Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе.
Гипотеза: проблемное обучение является фактором эффективного обучения при условиях:
- оно создаётся систематически;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………6
Сущность и особенности проблемного обучения……………………6
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения………...11
Методика организации проблемного обучения……………………15
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ПРОЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ на уроках математики В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………….20
2.1 Организация проведения исследования…………………………….20
2.2 Интерпретация полученных результатов…………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………33
Эвристическая беседа заслуживает особого внимания учителя. Она должна вызвать познавательную активность учащихся. Учащиеся по очереди отвечают на поставленные учителем вопросы. Каждый ответ – решение частной задачи или выполнение отдельного шага решения - ведет к постановке нового вопроса. Из определенного логического хода познавательной деятельности вытекает путь решения проблемы, который заранее известен учителю. Он своими вопросами так направляет ход мысли учащихся, чтобы они самостоятельно прошли необходимый путь познания. Это требует большого педагогического мастерства. Если учитель владеет эвристическим методом, он может быстрее научить школьников творчески подходить к решению учебных проблем[6].
В случае применения исследовательского метода система обучения претерпевает следующие изменения. Если за основу взять эвристический метод, то структура и последовательность подачи материала остается такой же. Однако, в отличие от него, постановка вопросов педагогом осуществляется не в начале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися, то есть деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий. За счет этого действия учащихся приобретают более самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности и формирования научного подхода мышления[12].
Таким образом, методы проблемного
обучения отличаются друг от друга
характером познавательной деятельности,
осуществляемой учащимися при усвоении
различных видов содержания материала
и характером деятельности учителя,
организующего эту
ГЛАВА2. Эмпирическое исследование создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе
2.1 Организация проведения исследования
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогическая технология.
Предмет исследования: проблемное обучение как фактор повышения качества математического образования в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе.
Гипотеза: проблемное обучение является фактором эффективного обучения при условиях:
- оно создаётся систематически;
- ведёт к развитию мотивации к учению и познавательного уровня младших школьников.
Задачи исследования:
- выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке математики;
- провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как фактора эффективного обучения в начальной школе;
- сделать выводы и обобщения.
Методы исследования:
- изучение педагогической документации: документация по фиксированию успеваемости по математике, календарное планирование уроков по математике;
- анкетирование;
- наблюдение.
Методики исследования:
- анкета «Отношение учащегося
к изучению предмета
- критерии наблюдения по цели «Решение проблемных ситуаций на уроках математики учащимися» (Нурияхметова Р.Р.).
- «Критерии оценки
База исследования: исследование проводилось в 3-4 классе СОШ д. Старый Мензелябаш Сармановского района, 20 учеников и кл. рук. Кызрачева Н.М. и Гильфанова Ф.К.
Условно исследование было поделено на 4 этапа.
На первом этапе применили метод изучения педагогической документации: календарное планирование уроков по математике.
Цель: выявить используется ли проблемное обучение и является ли оно систематическим.
Мы изучили 10 планов уроков по математике. Задания содержащие проблемные ситуации, используемые на уроках математики изложены в Приложении 1.
На втором этапе исследования использовался метод анкетирования.
Цель: выяснить эмоциональное отношение детей к предмету «Математика»: характер возникающих трудностей на уроке и отношение учащихся к этим трудностям.
Анкета состояла из 6 вопросов (см. Приложение 2). Условно вопросы анкеты можно разделить на 2 блока: 1 блок содержит вопросы, направленные на отношение учащихся к предмету математика (1-2); 2 блок содержит вопросы на отношение учащихся к проблемным ситуациям (3-6).
В анкете приняли участие 20 учащихся. Анкета заполнялась на классном часу.
На третьем этапе используется метод наблюдения.
Цель: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.
Наблюдение было организовано на уроках математики в 3 классе.
Для наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; строгое следование инструкции; познавательные вопросы учащихся: почему, зачем?; самостоятельное выполнение работы.
На основе данных показателей был разработана таблица для фиксации наблюдения (см. Приложение 3).
Каждый проявленный критерий оценивается в 1 балл.
На четвертом этапе была изучена документация по фиксированию успеваемости по математике.
Цель: выявить уровень успеваемости по математике.
Изучались текущие и итоговые оценки. На основе изучения результатов успеваемости выделили 3 уровня:
- высокий «5»;
- средний «4», «3»;
- низкий «2».
2.1 Интерпретация полученных результатов
Изучение календарного планирования показало, что на 7 уроках из 10 учитель использовал проблемную ситуацию, то есть использование проблемного обучения можно считать систематическим.
Таблица 1
Результаты изучения календарного планирования уроков по математике (систематичность использования проблемного обучения и его результативность).
Результативность использования проблемных ситуаций |
Нумерация уроков | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. Решил сам, без посторонней помощи |
8 |
9 |
10 |
13 |
7 |
13 |
11 |
|||
2. Попросил помощи у учителя |
8 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|||
3. Не смог решить |
4 |
6 |
7 |
4 |
9 |
6 |
5 |
Проведение анкетирования показало:
- у 9 учащихся активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют математические задачи.
- у 5 учащихся активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.
- у 6 учащихся отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Результаты анкетирования показали, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», мало отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых активность превышает отвлекаемость больше.
Наглядно результаты анкетирования представлены на рис.1.
Рис.1. Диаграмма. Результаты анкетирования «Отношение учащегося к изучению предмета математики и преодоление трудностей на уроках математики».
Результаты наблюдения отражены в Таблице 2.
Таблица 2
Критерии наблюдения урока математики в начальной школе и проявление познавательной активности.
Используемые методы обучения на уроке | ||||||||||
Метод проблемного обучения |
Объяснительно – иллюстративный метод | |||||||||
№ урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Критерии познавательности учащихся | ||||||||||
Поднимают руку |
15 75% |
18 90% |
16 80% |
17 85% |
18 90% |
15 75% |
18 90% |
11 55% |
15 75% |
20 100% |
Внимательно слушают |
12 60% |
18 90% |
18 90% |
20 100% |
12 60% |
10 50% |
16 80% |
12 60% |
10 50% |
10 50% |
Тщательно выполняют задание |
9 45% |
6 30% |
12 60% |
12 60% |
8 40% |
8 40% |
6 30% |
12 60% |
10 50% |
9 45% |
Задают вопросы |
2 11% |
2 11% |
4 22% |
2 11% |
0 0% |
1 5% |
1 5% |
1 5% |
0 0% |
0 0% |
Самостоятельно выполняют работу |
12 60% |
9 45% |
20 100% |
12 60% |
8 40% |
12 60% |
12 60% |
9 45% |
10 50% |
14 70% |
Всего |
282 баллов |
240 баллов |
Каждый проявленный критерий оценивается в 1 балл.
Наблюдались 20 учеников. При использовании метода проблемного обучения учащиеся за урок набрали 282 балла, а при использовании объяснительно - иллюстративного метода 240 баллов. Таким образом, использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. При использовании метода проблемного обучения учащиеся поднимали руку всего лишь 15 раз, а при объяснительно – иллюстративном методе 20 раз. Внимательно слушают при проблемном обучении 18 человек, а при другом методе лишь 10-12 человек. Дети выполняли задания тщательно при методе проблемного обучения.
Темы проводимых уроков.
Тема 1: Сложение и вычитание.
Тема 2: Делимое и делитель.
Тема 3: Деление двузначного числа на однозначное.
Тема 4: Деление с остатком.
Тема 5: Разрядные слагаемые.
Тема 6: Сравнение чисел.
Тема 7: Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Тема 8: Решение уравнений.
Тема 9: Умножение с проверкой.
Тема 10: Деление с проверкой.
Результаты изучения документации успеваемости по математике были зафиксированы в Таблице 3. По результатам исследования была разработана сводная таблица.
Таблица 3
Сводная таблица результатов исследования
Код испытуемого |
Уровень познавательности |
Успеваемость |
1. |
высокая |
высокая |
2. |
средняя |
средняя |
3. |
средняя |
средняя |
4. |
низкая |
низкая |
5. |
высокая |
высокая |
6. |
высокая |
высокая |
7. |
низкая |
низкая |
8. |
средняя |
средняя |
9. |
низкая |
низкая |
10. |
высокая |
высокая |
11. |
высокая |
высокая |
12. |
средняя |
средняя |
13. |
средняя |
средняя |
14. |
высокая |
высокая |
15. |
низкая |
низкая |
16. |
низкая |
низкая |
17. |
высокая |
высокая |
18. |
средняя |
средняя |
19. |
высокая |
высокая |
20. |
высокая |
высокая |