Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Глава I. Обучение как способ организации педагогического процесса …............................................................................................................................4
Глава II. Принципы обучения............................................................................6
1.1. Понятие « принцип обучения»………………………………………….....6
1.2. Дидактические принципы………………………………………………….10
1.3. Лингвистические принципы……………………………………………….21
1.4. Психологические принципы……………………………………………….26
1.5. Собственно- методические принципы…………………………………….30
2.1. Использование принципов обучения на практике ……………………….39
Заключение............................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.75 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение...............................................................................................................2

Глава I. Обучение как способ организации педагогического процесса …............................................................................................................................4

 Глава II. Принципы обучения............................................................................6

1.1. Понятие « принцип  обучения»………………………………………….....6

1.2. Дидактические принципы………………………………………………….10

1.3. Лингвистические принципы……………………………………………….21

1.4. Психологические принципы……………………………………………….26

1.5. Собственно- методические принципы…………………………………….30

2.1. Использование принципов обучения на практике ……………………….39

 Заключение............................................................................................................41

 Список литературы...............................................................................................43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

      Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.

Любой иностранный язык нужно  учить всю жизнь. Примером этому  может служить хотя бы тот факт, что мы допускаем множество ошибок, часто не понимаем друг друга, общаясь  и на родном, языке. И еще, ни один учебник, ни одно грамматическое пособие  не могут передать всего многообразия форм и приемов, существующих в языке  для описания того, что происходит ежесекундно между людьми и вокруг людей. Итак, процессу совершенствования  в языке нет предела. Все современные  языки пришли к нам из далекого прошлого, непрерывно развиваясь и  совершенствуясь на своем пути. Легко  предположить, что в самом начале этого длинного пути все языки  были одинаково примитивными и поэтому  мало отличались друг от друга. Но развитие каждого из них шло в своем  направлении, постепенно появлялись все  новые и новые предметы и понятия, между ними возникали все новые  и новые отношения, и описание этих отношений в каждом языке  происходило только в соответствии со своими, разрабатываемыми только носителями этого языка, законами (правилами). Как  было бы просто и легко общаться на иностранном языке, заменяя в  предложениях только слова из одного языка на слова из другого! Но нет  – нужно еще знать законы другого  языка и подчиняться им.

Иностранный язык исторически  является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие  и развивающие резервы полностью  до сих пор не изучены. Бытующие представления  сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора  учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности. И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Таким образом, в своей работе я хочу раскрыть принципы обучения иностранным языкам, как трудный процесс взаимодействия ученика и преподавателя, основанный на разработанных принципах преподавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ                                                        ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и качественные специфические отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом». Сластенин В.А. [1, с. 186] Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений  учащихся, а также путём выполнения различных предметно практических действий в учебном процессе (конструирование, решение исследовательских задач). Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно - познавательской деятельности или учении. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально – деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации познавательной практической деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники: преподавание и обучение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 1.1. ПОНЯТИЕ « ПРИНЦИП ОБУЕНИЯ»

Принцип обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу  в целом и его составляющим( целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих  в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения  о том, что « принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдвигает на их основе принципы»…(Пассов,1977.С.105)

 Сколько существует  принципов обучения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных работах приводятся сведения почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепринятой классификации принципов. Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обучения в этом случае может быть представлена в виде приводимой ниже таблицы.

Все перечисленные принципы тесно между собой связаны  и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей  обучения. В то же время можно  выделить принципы ( или группы принципов), которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. В наши дни к ведущим методическим принципам относится принцип коммуникативности, следование которому обеспечивает практическую направленность занятий, ориентирующих на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения.

                                                                                                     Таблица1.

                         ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Дидактические

Лингвистические

Психологичес-

кие

Собственно

методические

Сознательность

Активность

Наглядность

Прочность

Доступность и посильность

Межпредметная координация

Межкультурное взаимодействие

Профессиональ-

ная компетентность преподавателя

Системность

Концентризм

Разграничение лингвистических  явлений на уровне языка и речи

Функциональ-

ность

Стилистическая дифференциация

Минимизация языка

Мотивация

Поэтапность в формировании речевых навыков и умений

Учет индивидуально-психологических особенностей личности учащихся

Учет адаптационных процессов

Коммуникатив-

ность

Учет родного языка  учащихся

Устное опережение

Взаимосвязанное

обучение видам речевой  деятельности

Профессиональная направленность обучения

Аппроксимация

Ситуативно - тематическая организация  обучения

Учет уровня владения языком


 

Среди дидактических принципов  важное значение придается реализации на занятиях принципов сознательности и наглядности, а среди психологических- принципу мотивации обучения, поскольку овладение языком будет малоэффектным без учета интересов учащихся и целенаправленного воздействия на мотивационно-побудительную сферу деятельности обучающегося, которая определяет его поведение.

 Из сказанного следует,  что принципы обучения исторически  конкретны, отражают общественные  потребности людей, изменяются  и совершенствуются под влиянием  общественного прогресса и развития базовых для методики дисциплин. Система принципов, будучи открытой, допускает включение новых принципов и переосмысление уже существующих. Например, принцип коммуникативности получил новое содержание в связи с ориентацией обучения языку на широкое образование личности путем развития ее индивидуальности в диалоге культур и на формирование « вторичной языковой личности»; принцип межкультурного взаимодействия связан с развитием новых научных направлений – лингвострановедения и культуроведения, принцип учета уровней владения языком получил развитие в связи с созданием Государственного образовательного стандарта и разработкой « Шкалы уровней владения языком».

Рассмотрим принципы следующие обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  Эти принципы отражают  основные положения теории образования  и обучения, разрабатываемые в  дидактике. Они используются в  преподавании разных дисциплин  и не зависят от предмета  обучения. В то же время применение  дидактических принципов в каждой  конкретной дисциплине имеет  свои особенности, отражающие  специфику изучаемого предмета.

 Дидактические принципы  обучения впервые сформулированы  Я.А. Коменским(1592- 1670). Название многих  из них сохранилось до наших  дней, хотя содержание изменилось  в связи с развитием педагогики  и смежных с педагогикой дисциплин.

Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретическом  и производственном обучении между  целью, содержанием, методами, формами  организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между  педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом  и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.

Уже с давних пор педагоги занимались разработкой дидактических  принципов обучения. Они рассматривали  те или иные принципы, которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно предпринимались  попытки развития системы принципов  и ее расчленения. Я.А. Коменский предложил систему дидактических принципов, основанием которой явился ведущий принцип естественности занятий. В главах Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и учения». «Основы кратчайшего пути обучения» Я.А. Коменский освещает пути (правила) реализации требовании таких принципов обучения, как своевременность, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения (наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность (системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность, нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования природосообразности. К тому же Я.А. Коменский  выдвигает требование, чтобы учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее стремление к знанию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и вне школы. В современной педагогической науке и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция рассмотрения процесса обучения и внеклассной воспитательной работы как вполне самостоятельных подсистем единого педагогического процесса. Исходя из этого и принципы педагогического процесса разделяются на: принципы обучения (принципы дидактики) и принципы воспитания.

Если рассматривать принципы более подробно, то я бы рассмотрела, несколько самых известных важных и эффективных, по моему мнению, дидактических  принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности  и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

 Принцип сознательности  и активности

  Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Принцип сознательности относится  к числу ведущих дидактических  принципов, реализуемых на занятиях по языку. Следования этому принципу предполагает понимание учащимися  содержания иноязычной речи, осознание  единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. Известный  методист Б.В. Беляев  подчеркивал, что  навыки и умения вырабатываются значительно  быстрее в тех случаях, когда  процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком. Ведь владение языком означает способность самостоятельного выбора формы в соответствии с содержанием высказывания, что предполагает наличие знаний о способах оформления высказывания средствами изучаемого языка. Такие знания приобретаются в результате сообщения учащимся правил, инструкций, комментария, поясняющего значения лексико - грамматических единиц. Путь овладения языком от осознания свойств и особенностей языковых единиц и правил их функционирования в речи к практическому применению в процессе речевой деятельности определяется как «путь сверху» и считается наиболее предпочтительным.

 Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся. Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

Информация о работе Принципы обучения