Применение интерактивной доски в процессе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим, что такое интерактивная доска, классификацию интерактивных досок, принцип действия, способы работы и обращения. Также вторая глава будет посвящена использованию интерактивных досок на уроках в общеобразовательной школе. В данной работе мы рассмотрим, что такое интерактивная доска, классификацию интерактивных досок, принцип действия, способы работы и обращения. Также вторая глава будет посвящена использованию интерактивных досок на уроках в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. 4
1.1.Понятие мультимедиа. Применение в образовании средств мультимедиа. 4
1.2. Положительные и отрицательные стороны использования средств мультимедиа в образовании. 7
1.3.Инетерактивная доска. 10
1.3.1. Интерактивность. 10
1.3.2. Универсальные мультимедиа-проекторы. Особенности использования интерактивных досок в школе. 11
1.3.3. Классификация Интерактивных досок 13
1.3.5. Принцип работы интерактивной доски 19
1.3.6. Способ работы с программами на интерактивной доске SMART Board. 20
Глава 2. Разработка уроков с использованием интерактивной доски 26
2.1. Организация урока с использованием интерактивной доски. 26
2.1.1.Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе 27
2.1.2 Методические рекомендации к конспекту урока математики в 8 классе, тема: "Квадратные уравнения" 31
2.1.4. Методические рекомендации к конспекту урока природоведения во 2 классе, Тема: "Если хочешь быть здоров" 32
2.1.5 Методические рекомендации к конспекту урока химии в 10 классе. Тема: "Бензол" 33
Заключение. 36
Литература: 37
Приложение. 38

Файлы: 1 файл

Применение интерактивной доски в процессе образования.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Электронная доска SMART позволяет осуществлять: 

1. активное комментирование  материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии; 

2. полноценную  работу по переводу текста  и отдельных предложений с  указанием связей и взаимоотношений  между словами; 

3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени; 

4. не только  знакомство с тестовыми заданиями  в режиме просмотра, но и  показательное тестирование отдельного  ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент; 

5. сохранение  результатов в отдельном файле  в виде картинок или в HTML и PDF-формате. 

Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook и SMART Recorder. 

Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. 

Так, латинские  прописи (строчные и прописные): SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Letters / lowercase и uppercase - удобно использовать при изучении латинской графики, числа (SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Numbers) - темы Числительные. 

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет  осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических  минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. Этой цели служит и подбор картинок к конкретным сказкам, например, "Три поросенка", что особенно ценно при изучении языков в начальной школе. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. 

Ценным представляется и использование на уроках английского  языка в школе Flash-анимаций, приведенных, например, в разделе Language английской версии SMART NOTEBOOK 8.0. (Spelling - узнавание орфографии слова, Nursery Rythmes / Humpty-Dumpty: заучивание текста песни с флэш-анимацией, возможностью повторения песни построчно за дикторами-носителями языка, а также тексты, сопровождающиеся анимацией: Health / Wellness; Story Books / Musicians of Bremen и др.). Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов на самом значимом этапе урока изучения живого европейского языка - listening - на котором осуществляется понимание иностранной речи на слух. Кроме этого, подобные флэш-анимации с озвученным текстом можно использовать и во время объяснения определенных тем в качестве примеров (Height and Widths - при объяснении сравнительной и превосходной степени прилагательных и др.). У школьников могут вызвать интерес и творческие задания, например, Poetry - написание английского стихотворения с яркой метафорой с использованием заданных слов. 

Ценной представляется и программа SMART Video, позволяющая  просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют  объем воспринимаемой информации, без  обращения к прикладным программам. 

Таким образом, используя интерактивную доску, возможно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В данном случае нам также может помочь утилита SMART Recorder, которую мы используем как для записи алгоритмов перевода текстов и работы со словарем, так и для анализа индивидуальной работы ученика. 

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых  дома обычно есть компьютеры с многочисленными  играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. 

2.1.2 Методические  рекомендации к конспекту урока математики в 8 классе, тема: "Квадратные уравнения" 

Методические  рекомендации 

Применение интерактивной  доски на уроках математики вообще, и на данном уроке в частности, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся. 

Во-первых, использование  ИКТ позволяет сделать процесс  обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения  с опорой на имеющиеся готовые  «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». 

Во-вторых, благодаря ИКТ, значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся. 

В-третьих, благодаря  использованию сканера облегчается проверка и разбор домашнего задания, самостоятельной работы учащихся, контрольной работы. 

Использование оборудования SMART и программы SMART Notebook значительно облегчает подготовку к уроку и делает обучение еще  более эффективным. 

Так как в процессе урока нет необходимости стирать с доски, вся информация сохраняется и в конце урока можно быстро просмотреть решенные примеры, повторить основные моменты, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся. 

Кроме того, ученик, пропустивший по какой-либо причине данный урок, получает материалы урока в печатном или электронном виде и может отработать данный материал самостоятельно, а затем при необходимости получить консультацию учителя, который при объяснении также использует материалы урока. 

Конспект урока  «Квадратные уравнения смотрите в приложении №1» 

2.1.4. Методические  рекомендации к конспекту урока  природоведения во 2 классе, Тема: "Если  хочешь быть здоров" 

Интерактивная доска помогает совершать увлекательные  путешествия по стране знаний. С появлением Smart Board уроки стали более интересными и нестандартными, а у учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика появляется желание идти на урок и работать. Дети стали чувствовать себя более комфортно, они перестали бояться выходить к доске. 

Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение  интереса к учебе – это яркий  показатель значимости интерактивного оборудования в школе. 

Появление «чудо» техники заставляет педагогов все  время находиться в творческом поиске, они стараются чем–то новым удивить детей, не останавливаться на достигнутом, ведь впереди еще так много увлекательного. 

Используется  доска на разных этапах урока: во время  объяснения нового материала, закрепления  пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. 

Доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики, отработке вычислительных навыков. 

Разработку конспекта  урока смотрите в приложении №3. 

2.1.5 Методические  рекомендации к конспекту урока  химии в 10 классе. Тема: "Бензол" 

Методические  рекомендации. 

Одной из задач  учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание  этого интереса на протяжении всего  курса изучения. Химия — очень  непростой предмет. И если несколько  лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы. 

Все это легко  решают уроки с использованием SMART – технологии. 

• Коллекция Notebook: 

Ø облегчает работу учителя при создании наглядных пособий, 

Ø организации фронтального контроля; 

Ø позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов; 

• Подсветка  и затемнение экрана 

Ø акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, 

Ø удачно используются в контроле знаний; 

• Средства записи и копирования позволяют: 

Ø создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, 

Ø создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, 

Ø записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, 

Ø динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности 

Ø свойств и качеств химических элементов и веществ; 

• Перемещение  объектов по доске вручную позволяет: 

Ø конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, 

Ø моделировать химические превращения, 

Ø расставлять коэффициенты химических уравнений, 

• Инструменты Notebook делают урок наглядным, ярким, запоминающимся. 

Технологии SMART Board меняют подход к учению, создают  новые возможности и для учителя  и для ученика: 

Это развитие воображения, творческих способностей ребенка; 

Это возможность  организовать коллективную и групповую  работу, используя приемы проблемного  обучения; 

Это возможность  работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный  предмет — химия. 

Заключение. 

В данной работе мы рассмотрели необходимость использования  средств мультимедиа в современном  образовании, а также упомянули  о отрицательных моментах, к которым  может привести чрезмерное употребление мультимедиа на уроках. 

Рассмотрели принцип работы и интерфейс интерактивной доски, классификацию моделей, и пришли к выводу, что современная индустрия способна обеспечить проведение урока всеми необходимыми функциями, и в тоже время предлагает свои, которые способны не только уместно вписать в процесс проведения урока, но и вывести это занятие на более высокий уровень. 

Во второй главе  привели примеры использования  интерактивной доски на уроках. Которые  наиболее полно раскрыли арсенал  устройства. Разработки отвечают всем стандартам образования и по праву могут быть использованы на уроках. Но интерактивная доска таит в себе еще много возможностей, которые при желании могут быть раскрыты и применены на урок благодаря желанию, энтузиазму и любви учителя к своему предмету. 

  

Приложение. 

№1. Разработка урока математики в 8 классе, Тема: "Квадратные уравнения" 

Тема: Квадратные уравнения. 

Урок по математике в 8 классе. 

Цели уроков: 

1) Образовательные  - систематизировать знания, выработать  умение выбирать рациональный  способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений. 

2) Развивающие  - развивать коммуникативные качества  личности через работу в парах;  формировать умение самостоятельно  работать с новым материалом. 

Оборудование: интерактивная доска с проектором, сканер, карточки с заданиями на 8 вариантов для работы в парах, карточки с домашним заданием. 

План урока: 

1. Организационный  момент. 

Информация о работе Применение интерактивной доски в процессе образования