Применение интерактивной доски в процессе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим, что такое интерактивная доска, классификацию интерактивных досок, принцип действия, способы работы и обращения. Также вторая глава будет посвящена использованию интерактивных досок на уроках в общеобразовательной школе. В данной работе мы рассмотрим, что такое интерактивная доска, классификацию интерактивных досок, принцип действия, способы работы и обращения. Также вторая глава будет посвящена использованию интерактивных досок на уроках в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. 4
1.1.Понятие мультимедиа. Применение в образовании средств мультимедиа. 4
1.2. Положительные и отрицательные стороны использования средств мультимедиа в образовании. 7
1.3.Инетерактивная доска. 10
1.3.1. Интерактивность. 10
1.3.2. Универсальные мультимедиа-проекторы. Особенности использования интерактивных досок в школе. 11
1.3.3. Классификация Интерактивных досок 13
1.3.5. Принцип работы интерактивной доски 19
1.3.6. Способ работы с программами на интерактивной доске SMART Board. 20
Глава 2. Разработка уроков с использованием интерактивной доски 26
2.1. Организация урока с использованием интерактивной доски. 26
2.1.1.Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе 27
2.1.2 Методические рекомендации к конспекту урока математики в 8 классе, тема: "Квадратные уравнения" 31
2.1.4. Методические рекомендации к конспекту урока природоведения во 2 классе, Тема: "Если хочешь быть здоров" 32
2.1.5 Методические рекомендации к конспекту урока химии в 10 классе. Тема: "Бензол" 33
Заключение. 36
Литература: 37
Приложение. 38

Файлы: 1 файл

Применение интерактивной доски в процессе образования.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Перечисленные проблемы и противоречия говорят  о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход. 

1.3.Инетерактивная  доска. 

1.3.1. Интерактивность. 

Рассмотрим более  подробно перечисленные выше свойства мультимедиа, превращающие эту технологию в полноценный компонент информатизации образования. 

Интерактивность средств информатизации образования  означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования. 

Предоставление  интерактивности является одним  из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в  определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально  менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий. 

Технологии мультимедиа  позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных  формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: 

изображения, включая  отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; 

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; 

видео, сложные  видеоэффекты; 

анимации и  анимационное имитирование. 

1.3.2. Универсальные  мультимедиа-проекторы. Особенности использования интерактивных досок в школе. 

Как правило, большинство  педагогов и учеников, так или  иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств  безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания в настоящем Интернет-издании. Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. 

Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет  более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов. 

Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь". 

Используемое  программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты: 

• записную книжку (SMART Notebook); 

• средство видеозаписи (SMART Recorder); 

• видеоплеер (SMART Video Player); 

• дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools); 

• виртуальную  клавиатуру (SMART Keyboard). 

Все эти инструменты  могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости  от решаемых учебных задач. 

Записная книжка представляет из себя графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов. 

Средство видеозаписи  позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл. 

Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок  на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены. 

1.3.3. Классификация  Интерактивных досок 

Интерактивные доски делятся на два класса в  зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией. Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции. Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами. 

В последнее  время на рынке появились специальные  модели проекторов с короткофокусным  объективом, предназначаемые для  работы с интерактивными досками. Изготовители досок все чаще предлагают готовые комплексы, в состав которых входят доски и прикрепленные к ним сверху на штанге короткофокусные проекторы. 

Используемые  в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа. 

1) Сенсорная  аналого-резистивная технология 

Аналогово-резистивная  доска — многослойный «пирог», покрытый износостойким полиэфирным пластиком  с матовой поверхностью и широким  углом рассеяния света. Поверхность  достаточно мягкая, чтобы немного  прогибаться при нажатии. Внутри пирога размещены два листа из гибкого резистивного материала, разделенные воздушной прослойкой. Эта прослойка образуется благодаря тому, что поверхность одного резистивного листа покрыта большим количеством миниатюрных изолирующих выступов. В случае досок обратной проекции резистивные слои выполняются из прозрачного материала — оксида индия и олова. 

По сторонам к резистивным листам подключены полосные электроды: у одного листа  по бокам, у другого — снизу  и сверху (рис. 3). При нажатии поверхность  доски прогибается, резистивные  листы соприкасаются в точке нажатия. Встроенные электронные коммутаторы подключают электроды A и B к источнику постоянного напряжения, замыкают электроды C и D между собой и подключают их к входу аналого-цифрового преобразователя (АЦП). На его выходе появляется код, определяющий вертикальную координату. Затем схемы перекоммутируются так, чтобы напряжение подавалось на электроды C и D, а снималось с электродов A и B. В этот момент АЦП регистрирует код, соответствующий горизонтальной координате. 

Описанная технология получила название четырехпроводной. Помимо нее существуют пяти- и восьмипроводная аналого-резистивные технологии, позволяющие устранить зависимость точности измерения координат от состояния верхних гибких слоев структуры и увеличивать долговечность сенсорной системы. 

Разрешение аналого-резистивной  интерактивной доски измеряется тысячами точек по горизонтали и  вертикали. Например, разрешение широко распространенных интерактивных досок SMARTboard канадской компании SMART Technologies 4000Ч4000, а Webster американской фирмы PolyVision — 8000Ч8000. Учитывая разрешение типового проектора (1024Ч768) этого вполне достаточно. 

Электронные схемы  аналого-резистивной доски обычно выдают около 80 пар координат в  секунду. Правда, скорость реакции интерактивной  системы в целом ограничена не только этим показателем, но и механическими свойствами (вязкостью) используемого в доске гибкого пластика, быстродействием ее электронных схем и производительностью компьютера. Практика показывает, что в целом реакция системы достаточно оперативная для большинства образовательных задач. 

Для работы с  сенсорной аналого-резистивной доской не обязательно иметь специальные  маркеры и, хотя в комплекте поставки могут быть разноцветные маркеры  и ластик, можно пользоваться пальцем  или указкой. Именно это обусловило самое важное преимущество досок данного типа для сферы образования — невозможность сорвать занятие, спрятав маркер или питающую его батарейку. При использовании сухих маркеров аналого-резистивная доска позволяет переводить в электронную форму материал урока, проводимого традиционным образом. 

Несмотря на применение мягкой многослойной структуры, аналого-резистивные доски работают в течение многих лет, не теряя  качества и надежности. Основная угроза для поверхности — случайное  применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть. Кроме того, преподаватель и ученики у доски должны быть внимательными, чтобы не прислоняться и не нажимать на поверхность плечом, локтем, запястьем и т. д. 

Интерактивные доски, использующие аналого-резистивную технологию, выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, PolyVision, SMART Technologies. 

2) Электромагнитная  технология 

При использовании  электромагнитной технологии интерактивная  доска имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Электронное перо (маркер) с катушкой индуктивности на кончике, которое может быть активным или пассивным, наводит электромагнитные сигналы на координатных проводниках, номера которых определяют местоположение кончика пера. 

Активное перо питается от батарей или получает энергию по проводу, которым привязано  к доске, пассивное работает от наводимого в катушке напряжения. Перо в некоторых моделях способно различать градации силы нажатия, что удобно для применения в программах рисования. Кончик пера может располагаться на некотором удалении от поверхности (не более 10 мм), благодаря чему на доски можно навешивать плакаты и работать поверх них. Помимо маркеров изготовитель может предлагать электронный ластик. 

Электромагнитные  доски обычно откликаются на действия пользователя несколько быстрее, чем  аналого-резистивные. Скорость выдачи информации у них 100—120 пар координат  в секунду, а следовательно, время реакции системы ограничивается только производительностью компьютера. Технология изначально разрабатывалась для дигитайзеров, а потому внутренняя разрешающая способность системы (1000—2000 линий на дюйм и выше) избыточна для решаемых доской задач. В рекламных целях производители указывают в проспектах именно внутреннюю разрешающую способность, хотя в компьютер доска передает «загрубленную» информацию с разрешением не более 200 линий на дюйм. Электромагнитные доски не чувствительны к нажатию рукой и другими предметами, а маркеры для них обычно имеют клавиши мыши. 

Электромагнитные  интерактивные доски выпускают  компании GTCO CalComp, Promethean, ReturnStar, Sahara Interactive. 

Принцип работы безбатареечного беспроводного  пера 

Сетка проводов, расположенная внутри электромагнитной интерактивной доски, служит то излучателем, то приемником слабого высокочастотного электромагнитного поля (режим работы меняется порядка 100 раз в секунду). При излучении поля электрические импульсы поочередно пробегают по проводам сетки. Внутри кончика пера размещен резонансный контур, настроенный на частоту этого поля. В контуре наводятся электрические колебания, фаза которых зависит от местоположения контура относительно координатной сетки. Энергия колебаний (после выпрямления и стабилизации напряжения) питает встроенный в перо микропроцессор. 

Последний анализирует  показания датчика нажатия на кончик пера и состояние кнопок, после чего формирует сигнал для  модулятора, который меняет форму  колебаний в контуре в момент, когда перо работает на излучение, а проводная сетка принимает сигнал. Полученный ответный сигнал анализируется микропроцессором доски, который с большой точностью определяет положение пера на поверхности и получает информацию о нажатии на его кнопки и кончик. 

Информация о работе Применение интерактивной доски в процессе образования