Проблемное обучение как фактор повышения качества математического образования в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе.
Гипотеза: проблемное обучение является фактором эффективного обучения при условиях:
- оно создаётся систематически;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………6
Сущность и особенности проблемного обучения……………………6
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения………...11
Методика организации проблемного обучения……………………15
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ПРОЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ на уроках математики В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………….20
2.1 Организация проведения исследования…………………………….20
2.2 Интерпретация полученных результатов…………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.73 Кб (Скачать)




 

Наглядно результаты изучения документации успеваемости по математике представлены на рис.2 и рис.3.

Рис.2. Диаграмма. Уровень познавательной активности учащихся по математике.

 

Рис.3. Диаграмма. Успеваемость учащихся по математике.

 

Таким образом, чем выше у  учащихся уровень познавательности, тем выше их успеваемость по математике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, применение в учебном  процессе  проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной  деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому  педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций.

Нами было проведено исследование по выяснению уровня самостоятельности, продуктивности мышления учащихся, а также по выявлению степени заинтересованности учеников 3 класса к самостоятельности на уроках математики. Исследование показало, что большинство учеников заинтересовано, но активность и самостоятельность деятельности снижена по причине постоянно возникающих трудностей и невозможности самостоятельно разрешить их.

Главная ценность в том, что  дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что  не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные  проблемы создают благоприятные  условия для общего развития каждого  ребёнка.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному  напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный  характер изучаемых понятий, поэтому  уроки математики дают широкие возможности  для использования проблемного  обучения.

 Использование метода  проблемного обучения при изучении  математики в начальной школе  способствует развитию познавательной  деятельности младшего школьника  и проявляется в активизации  этой деятельности.

В целом исследование подтвердило  выдвинутую нами гипотезу: использование  метода проблемного обучения при  изучении математики в начальной  школе происходит систематически и допустимо как один из способов организации познавательной деятельности учеников начальных классов при изучении, использование проблемных ситуаций на уроках математики ведет к развитию мотивации к учению и познавательного уровня младших школьников.

 

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. - М.: Просвещение. 1996.
  2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ Калининградский университет . – Калининград. 2000.
  3. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. - М.: Просвещение. 1993.
  4. Исследовательский метод: Современные методические искания /Под ред. М.М. Рубинштейна. - М.: Просвещение. 1996. – 168 с.
  5. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
  6. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  7. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва. Педагогика, 1997.
  10. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  11. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: ТБК. 1999.
  12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  13. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших пед. заведений, - 2-е. издание стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий»,2005.
  15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  16. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс. 2003.
  17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  18. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебник. Для студентов университетов и педагогических институтов / И.Ф. Харламов. – Мн: Университетское, 2001.
  19. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998.
  20. http:// referat.ru/ referats/view/28753. Рефераты по педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

«Решение проблемных ситуаций на уроках математики»

Урок 1: Сложение и вычитание.

Заполните таблицу.

Перед тем как сказать  ответ, учащиеся должны сказать, какой  компонент неизвестен и как его  найти.

Слагаемое

170

 

90

 

Уменьшаемое

410

 

700

Слагаемое

230

40

   

Вычитаемое

70

90

 

Сумма

 

330

160

 

Разность

 

220

50


 

Урок 2: Делимое и делитель.

 40 : 8 = 5                   27 : 9 = 3          56 : 7 = 8

8  5 = 40                    9 · 3 = 27          7 · 8 = 56

40 : 5 = 8                   27 : 3 = 9         56 : 8 = 7

 

Урок 3: Деление двузначного числа на однозначное.

42 : 3; 75 : 5; 70 : 5; 78 : 6.

В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится  на делитель. Как же поступать в  таких случаях?

 

Урок 4:Деление с остатком.

 Выполните деление с остатком.

44 : 7                 83 : 9

57 : 8                 35 : 5

27 : 4                 87 : 20

 

Урок 5: Разрядные слагаемые.

 Найдите закономерность и продолжите ряды чисел.

а) 0, 19, 38, 57, …, …, … .

б) 318, 422, 526, …, …, … .

в) 72574, 72561, 72548, …, …, … .

 

Урок 6: Сравнение чисел.

25*3…36*2;  16*2…64/2; 

 

Урок 7: Нахождение суммы нескольких слагаемых.

 Поставьте, где надо, скобки так, чтобы получилось верное равенство.

40 – 9 – 6 = 37     50 – 9 + 4 – 25 = 12

8 + 7 – 9 = 6         16 + 20 – 14 – 9 = 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкета «Отношение учащегося  к изучению предмета математики и  преодоление трудностей на уроках математики»

 

№ п/п

Вопрос

Ответы

Кол-во

ответов

1

Нравится ли тебе предмет математика?

а) да

б) нет

11

9

2

Трудно ли тебе дается этот предмет?

а) да

б) иногда

в) нет 

8

6

6

3

Возникают ли у тебя трудности в  усвоении нового материала?

а) да

б) иногда

в) нет 

8

8

4

4*

Если трудности возникали, то какие  они? (возможен выбор нескольких вариантов)

▪ трудно сразу понять новую тему

▪ трудно самостоятельно выполнять  задания по новой теме

▪ в новых темах всегда сложные  задания

▪ неинтересно изучать новый  материал

▪ я боюсь трудностей на уроках

12

 

15

12

3

5

5

Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?

а) да

б) иногда

в) нет 

5

7

8

6*

Как ты относишься к новым сложным  заданиям?

▪ мне интересно

▪ я их боюсь

▪ с неохотой выполняю их

▪ очень нравится выполнять сложные  задания

▪ мне требуется помощь в их выполнении

12

14

8

11

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица для фиксации наблюдения урока математики в начальной  школе и проявления познавательной активности.

Используемые методы обучения на уроке

  Метод проблемного обучения 

Объяснительно – иллюстративный метод

№урока

                   

Критерии  познавательности учащихся

Поднимают руку

                   

 

Внимательно слушают

                   

Строгое следование инструкции

                   

Познавательные  вопросы учащихся: почему, зачем?

                   

Самостоятельное выполнение  работы

                   

Всего

                   

 


Информация о работе Проблемное обучение как фактор повышения качества математического образования в начальной школе