Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курсовая работа
Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.
Введение...............................................................................................................2
Глава I. Обучение как способ организации педагогического процесса …............................................................................................................................4
Глава II. Принципы обучения............................................................................6
1.1. Понятие « принцип обучения»………………………………………….....6
1.2. Дидактические принципы………………………………………………….10
1.3. Лингвистические принципы……………………………………………….21
1.4. Психологические принципы……………………………………………….26
1.5. Собственно- методические принципы…………………………………….30
2.1. Использование принципов обучения на практике ……………………….39
Заключение............................................................................................................41
Список литературы...............................................................................................43
Содержание
Введение.....................
Глава I. Обучение как способ
организации педагогического
Глава II. Принципы обучения......................
1.1. Понятие « принцип
обучения»………………………………………….....
1.2. Дидактические принципы………………………………………………….10
1.3. Лингвистические принципы………………
1.4. Психологические принципы………………
1.5. Собственно- методические принципы…………………………………….30
2.1. Использование принципов обучения на практике ……………………….39
Заключение...................
Список литературы............
Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.
Любой иностранный язык нужно учить всю жизнь. Примером этому может служить хотя бы тот факт, что мы допускаем множество ошибок, часто не понимаем друг друга, общаясь и на родном, языке. И еще, ни один учебник, ни одно грамматическое пособие не могут передать всего многообразия форм и приемов, существующих в языке для описания того, что происходит ежесекундно между людьми и вокруг людей. Итак, процессу совершенствования в языке нет предела. Все современные языки пришли к нам из далекого прошлого, непрерывно развиваясь и совершенствуясь на своем пути. Легко предположить, что в самом начале этого длинного пути все языки были одинаково примитивными и поэтому мало отличались друг от друга. Но развитие каждого из них шло в своем направлении, постепенно появлялись все новые и новые предметы и понятия, между ними возникали все новые и новые отношения, и описание этих отношений в каждом языке происходило только в соответствии со своими, разрабатываемыми только носителями этого языка, законами (правилами). Как было бы просто и легко общаться на иностранном языке, заменяя в предложениях только слова из одного языка на слова из другого! Но нет – нужно еще знать законы другого языка и подчиняться им.
Иностранный язык исторически
является важнейшим предметом
ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и качественные специфические отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом». Сластенин В.А. [1, с. 186] Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность
– это единство чувственного восприятия,
теоретического мышления и практической
деятельности. Она осуществляется на
каждом жизненном шагу, во всех видах
деятельности и социальных взаимоотношений
учащихся, а также путём выполнения
различных предметно
1.1. ПОНЯТИЕ « ПРИНЦИП ОБУЕНИЯ»
Принцип обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим( целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения о том, что « принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдвигает на их основе принципы»…(Пассов,1977.С.105)
Сколько существует принципов обучения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных работах приводятся сведения почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепринятой классификации принципов. Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обучения в этом случае может быть представлена в виде приводимой ниже таблицы.
Все перечисленные принципы тесно между собой связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей обучения. В то же время можно выделить принципы ( или группы принципов), которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. В наши дни к ведущим методическим принципам относится принцип коммуникативности, следование которому обеспечивает практическую направленность занятий, ориентирующих на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дидактические |
Лингвистические |
Психологичес- кие |
Собственно методические |
Сознательность Активность Наглядность Прочность Доступность и посильность Межпредметная координация Межкультурное взаимодействие Профессиональ- ная компетентность преподавателя |
Системность Концентризм Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи Функциональ- ность Стилистическая дифференциация Минимизация языка |
Мотивация Поэтапность в формировании речевых навыков и умений Учет индивидуально- Учет адаптационных процессов |
Коммуникатив- ность Учет родного языка учащихся Устное опережение Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности Профессиональная направленность обучения Аппроксимация Ситуативно - тематическая организация обучения Учет уровня владения языком |
Среди дидактических принципов важное значение придается реализации на занятиях принципов сознательности и наглядности, а среди психологических- принципу мотивации обучения, поскольку овладение языком будет малоэффектным без учета интересов учащихся и целенаправленного воздействия на мотивационно-побудительную сферу деятельности обучающегося, которая определяет его поведение.
Из сказанного следует,
что принципы обучения
Рассмотрим принципы следующие обучения
1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Эти принципы отражают
основные положения теории
Дидактические принципы
обучения впервые
Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.
Уже с давних пор педагоги занимались разработкой дидактических принципов обучения. Они рассматривали те или иные принципы, которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно предпринимались попытки развития системы принципов и ее расчленения. Я.А. Коменский предложил систему дидактических принципов, основанием которой явился ведущий принцип естественности занятий. В главах Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и учения». «Основы кратчайшего пути обучения» Я.А. Коменский освещает пути (правила) реализации требовании таких принципов обучения, как своевременность, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения (наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность (системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность, нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования природосообразности. К тому же Я.А. Коменский выдвигает требование, чтобы учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее стремление к знанию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и вне школы. В современной педагогической науке и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция рассмотрения процесса обучения и внеклассной воспитательной работы как вполне самостоятельных подсистем единого педагогического процесса. Исходя из этого и принципы педагогического процесса разделяются на: принципы обучения (принципы дидактики) и принципы воспитания.
Если рассматривать принципы
более подробно, то я бы рассмотрела,
несколько самых известных
Принцип сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.
Принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Следования этому принципу предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. Известный методист Б.В. Беляев подчеркивал, что навыки и умения вырабатываются значительно быстрее в тех случаях, когда процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком. Ведь владение языком означает способность самостоятельного выбора формы в соответствии с содержанием высказывания, что предполагает наличие знаний о способах оформления высказывания средствами изучаемого языка. Такие знания приобретаются в результате сообщения учащимся правил, инструкций, комментария, поясняющего значения лексико - грамматических единиц. Путь овладения языком от осознания свойств и особенностей языковых единиц и правил их функционирования в речи к практическому применению в процессе речевой деятельности определяется как «путь сверху» и считается наиболее предпочтительным.
Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся. Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.