Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить пути по её предупреждению и преодолению.

Оглавление

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. . Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления………………………………
1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема………...4
1.2 Причины неуспеваемости школьников………………….
1.3. Типовые характеристики неуспевающих учащихся……
Глава II Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников…………………………
2.1. Роль индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения…………………………………………………………
2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

  Деятельность  школы по предупреждению неуспеваемости должна, быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности. [11 ст.56 ].

    2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения.

  Мотив – это побуждение, которое вызывает активность человека и определяют ее направленность.
  Что же заставляет ученика проявлять активность? В  качестве ее источников могут выступать  инстинкты и потребности.[3 ст. 202]

  Понятие потребность, является наиболее важным понятием мотивационной сферы. Потребность  активизирует организм ученика, порождает  его поведение, направленное на поиск  того, что его интересует и привлекает.

  Наша  задача заключается в том чтобы  привлечь учащихся к учебно – познавательной деятельности. Но как же добиться того чтобы у учеников появилась потребность в учении и интерес к овладению знаниями, тем самым устранить неуспеваемость учащихся. [8 ст. 220]

  На  этот процесс оказывает влияние  целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М. А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.

  Но  как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у учащихся потребность в учении? Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.

  Формированию  потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя  к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению взаимной благожелательности, что естественно побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодоление? Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних. М.А. Ефремов отмечает, что в подобных случаях немедленно вступает в силу закон торможения психики человека, в том числе и его познавательной деятельности.

  Для развития потребности и интереса к овладению знаниями, большое  значение имеют специально используемые учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

  Существенное  влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

  В связи с рассмотренными положениями  нужно правильно подходить к  оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и  дисциплину на уроках, не проявляет  должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями. [14 ст. 160-161 ]

  Также в формировании у учащихся потребности  в овладении знаниями большую  роль играет самостоятельность учеников при выполнении упражнений. ''Главная  особенность самостоятельной работы учащихся ––пишут Н. А. Менчинская и М. И. Морот состоит в том, что в ходе такой работы ученик мешается на какое-то время привычной для него опеки со стороны учителя, остается один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы, и опираясь на собственные знания, умения собственную наблюдательность, сообразительность, найти пути его решения и довести его до благополучного конца''. Именно такая работа способствует осознанному усвоению учебного материала. [12 ст. 192]

  На  усвоение и формирование у учащихся потребности в овладении знаниями влияет также эмоциональность обучения. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к учебной деятельности.

  Большое значение здесь имеют прежде всего умелое формирование потребностей и мотивов учения которые возбуждают стремление к овладению знаниями, делают обучение привлекательным для учащихся. [12 ст. 175]

  Таким образом правильное предъявление педагогических требований педагогом, правильный подход к учащимся организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом привлекает их к учебной деятельности, и тем самым устранят неуспеваемость. [12 ст. 359] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Целью данной курсовой работы являлось исследование различных факторов влияющих на успеваемость школьников их отношение к учебе. Также проанализировать работу учителя  по определению неуспеваемости учеников, в зависимости от причин ее вызывающих.

  В ходе исследования были решены следующие задачи:

  1. Проанализировали неуспеваемость как педагогическую проблему.
  2. Проанализировали причины неуспеваемости учащихся и дали их классификацию.
  3. Выделили типы неуспевающих учеников.
  В результате анализа психолого-педагогической литературы, были выделены основные причины неуспеваемости учащихся и методы, приемы борьбы с неуспеваемостью.

  Было  выявлено также, что весьма важным фактором в предупреждении неуспеваемости учащихся является личность учителя его эрудиция и мастерство преподавания, его отношение и подход к учащимся.

  В процессе обучения пришли к следующим выводам:

  • ученики более успешно усваивают учебный материал в результате индивидуального подхода учителя к учащимся.
  • Ученики более успешно реализовывают полученные знания в практической деятельности.

  В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что основными путями предупреждения неуспеваемости школьников являются:

  1. Индивидуальный подход учащихся в процессе обучения.
  2. Дифференциация школьного обучения.
  3. Создание воспитательных ситуаций на уроке
  4. Эмоциональность обучения.
  5. Создание ситуации успеха.

  Таким образом, делаем вывод, что работа с  неуспевающими, при учете их особенностей и интересов, является эффективным  средством в преодолении неуспеваемости, что необходимо было доказать в ходе нашей работы. 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акимова М.К.. Козлова В.Т. Индивидуальности учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.- (Сер. «Педагогика и психология», №3).

2. Байкова В. предупреждение неуспеваемости // Народное образование .- 1980.-№1.

3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -.: Знание, 1988.-(Сер. «Педагогика и психология», №6).

4. Ипполитов Ф.В. К проблеме учебной перегрузки школьников // Вопросы психологии. - 1980,- №2.

5. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1982.- (Сер. «Педагогика и психология», .№3).

6. Кудяшев Ю. Без второгодников и трудных // Народное образование. - 1992.- №3 - 4.

7. Мурачковский  Н.И.   Как  предупредить   неуспеваемость школьников. - Мн.: Народная асвета, 1977.

  1. Немов Р.С.   Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС ,2000.

9. Палтышев Н.Н. Еще раз о слабоуспевающих // Советская педагогика. - 1990.-№11.

10. Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 1973.

  1. 11. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинского.- М.: Педагогика, 1971.
  2. Стрезикозин В.П.   Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. М., <<Просвещение>>, 1976.
  3. Цетлин В.И. Предупреждение неуспеваемости учащихся. -М.: Знание, 1989 (Сер. «педагогика и психология», №11).
  4. Харламов И.Ф.   Педагогика: Учебник.-5-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1998.-560с.

Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению