Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6
1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10
ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Функции профессионального самообразования 15
2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19
3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19
3.2. Информационное общество и самообразование 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30
Но лица, для которых предназначена была "Книга о книгах", т. е. представители так называемого образованного общества (получившие по меньшей мере среднее образование) и университетская "молодежь", нуждаются не только в "точном списке учебников" и важнейших монографий, но и в руководительстве самообразовательным чтением[15].
За удовлетворение этой потребности взялись несколько лет тому назад "Комиссия по организации домашнего чтения" в Москве и "отдел для содействия самообразования" в Петербурге, возникшие почти одновременно и выпустившие в свет свои программы, которые имели большой успех в публике. "Комиссия по организации домашнего чтения" образовалась при учебном отделе Общества распространения технических знаний в 1893 г. В ее состав вошли многие профессора, преподаватели и другие интеллигентные лица Москвы.
В отечественной
литературе проблема самообразования
традиционно освещается в педагогическом
и психологическом ракурсах, не становясь
предметом специальных
Общими причинами такой ситуации являются, с одной стороны, неординарность для социологии самой этой проблемы, а с другой - имплицитное присутствие характеристик самообразования как одного из структурных элементов при анализе образования в целом. Сейчас, несмотря на появление широких возможностей для самообразования, отсутствуют стимулы к его осуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развития важнейшего компонента образования - самообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, ни вступление в цивилизованное общество не могут "состояться".
Самообразование связано с развитием личности, осуществляющимся на основе свободного выбора видов деятельности в процессе самореализации. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной среды. Одним из ее срезов является ориентация на совокупность потребностей различных социальных групп. Каждая из них находит свою собственную социокультурную и образовательную нишу.
Вопрос
состоит в том, чтобы умело
скоординировать и направить
все структуры социального
Перенос
акцента на самообразование, актуализацию
личностного момента в
Эта проблема
еще более актуализируется в
условиях перехода к рыночной экономике,
поскольку здесь требуется
Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.). Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового.
Поскольку
самообразование выступает как
средство подготовки к труду и
овладения профессиональными
Одна из проблем, требующих своего изучения, - типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии. В этой связи может быть поставлен вопрос об исследовании уровней самообразования.
Наконец, еще одна проблема, требующая своего комплексного анализа, потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации и установки на нее различных групп населения российского общества.
самообразование молодёжь общество
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»)[4].
Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
М. Князева
выделяет несколько функций
Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Профессиональное самообразование будущего учителя - целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.
Профессиональное
самообразование выполняет
В профессиональное
самообразование включаются 4 вида
самообразовательной
Фоновое
общеобразовательное
Фоновое
педагогическое самообразование - просмотр
и чтение педагогической периодики
и новых книг по педагогике, психологии,
методикам, создание личной библиотеки
и ее систематизация, накопление и
классификация различных
Перспективное профессиональное самообразование – работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.
Самообразование
индивида - необходимое условие
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.
Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.
Все формы
самообразования можно условно
поделить на две группы: индивидуальная
и групповая. В индивидуальной форме
инициатором является сам индивид,
однако руководители методических и
административных структур могут инициировать
и стимулировать этот процесс. Групповая
форма в виде деятельности методического
объединения, семинаров, практикумов,
курсов повышения квалификации, творческих
групп обеспечивает обратную связь
между результатами индивидуального
самообразования и самим
Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования у молодежи неверный, искаженный. Проведенное анкетирование подтвердило эту гипотезу: около 95% студентов самообразование описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение знаний самим без чьей либо помощи»[11].
И у части преподавателей встречается такой же образ: «самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…»[9].
Особенно интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира». Их ответы можно разделить на три группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах: «образование из человека Человека, когда ставит цели, управляет собой», «образование самого себя, человека в человеке», «образование себя внутри себя самого», «желание человека пополнить себя новыми нужными знаниями, то есть стать человеком», «работа над собой».
Во второй
подгруппе уровень ответов
В третьей подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству: «образование человека без помощи других лиц», «получение знаний самим без чьей либо помощи», «процесс самообучения», «самообразование по интересующему вопросу», «познание, понимание информации и использование»[11].
В четвертой группе ответы расплывчатые: «дополнительная работа человека над собой, своими знаниями, образованием», «чем каждый человек должен заниматься в течение всей жизни», «человек осознает, что он делает и к чему это приведет».
Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос:
Информация о работе Проектирование проффесионального самообразования