Проектирование проффесионального самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие, сущность, виды и история развития самообразования 6
1.2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы профессионального самообразования 10
ГЛАВА II. особенности проектирования профессионального САМООБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Функции профессионального самообразования 15
2.2. Самообразование: формы, виды, результативность 17
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19
3.1. Профессиональное самообразование молодежи 19
3.2. Информационное общество и самообразование 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

проектирвние профи самообр.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

«Самообразование  это чтение книг и журналов по специальности, художественной литературы, просмотр видеофильмов, работа в Интернет или  же этого мало для самообразования?»

Ответы  показали, что аудитория разделилась  примерно пополам: около 60% сказали, что  перечисленных занятий недостаточно, и около 40% сказали, что это и  есть самообразование. Преподаватели  почти единодушно ответили, что конечно, недостаточно. И с возрастом различие между самообучением и самообразованием понимается все лучше.

Итак, можно  было сделать вывод о том, что  действительно в умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ  самообразования. А БСЭ подтвердила, что этот факт является общероссийским.

На следующем  этапе исследования выяснялась реальная потребность молодежи в самообразовании. Были заданы следующие вопросы:

  1. необходимо ли вам лично самообразование и для чего необходимо?
  2. сколько времени вы могли бы выделить на самообразование (часов в день)?
  3. каков возможный бюджет вашего самообразования (рублей в месяц)?
  4. хотели бы вы научиться самообразованию?
  5. нужна ли вам помощь в самообразовании?
  6. известны ли вам книги по самообразованию?

Из ответов  можно было получить следующий образ  молодого человека и его отношение  к самообразованию:

Необходимость в самообразовании осознается большинством опрошенных (92%). Высшую цель самообразования меньшинство студентов первого–второго курса (от 14 до 22%) обозначило следующими выражениями:

  • для самореализации, совершенствования себя, самосовершенствования,
  • для будущей жизни, для карьеры, для развития, для всего - вся жизнь это самообразование.

Половина  более подготовленных студентов 4 курса (54%) цель собственного самообразования  определили так:

  • чтобы решать проблемы, сложные вопросы;
  • быть интересным, востребованным обществом;
  • чтобы отличаться от животного…;
  • чтобы стать успешным человеком;
  • чтобы приносить пользу себе и другим.

Возможный бюджет времени на самообразование  у тех, кто видит в нем необходимость в среднем составляет около 2 часов в день.

1. Концепция  высококачественного самообразования  сформулирована Н.А.Рубакиным сто  лет назад. Но в настоящее  время самообразование понимается  большинством населения как самообучение. В результате самообразование  как один из наиболее дешевых  и доступных «путей к успеху»  молодежью и родителями не  видится.

2. Потребность  в получении качественного образования,  очевидная сто лет назад, еще  более усилилась. У молодежи  имеются определенные ресурсы  времени и финансов, а поддержка  со стороны общества и государства  практически отсутствует.

3. Блестящие  возможности для самообразования  – книги, диски, видео- и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги – используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались.

3.2. Информационное общество и самообразование

 

Технологии образования претерпевают в наши дни кардиальные изменения. Суть их состоит в том, что в  соотношении «образование - самообразование» все более доминирует последнее. Самообразование превращается в  дифференцирующий фактор: формируются  отдельные социальные группы, для  которых самообразование выступает  условием воспроизводства их общественной позиции. Это прежде всего социально-профессиональные группы, занятые творческим трудом, для которых самообразование - неотъемлемый способ жизнедеятельности. Одну из таких групп представляют культурологи, в самом содержании профессиональной деятельности которых заложено стремление к непрерывному самообразованию. Осознание этого факта должно стать отправной точкой для развития новых технологий обучения культурологов[4].

Профессиональное образование  в обязательном порядке предусматривает  самообразование как готовность человека освоить и «присвоить»  мир профессии, сделать его своим  индивидуальным достоянием. Если образование, как подчеркивал Б.Г. Матюнин, предполагает в основном переход от незнания к знанию, то самообразование - от знания к незнанию. Это объясняется тем, что самообразование - это систематический процесс разрушения, преодоления самодостаточности образовательного уровня[4].

Эволюция самообразования идет по пути увеличения разнообразия его  форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. По мере усложнения общества повысятся требования к самообразовательной активности личности.

В информационном обществе самообразование  становится ведущим видом деятельности, поскольку информационная революция  коренным образом преобразует всю  систему социальных отношений, в  том числе и самообразование.

Во-первых, меняется его социальная роль и значение. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование осуществлялось преимущественно в контексте межличностных отношений, а в индустриальном обществе доминировал «книжный» тип самообразования, то в постиндустриальный период новые информационные и коммуникационные технологии породили «экранную» культуру (Б.С. Ерасов), основанную на компьютерных средствах связи и обработки информации. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразования.

Во-вторых, новые информационные и  коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность  и разнообразие информации, но и  активизируют самообразовательные  процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой и любой другой деятельности[10].

В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации  самообразования, обеспечивая доступность  информации и облегчая ее поиск, одновременно предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества. В информационном обществе происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях.

В-четвертых, для «экранной» самообразовательной  деятельности характерны специфические  формы управления и социального  контроля. Следует отметить, что  подобные формы возникли еще в  индустриальных обществах (в виде элементов  социальной политики) - различные системы  государственной и филантропической помощи самообразованию, народные библиотеки, доступная по цене книжная продукция, разработка специальных методик  и технологий самообразования для  разных групп населения. Можно сказать, что сфера самообразования определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, а сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются.

В информационном обществе наиболее полно раскрывается смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования. Можно говорить о переходе самообразования  на качественно иной уровень, когда  оно становится фактором материального  и духовного производства, а также  о возникновении в информационном обществе новой технологии самообразования - компьютерной. Формируется такой  тип социальных отношений, при котором  человек, избавляясь от экономической  зависимости и различных форм социального подавления, реализует  в самообразовании свой творческий потенциал, выходя на новый уровень  духовной свободы[8].

В постиндустриальном обществе управление самообразованием осуществляется через  воздействие, в первую очередь, на информационную сферу и имеет не иерархический, а децентрализованный, сетевой тип организации.

Самообразование, развивавшееся в  русле инновационных изменений  образования, обретает автономию, а  социальные последствия функционирования и изменения самообразования, чем  далее, тем более сказываются  на развитии общества в целом и  обусловливают актуальные и будущие  социальные трансформации.

В результате возникновения общественной потребности в непрерывном образовании  в XXI веке сложилась особая ситуация, в которой самообразование выступает  в качестве феномена, приобретающего все большее значение как для  общества в целом, так и для  личности и отдельных социальных групп. Это диктуется глобальными  изменениями, связанными с переходом  общества от постиндустриальной к информационной ступени развития, предполагающей в  качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. По своей  природе такая деятельность является разновидностью самообразования. Одновременно процесс становления рыночной системы  отношений актуализирует ценность самообразования как инструмента  социальной мобильности, в известном  смысле противопоставляя его консервативности образования. Таким образом, самообразование  превращается в один из доминантных  элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре  общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, исследование показало, что самообразование является актуальным, жизненно необходимым процессом культурного просвещенного человека, способствующим его развитию и самосовершенствованию.

В современной  культурной ситуации самообразование  может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое «собирание»  знаний. Самообразование — это  путь развития, как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании. Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать, как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования  является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны  людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни и народные чтения.

Основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или  иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование, это  и является одной из проблем самообразования.

Самообразование может выступать  как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение  профессией, новым для человека видом  деятельности и т.д.). Самообразование  дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового.

Таким образом, самообразование – необходимое  постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое  сопутствует ему всегда. В умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А большая советская энциклопедия подтвердила, что этот факт является общероссийским. Самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества.

Еще с  ранних лет человек сам того не осознавая получает самообразование, ребенок познает мир путем  проб и ошибок. Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень , и в конце- концов усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Самообразование длительный процесс, который может протекать до самой старости, с каждым днем информация обновляется и для того что бы не отставать от общественного развития люди вынуждены пополнять и обновлять свои «багажи знаний». Человек самообразовывается из разных источников, таких как: средства массовой информации, учебная литература, семинары, курсы, тренинги, также сюда еще можно отнести и личный опыт индивида.

Информация о работе Проектирование проффесионального самообразования