Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить пути по её предупреждению и преодолению.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. . Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления………………………………
1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема………...4
1.2 Причины неуспеваемости школьников………………….
1.3. Типовые характеристики неуспевающих учащихся……
Глава II Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников…………………………
2.1. Роль индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения…………………………………………………………
2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение……………………………………………………..
|
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни, когда во всех областях народного хозяйства и культуры решают сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения.
Неуспеваемость — острейшая проблема современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Сильно понизился в наше время престиж образования, интеллигентности, профессиональной компетенции. В основе этого лежат многие негативные явления: уравниловка в оплате труда, при которой знания и честный труд не являются определяющими для благополучия человека, коррупция, власть бюрократии, часто является невежественной. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования — стал нужен диплом, аттестат, но никак не сами знания.
Снижение ценности образования в обществе не может не влиять на отношение к нему учащихся. Многим молодым людям учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу. Старание и прилежание в учении расценивались как проявление своего рода конформизма. Известны случаи, когда отличников в классе преследовали, избивали, многие школьники не хотели хорошо учиться, чтобы не потерять друзей, не оказаться изоляции в детской среде.
Общее принижение роли интеллектуального труда духовных ценностей в жизни общества, как и бюрократический стиль руководства народным образованием, пагубно отразились на составе учительского корпуса. В педагогические вузы пошли многие из тех, кому нужен был только диплом. Педагогические институты открывались часто там, где не было квалифицированных кадров для образования и воспитания будущих педагогов; такие вузы плодили слабых, неумелых учителей. А если были среди учительства талантливые, образованные знающие люди, то им туго приходилось в таких условиях. Творчество сдерживалось многочисленными инструкциями и живая, ищущая мысль из школы изгонялась. В результате снижался интеллектуальный и нравственный уровень учительства; во многих школах торжествовали невежество, грубость и нелюбовь к детям.[11 ст. 3]
Н.Н.Палтышев, наблюдая за деятельностью школ, сделал вывод, что центральной проблемой в области преподавания стала работа со слабоуспевающими учениками. Если считать, что в стране на « 4 « и « 5 « учатся до 30 % школьников, то 70 % - слабоуспевающих. Это значит, что они – основной продукт современной школы.[8 ст. 30]
Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи:
дать характеристику основных причин
неуспеваемости учеников и выявить
пути по её предупреждению и преодолению.
Глава I. Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления.
.1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема.
Неуспеваемость — проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от школьных условий (содержания программ, и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что предупреждение неуспеваемости — практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой.
На протяжении многих лет силы работников школ были сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания была не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось. В педагогической теории изучались длительно не успевающие школьники, создавались их типологии, анализировались причины глубоко, устойчивой неуспеваемости, обосновывались методы работы с такими детьми.
Высшим уровнем научной разработки всего комплекса проблем, относящихся к преодолению неуспеваемости, явились исследования Ю. К. Бабанского, труды которого составили целую эпоху в данной области.
Глубокое
изучение личности неуспевающих и всех
их жизненных обстоятельств
Оптимизация –– предполагает создание наилучших условий для успешного обучения — это необходимая предпосылка предупреждения неуспеваемости.
Однако, обучение –– и воспитание каждого отдельного ребенка — чрезвычайно сложный процесс, он зависит от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств. В каждой школе, поэтому необходима специальная, глубоко продуманная, повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Саму эту деятельность можно рассматривать как элемент оптимизации, но тем более необходимо раскрыть ее содержание и формы. Описанию и анализу такой деятельности школы в частности и посвящена целая статья.
В статье изложение вопросов
ведется в логике
Анализ лучшей педагогической практики показывает, что хороший учитель, для предупреждения неуспеваемости, опирается на:
1) знание признаков, возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;
2) знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;
3) знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;
4) знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость (конечно, не все они подвластны учителю, о чем мы; уже говорили выше);
5) знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться
Многих
сегодня волнует вопрос: каким
образом в условиях массовой школы
создать предпосылки для
Это тем более важно, что пробелы в знаниях образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, а также в воспитании, как правило приводит к серьезным проблемам на последующих этапах обучения.
Развитие вынужденной педагогической запущенности приводит к стойкой неуспеваемости, развитию школьной дезадаптации, потере учебной мотивации нарушениям в формировании личности и характера ребенка.
Педагоги М. М. Безруких, С. Л. Ефимова считают, что успешность учения первоклассников во многом зависит от квалификации чуткости, доброты учителя, который с первых же дней должен постараться понять каждого ребенка. Можно сделать бесконечно много для ребенка даже при наличии 40 учебников в классе. Ведь у каждого ученика имеется свой свойственный ему уровень развития, недостатки и достоинства, которые могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определить пути их преодоления.
Безусловно, возникают трудности, и учитель должен быть готов к ним. Поэтому необходимо знать не только какие бывают трудности, но уметь увидеть и понять их причину.
К сожалению, на практике учитель довольно часто сразу определяет: этот ребенок хочет учиться, а тот нет; этот трудолюбивый, а тот лентяй; этот дисциплинированный, а тот – хулиган, Такое поверхностное, авторитарное суждение, как правило, приводит к самым печальным последствиям.
Опыт показывает, что почти все учащиеся начальных классов любят своих учителей. Они хотят добросовестно и прилежно учится, у них есть желание выполнять все школьные задания и если это не получается, значит что-то не так, надо искать причину и установить ее. Постараться вовремя помочь ребенку. Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие у детей меняются. Некоторые малыши становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, плаксивыми, раздражительными. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, а это не проходит бесследно для их функционального состояния и самочувствия. Но проходит один – два месяца, и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся более спокойными, чувствуют себя уже школьниками, стабилизируется и их функциональное состояние. Большая часть из них успешно усваивает программу. Но так благополучно бывает не всегда. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям учеба по силам. Некоторые очень быстро усваивают программу и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни.
Появились слабоуспевающие ученики, а некоторые совсем не усваивают программу. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.
Попробуем
увидеть и понять причины этих
трудностей и что лежит в их
основе в следующем пункте. [11 ст.
8]
1.2 Причины неуспеваемости школьников
Как считает Н. П. Покалова, проблема школьной неуспеваемости и ее причины – одна из основных проблем в педагогике. Несмотря на постоянное внимание педагогов к этой проблеме, она остается актуальной в связи с многообразием причин ее порождающих. Так, выявлено что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно – бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.) так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребносно – мотивационной сферах, индивидуально – психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др. ) Многообразие причин школьной неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабо успевающими учащимися. Слабо успевающие школьники в отличии от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью развития отдельных показателей интеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаев причиной их отставания в учебе.
Также
причиной неуспеваемости школьников может
являться недостаточная сформированность
процессов саморегуляции
Свою точку зрения о причинах неуспеваемости высказывает Н. Н. Палтышев: «Наиболее распространенные недостатки слабоуспевающих — низкая скорость письма, слабые навыки осуществления арифметических операций, чтения и безусловно — неумение самостоятельно учиться». Для этих детей характерно отрицательное мнение об учителях, у них отсутствуют или весьма слабы знания основ наук, они не владеют навыками учебного труда. Но посмотрите на этих же детей, когда у них что-то хорошо получается, когда им что-то понятно. Они гордятся собой в эти минуты, ликуют. Можно только пожалеть, что такая гамма чувств нечасто появляется у них на наших уроках.
Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению