Проектирование проффесионального самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6
1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10
ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Функции профессионального самообразования 15
2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19
3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19
3.2. Информационное общество и самообразование 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

проектирвние профи самообр.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

 

содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6

1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6

1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10

ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15

2.1. Функции профессионального самообразования 15

2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19

3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19

3.2. Информационное общество и самообразование 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Приложение 30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов. Являясь важным фактором самоконструирования, самосовершенствования личности в профессиональной и вне профессиональной сферах, воспроизводства и изменения социального запаса знания, развития социума в целом, самообразование обладает высокой индивидуальной и общественной ценностью.

Актуальность исследования самообразования обусловлена не столько его сущностными и функциональными характеристиками, сколько новой социальной ролью, сформированной под воздействием факторов макроуровня на данном этапе общественного развития. К их числу относят, социально-экономические, социально-политические, социокультурные факторы. В центре нашего внимания стоит взаимосвязь, взаимообусловленность самообразования и социального феномена. Данное исследование является перспективным, т.к. объясняет изменения в требованиях социума к личности, её образовательным способностям, выявляет восприятие, побудительные мотивы, цели самообразования, формируемые под влиянием развития общественной деятельности.

Самообразовательная деятельность способствует поддержанию индивидуальности, целостности «Я» личности в условиях динамичных изменений социума и в более широком контексте - глобализации, способствует успешному самоопределению, самоидентификации субъекта в системе общественных отношений. Продолжающаяся историческая смена технологий коммуникации влечет новшества в способах самообразования. Субъект самообразовательной деятельности сегодня оказывается перед лицом множества новых возможностей и ограничений социально-познавательной сферы. Среди них: повышение ценности знаний и быстрота их устаревания: наличие широкого социального пространства и необходимость умения работать с потоком информации, её декодирования; существование многообразных источников информации и дифференциация доступа различных социальных групп к ним в целях самообразования, в этих условиях самообразующаяся личность находится в ситуации ресоциализации, стремится найти и использовать новые стратегии удовлетворения потребности в знании.

Объектом исследования выступает образование в современном обществе.

Предмет курсового исследования – проектирование самообразования в системе современного профессионального образования.

Цель курсовой работы – обосновать эффективность профессионального самообразования.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ методологии социального подхода к исследованию эффективности самообразования.
  2. Дать характеристику профессиональному самообразованию как социальному феномену (понятия, функций, формы и виды).
  3. Изучить сущность проектирования профессионального самообразования как способа повышения квалификации.

Самообразование в системе повышения квалификации будет эффективным, если: теоретически разработана, обоснована и реализована модель самообразования в системе повышения квалификации, построенная на основе личностно-ориентированного, деятельностного и уровневого подходов, учитывающая особенности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства самообразования; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного функционирования модели самообразования средствами информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации: (развитие информационно-коммуникационной среды системы повышения квалификации; ориентация образовательного процесса в системе повышения квалификации на развитие самообразовательной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий).

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и нормативно-правовых документов;
  • эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ  КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования

 

На сегодняшний день нет необходимости  убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик  обучения, обеспечивающих повышение  качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них  умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного  труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют  необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где  же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных  источников информации самостоятельным  путем, овладеть как можно большим  разнообразием видов и приемов  самостоятельной работы [2].

В педагогике это положение не ново. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных  усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский  в книге "Великая дидактика" призывал педагогов к изысканию  и открытию такого способа, при котором  учащие (педагоги) меньше бы учили, а  учащиеся больше бы учились[11].

Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта  в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным  управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным – это, значит, "стоять самому", делать что – либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников и студентов[14].

Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной  работы в учебном процессе состоит  в том, что многие учебные пособия  еще не в полной мере содействуют  успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное  количество заданий, требующих от каждого  обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых  выводов. Правила, законы, выводы часто  даются в готовом виде и требуют  только заучивания.

Самообразование- это самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем Самообразование — средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под Самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое средней школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны почерпать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и из самостоятельного чтения. Высшее образование имеет обыкновенно специальный характер; даже университетские факультеты являются своего рода специальными школами. Поэтому и студенты высших учебных заведений, желающие расширить свои знания и выработать себе научное, моральное и социальное миросозерцание, тоже должны прибегать к самообразованию. Наконец, люди, выработавшие в себе привычку к серьезному чтению, и по окончании курса в высших учебных заведениях, читая научные книги, в сущности продолжают заниматься самообразованием. В других случаях самообразование прямо заменяет собою школьное образование, именно для людей, учившихся только в низшей школе или в таких профессиональных училищах, которые не дают почти никакого общего образования, равно как для людей, которые, прошедши курс средней школы, лишены возможности продолжать учение в университете или других высших учебных заведениях[8].

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в  первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения  посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь  с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием  земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в  расширении доступа к образованию  более широкому кругу людей система  индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 — 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.

Когда в средние века с увеличением  количества обучающихся стали подбирать  в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса[8].

Классно-урочная система в отличие  от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность  занятий, стабильный состав учащихся одинакового  уровня подготовленности, а позже  и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий  в рамках классно-урочной системы, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается  проверкой усвоения материала. Он имеет  неизменную структуру: опрос, сообщение  учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

Большой вклад в разработку научных  основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих  основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического  процесса, которое заменило бы классно-урочную  систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.

1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования

 

Еще в XVIII и начале XIX в. Андрью Белль и Ланкастер пришли к мысли о возможности распространять образование путем взаимного обучения; основанная на этом принципе белль-ланкастерская система была первым опытом коллективного самообразования , соединенного, впрочем, с школьными порядками. В настоящее время эта система, рассчитанная на распространение самых элементарных знаний, оставлена; но принцип коллективного самообразования может иметь и другие применения и притом на разных ступенях образования. Особое значение принадлежит кружкам самообразования, постоянно возникающим среди учащейся молодежи как в старших классах средних учебных заведений, так особенно в высших учебных заведениях. В этих кружках обыкновенно происходит совместное чтение научных книг и литературных произведений, а также рефератов о прочитанных книгах или интересующих вопросах, причем читаемое подвергается обсуждению и спору. Подобные кружки самообразования возникают и среди других общественных групп. Там, где существует право ассоциаций, общества самообразования получают и правильную организацию; подобного рода союзы образуются и среди рабочих. Вообще история самообразования показывает, что коллективное ("кружковое") самообразование из неорганизованного превращается в организованное[15].

Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования  является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны  людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни и народные чтения.

За последнее  время на западе Европы и в Северной Америке особое развитие получили так называемые "народные университеты", поставившие своей задачей самое широкое распространение университетского образования. Конечно, систематические публичные лекции не могут заменить настоящего университетского преподавания, и в хорошо организованных народных университетах "домашнее чтение" все-таки играет первенствующую роль. В последнем отношении помощь самообразованию и в одиночку, и кружковому компетентные лица могут оказывать, руководя самообразовательным чтением, составляя программы и книжные указатели. Потребность в таких указателях чувствуется давно. В студенческих кружках самообразования она удовлетворялась многочисленными списками книг для чтения в целях самообразования часто неизвестного происхождения, передававшимися от одних к другим, случайно дополнявшимися или сокращавшимися и т. п. В Западной Европе давно известны печатные списки особенно рекомендуемых для чтения книг, многие из них получили большую известность, например список Леббока, составленный по просьбе рабочих и помещенный в книге "Радости жизни", а затем повторенный Ричардсоном в брошюре "Как читать книги, чтобы они приносили нам пользу". Эта попытка вызвала подражание в Германии, где появилась несколько лет тому назад книжка под заглавием "Лучшие книги всех времен и литератур" (ср. также Sch ц nbach, "Ueber Lesen und Bildung", 1894). У нас нечто подобное было предпринято М.М. Ледерло, издавшим в 1895 г. "Мнения русских людей о лучших книгах для чтения". Гораздо более серьезное значение имеет изданная в пользу голодающих (1892 г.) "Книга о книгах", составленная целым кружком московских ученых, под редакцией И.И. Янжула, и представляющая собою "толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания". До известной степени составители этого издания стремились заменить им вышеупомянутые "систематические каталоги" и расширить указания на научные пособия, помещаемые в ежегодных обозрениях университетского преподавания[8].

Информация о работе Проектирование проффесионального самообразования