Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Глава I. Обучение как способ организации педагогического процесса …............................................................................................................................4
Глава II. Принципы обучения............................................................................6
1.1. Понятие « принцип обучения»………………………………………….....6
1.2. Дидактические принципы………………………………………………….10
1.3. Лингвистические принципы……………………………………………….21
1.4. Психологические принципы……………………………………………….26
1.5. Собственно- методические принципы…………………………………….30
2.1. Использование принципов обучения на практике ……………………….39
Заключение............................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.75 Кб (Скачать)

Следование названному принципу обеспечивает возможность общения  на изучаемом языке уже на ранней стадии занятий. По этой причине принцип  наиболее успешно реализуется в  рамках вводных курсов с их установкой на формирование навыков и умений говорения. Такие курсы при продолжительности  занятий 2-3 недели имеют своей целью  развитие устной, преимущественно диалогической  речи на материале наиболее частотных  тем повседневного общения. Одновременно решаются звукопроизносительные задачи обучения и происходит овладение лексическим минимумом, необходимым для понимания элементарной иноязычной речи и участия в общении. Расширение рамок устного курса и превращение занятий в чисто устные является недостаточно эффективным в работе со взрослыми учащимися. Так называемые устные курсы для взрослых, привыкших к опоре на письменные источники восприятия, вызывают неоправданную нагрузку на память и не способствуют оптимальности обучения.

В современной методике рекомендуется  взаимодействие устной и письменной коммуникаций в процессе занятий, что  не исключает наличия устного  опережения на стадии введения материала  и его первичного закрепления  и активизации.

Проблема устного опережения наиболее последовательно решается в рамках аудиолингвального и аудиовизуального методов обучения, где обоснована такая последовательность в работе: слушание-говорение-чтение-письмо. В рамках сознательно-практического метода предпочтение отдается взаимосвязанному обучению видам речевой деятельности, что нашло реализацию в соответствующем принципе обучения.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности предусматривает  обучение языку с одновременным  формированием четырех видов  речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках их определенного учебной программой последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений. Особенности реализации этого принципа:

1)      в качестве  объекта обучения выступает речевая  деятельность;

2)      в ходе  обучения обеспечивается одновременность  в развитии видов речевой деятельности;

3)  обучение организуется  в рамках определенного последовательно-временного  соотношения видов речевой деятельности  и сфер общения, определяемого  для каждого урока и этапа  обучения. Так, согласно одному исследованию, на вводнокорректировочном этапе обучения соотношение между видами речевой деятельности и последовательность их использования выглядят следующим образом: слушание - 35%, говорение-35 чтение - 20, письмо - 10% (см.: Взаимосвязанное обучение..., 1985. С. 89);

4)     обучение  видам речевой деятельности организуется  на общем языковом материале  с его выделением для рецептивного  и продуктивного усвоения;

5)     для занятий  используются упражнения языкового  и речевого характера с преобладанием  последних.

Этот принцип получил  обоснование в рамках коммуникативно - деятельностного подхода к обучению и расходится с установками представителей прямого (интуитивного) подхода, ориентирующего на последовательное обучение видам речевой деятельности при значительном устном опережении.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности не означает, однако, одновременного овладения всеми  ви­дами речевой деятельности. Здесь имеет место комплексность в процессе обучения, что дало основание ряду методистов харак­теризовать названный принцип как принцип дифференциации и интеграции обучения иностранным языкам (напр., Рогова, Верещагина, 1998). Реализация принципа на занятиях предполагает необходимость:

1)      учитывать  специфику каждого вида речевой  деятельности;

2)      обеспечивать  взаимосвязанный характер обучения  при устной основе занятий;

3)      вводить  и активизировать единицы языка  в предложении, являющемся коммуникативной  единицей обучения.

Принцип профессиональной направленности обучения (учета специальности) предусматривает  учет будущей специальности и  профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку и другим дисциплинам  учебного плана. На занятиях со студентами-филологами данный принцип находит выражение  в педагогизации и филологизации обучения, реализуется в отборе материала для занятий - тем и ситуаций общения, текстов для чтения, заданий, ориентированных на специальность, в координации разных дисциплин с позиции будущей профессиональной Деятельности обучающихся. Профессиональную направленность курса иностранного языка желательно осуществлять возможно раньше, что стимулирует интерес к изучению языка.

Этот принцип реализуется  с помощью:

учебного плана, включающего  перечень общенаучных дисциплин  с учетом профиля обучения (гуманитарный, филологический, естественнонаучный, технический, медико-биологический, экономический);

программы по изучаемому языку, ориентированной на язык специальности  как совокупности средств, с помощью  которых реализуются коммуникативные  потребности учащихся в избранной  сфере общения. На начальном этапе  обучения речь, однако, должна идти не о языке специальности, а языке  науки как разновидности общелитературного  языка;

комплекса средств обучения, с помощью которых происходит формирование коммуникативной компетенции  в избранной сфере общения;

координации содержания профильных учебных курсов и занятий по практике языка;

системы внеаудиторной работы с учетом интересов и будущей  специальности учащихся.

На старшей ступени  обучения иностранному языку в средней  школе этот принцип наиболее успешно  реализуется в рамках гуманитарного  и естественнонаучного профилей обучения.

Принцип аппроксимации (от лат. approximare - приближаться) означает «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым учащимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к искажению смысла сообщения. Первоначально действие принципа касалось обучения иноязычному произношению, в котором допускались отклонения от нормы, не касающиеся, однако, случаев искажения в речевом потоке звуков, имеющих смыслоразличительное значение. Впоследствии действие принципа было расширено на речевую деятельность в целом. Однако у этого принципа имеются как сторонники, так и решительные противники. В любом случае следование данному принципу создает благоприятную обстановку в учебной аудитории, повышает речевую активность учащихся, устраняет боязнь сделать ошибку.

Принцип ситуативно-тематической организации обучения предполагает такую организацию и проведение занятий, при которых введение и  закрепление учебного материала  проводятся с использованием тем  и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы  общения.

Так, достижение элементарного  уровня владения языком, для которого требуется, согласно Государственному стандарту, 100-120 учебных часов, реализуется  в сфере бытового и социально-культурного  общения в рамках пяти тем (рассказ о себе, о друзьях и знакомых, о семье, о своем рабочем дне, о свободном времени) и ситуациях общения, реализующих соответствующие коммуникативные задачи. Как свидетельствует опыт преподавания языка, формирование речевых навыков и умений происходит значительно успешнее, если процесс овладения языком максимально приближен к реальным условиям общения и организуется на материале тем и ситуаций, представляющих интерес для учащихся.

 Принцип учета уровня владения языком предполагает организацию процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся. Под уровнем владения языком при этом понимается степень сформированности коммуникативной компетенции, позволяющая решать на изучаемом языке экстралингвистические задачи общения в соответствии с условиями коммуникации и с использованием необходимых для этого знаний, речевых навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

   Одной из главных проблем была проблема успеваемости учащихся. На успеваемость оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины. В школе, которой я проходила практику большее количество слабоуспевающих можно отнести за счет неудовлетворительного прилежания и слабых способностей. А куда отнести тех учащихся, которые учатся слабо вследствие неумелого методически необоснованного преподавания? Каждый учитель должен изучить индивидуальные особенности каждого ученика Я считаю, что не надо ученика делать неперспективным. Значительно лучше помочь ему, дать возможность поверить в свои силы, заинтересовать предметом, знаниями, самим процессом учения.

   Система общественных отношений, педагогическая наука в лице её наиболее талантливых представителей формулируют принципы обучения и воспитания, раскрывающие пути достижения цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. А педагогическая система и конкретные учителя, воспитатели воспринимают эти принципы и реализуют их требования в меру своих индивидуальных возможностей и в зависимости от требовательности системы и всего общества к исполнению этих основоположений.

  Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение, так и опосредованное общение. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

  Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, коммуникативный подход обучением является общение, и не просто учебное общение, а основным образом организованное и управляемое, культурологический подход, основанный на учете специфики культурной принадлежности учащегося. Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный подход. Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

  Во время прохождения практики в школе я присутствовала на уроках преподавания английского языка, и наблюдала, как преподаватель употребляет свои навыки обучения посредством использования принципов компьютеризации обучения, на уроках использовали аудио кассеты, также проводился открытый урок, где был телемост со студентами из одной школ Англии, школьники общались на английском, знакомились друг с другом, спрашивали о погоде, об особенностях обучении в их стране, и все что их интересовало. Принцип воспитания в коллективе, выполнения заданий осуществлялись группами, попарно и самостоятельно, принцип наглядности каждая новая тема сопровождалась таблицами, картинками, графиками. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий, для каждой возрастной группы были разработаны упражнения, в которых содержался материал школьной программы, предназначенный для их возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика  под руководством учителя, цель которой – приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности.

 Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Принципы обучения – это  основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с  его целями и закономерностями. Основными  принципами обучения являются: принцип  научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности  и последовательности, принцип прочности  усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с  практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий преподавателей и мастеров производственного обучения на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи  условий, действий, результатов. Они  основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и  на опыте преподавателей и мастеров.

Информация о работе Принципы обучения