья  открытия чего-то нового.

Поскольку самообразование выступает как  средство подготовки к труду и  овладения профессиональными навыками, имеет место совпадение в нем  индивидуально-личностного и социально-значимого. Обе эти стороны самообразования  — "самоценная" и "инструментальная" — имеют важное значение для человека, хотя та или иная из них при определенных условиях выдвигается на передний план[8].

Одна  из проблем, требующих своего изучения, - типология самообразовательной  деятельности социальных групп и  ее критерии. В этой связи может  быть поставлен вопрос об исследовании уровней самообразования.

Наконец, еще одна проблема, требующая  своего комплексного анализа, потребности, интересы, мотивы самообразовательной  деятельности, ориентации и установки  на нее различных групп населения  российского общества.

 

ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ

самообразование молодёжь общество

2.1. Функции профессионального самообразования

 

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»)[4].

Мы будем  иметь в виду второе значение, так  как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование  выступает одним из механизмов превращения  репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

М. Князева  выделяет несколько функций самообразования : экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе; компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; геронтологическая – поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма[9].

Таким образом, самообразование – необходимое  постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое  сопутствует ему всегда.

Профессиональное  самообразование будущего учителя - целенаправленная самостоятельная  деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых  психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование  в соответствии с характером выполняемой  работы.

Профессиональное  самообразование выполняет следующие  функции: дополняет, углубляет, расширяет  имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля  педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование  и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации  и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных  телепередач, слушание радио, посещение  кино, театров, музеев, выставок; участие  в экскурсиях самого разного характера  и направленности, лекториев, всевозможных курсов[10].

Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики  и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и  классификация различных материалов для использования в учебной  работе.

Перспективное профессиональное самообразование  – работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание  рефератов, курсовых и дипломных  работ.

2.2. Самообразование: формы, виды, результативность

 

Самообразование индивида - необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью; самостоятельное  приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.[10]

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными  показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта  способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга  своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие  этой потребности, мотивы, побуждающие  индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.

Направления самообразования: профессиональное (предмет  преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство  влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.

Все формы  самообразования можно условно  поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме  инициатором является сам индивид, однако руководители методических и  административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая  форма в виде деятельности методического  объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь  между результатами индивидуального  самообразования и самим индивидом[6].

Конкретные  виды самообразования: систематический  просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических  изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в  Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических  методик в процессе интерактивных  тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты  самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные  или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение  опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Профессиональное самообразование молодежи

 

В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования  у молодежи неверный, искаженный. Проведенное  анкетирование подтвердило эту  гипотезу: около 95% студентов самообразование  описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение  знаний самим без чьей либо помощи»[11].

И у части  преподавателей встречается такой  же образ: «самообразование - получение  знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…»[9].

Особенно  интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер  организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира».  Их ответы можно разделить на три группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах: «образование из человека Человека, когда ставит цели, управляет собой», «образование самого себя, человека в человеке», «образование себя внутри себя самого», «желание человека пополнить себя новыми нужными знаниями, то есть стать человеком», «работа над собой».

Во второй подгруппе уровень ответов ниже: «осознание накопленных знаний с  последующим практическим использованием», «самостоятельное определение человеком: что ему надо знать и уметь», «самостоятельный выбор способа  и метода познания», «сам управляет  своим образованием».

В третьей  подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству: «образование человека без помощи других лиц», «получение знаний самим без  чьей либо помощи», «процесс самообучения», «самообразование по интересующему  вопросу», «познание, понимание информации и использование»[11].

В четвертой  группе ответы расплывчатые: «дополнительная  работа человека над собой, своими знаниями, образованием», «чем каждый человек  должен заниматься в течение всей жизни», «человек осознает, что он делает и к чему это приведет».

Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос:

Информация о работе Проектирование проффесионального самообразования