Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить пути по её предупреждению и преодолению.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. . Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления………………………………
1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема………...4
1.2 Причины неуспеваемости школьников………………….
1.3. Типовые характеристики неуспевающих учащихся……
Глава II Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников…………………………
2.1. Роль индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения…………………………………………………………
2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение……………………………………………………..
Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна, быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности. [11 ст.56 ].
Понятие потребность, является наиболее важным понятием мотивационной сферы. Потребность активизирует организм ученика, порождает его поведение, направленное на поиск того, что его интересует и привлекает.
Наша задача заключается в том чтобы привлечь учащихся к учебно – познавательной деятельности. Но как же добиться того чтобы у учеников появилась потребность в учении и интерес к овладению знаниями, тем самым устранить неуспеваемость учащихся. [8 ст. 220]
На этот процесс оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М. А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у учащихся потребность в учении? Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению взаимной благожелательности, что естественно побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодоление? Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних. М.А. Ефремов отмечает, что в подобных случаях немедленно вступает в силу закон торможения психики человека, в том числе и его познавательной деятельности.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями, большое значение имеют специально используемые учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.
В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями. [14 ст. 160-161 ]
Также
в формировании у учащихся потребности
в овладении знаниями большую
роль играет самостоятельность учеников
при выполнении упражнений. ''Главная
особенность самостоятельной
На усвоение и формирование у учащихся потребности в овладении знаниями влияет также эмоциональность обучения. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к учебной деятельности.
Большое значение здесь имеют прежде всего умелое формирование потребностей и мотивов учения которые возбуждают стремление к овладению знаниями, делают обучение привлекательным для учащихся. [12 ст. 175]
Таким
образом правильное предъявление педагогических
требований педагогом, правильный подход
к учащимся организует их поведение, способствует
улучшению их работы и таким образом привлекает
их к учебной деятельности, и тем самым
устранят неуспеваемость. [12 ст. 359]
Целью данной курсовой работы являлось исследование различных факторов влияющих на успеваемость школьников их отношение к учебе. Также проанализировать работу учителя по определению неуспеваемости учеников, в зависимости от причин ее вызывающих.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Было выявлено также, что весьма важным фактором в предупреждении неуспеваемости учащихся является личность учителя его эрудиция и мастерство преподавания, его отношение и подход к учащимся.
В процессе обучения пришли к следующим выводам:
В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что основными путями предупреждения неуспеваемости школьников являются:
Таким
образом, делаем вывод, что работа с
неуспевающими, при учете их особенностей
и интересов, является эффективным
средством в преодолении
1. Акимова М.К.. Козлова В.Т. Индивидуальности учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.- (Сер. «Педагогика и психология», №3).
2. Байкова В. предупреждение неуспеваемости // Народное образование .- 1980.-№1.
3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -.: Знание, 1988.-(Сер. «Педагогика и психология», №6).
4. Ипполитов Ф.В. К проблеме учебной перегрузки школьников // Вопросы психологии. - 1980,- №2.
5. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1982.- (Сер. «Педагогика и психология», .№3).
6. Кудяшев Ю. Без второгодников и трудных // Народное образование. - 1992.- №3 - 4.
7. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Мн.: Народная асвета, 1977.
9. Палтышев Н.Н. Еще раз о слабоуспевающих // Советская педагогика. - 1990.-№11.
10. Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 1973.
Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению