Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить пути по её предупреждению и преодолению.

Оглавление

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. . Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления………………………………
1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема………...4
1.2 Причины неуспеваемости школьников………………….
1.3. Типовые характеристики неуспевающих учащихся……
Глава II Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников…………………………
2.1. Роль индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения…………………………………………………………
2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
Министерство  образования Республика Беларусь

Мозырский государственный  педагогический университет 
 
 
 
 

                                                      Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Причины неуспеваемости школьников и работа учителя  по ее преодолению. 
 
 
 
 
 
 
 

                  Студента 2 курса 2группы 

                  инженерно – педагогического

                  факультета:

                  Журавского  С.В. 

                  Научный руководитель:

                  старший преподаватель 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Мозырь 2004

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

  В наши дни, когда во всех областях народного хозяйства и культуры решают сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения.

  Неуспеваемость — острейшая проблема современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Сильно понизился в наше время престиж образования, интеллигентности, профессиональной компетенции. В основе этого лежат многие негативные явления: уравниловка в оплате труда, при которой знания и честный труд не являются определяющими для благополучия человека, коррупция, власть бюрократии, часто является невежественной. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования — стал нужен диплом, аттестат, но никак не сами знания.

  Снижение  ценности образования в обществе не может не влиять на отношение к нему учащихся. Многим молодым людям учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу. Старание и прилежание в учении расценивались как проявление своего рода конформизма. Известны случаи, когда отличников в классе преследовали, избивали, многие школьники не хотели хорошо учиться, чтобы не потерять друзей, не оказаться изоляции в детской среде.

  Общее принижение роли интеллектуального  труда духовных ценностей в жизни  общества, как и бюрократический стиль руководства народным образованием, пагубно отразились на составе учительского корпуса. В педагогические вузы пошли многие из тех, кому нужен был только диплом. Педагогические институты открывались часто там, где не было квалифицированных кадров для образования и воспитания будущих педагогов; такие вузы плодили слабых, неумелых учителей. А если были среди учительства талантливые, образованные знающие люди, то им туго приходилось в таких условиях. Творчество сдерживалось многочисленными инструкциями и живая, ищущая мысль из школы изгонялась. В результате снижался интеллектуальный и нравственный уровень учительства; во многих школах торжествовали невежество, грубость и нелюбовь к детям.[11 ст. 3]

  Н.Н.Палтышев, наблюдая за деятельностью школ, сделал вывод, что центральной проблемой в области преподавания стала работа со слабоуспевающими учениками. Если считать, что в стране на « 4 « и « 5 « учатся до 30 % школьников, то 70 % - слабоуспевающих. Это значит, что они – основной продукт современной школы.[8 ст. 30]

  Цель  данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.

  Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить  пути по её предупреждению и преодолению.  
 
 

Глава I.   Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления.

    .1.1   Неуспеваемость как  педагогическая проблема.

  Неуспеваемость — проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от школьных условий (содержания программ, и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что предупреждение неуспеваемости — практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой.

  На  протяжении многих лет силы работников школ были сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания была не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось. В педагогической теории изучались длительно не успевающие школьники, создавались их типологии, анализировались причины глубоко, устойчивой неуспеваемости, обосновывались методы работы с такими детьми.

  Высшим  уровнем научной разработки всего  комплекса проблем, относящихся  к преодолению неуспеваемости, явились исследования Ю. К. Бабанского, труды которого составили целую эпоху в данной области.

  Глубокое  изучение личности неуспевающих и всех их жизненных обстоятельств привело  Ю. К. Бабанского к постановке задачи оптимизации обучения.

  Оптимизация –– предполагает создание наилучших условий для успешного обучения — это необходимая предпосылка предупреждения неуспеваемости.

  Однако, обучение –– и воспитание каждого  отдельного ребенка — чрезвычайно сложный процесс, он зависит от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств. В каждой школе, поэтому необходима специальная, глубоко продуманная, повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Саму эту деятельность можно рассматривать как элемент оптимизации, но тем более необходимо раскрыть ее содержание и формы. Описанию и анализу такой деятельности школы в частности и посвящена целая статья.

   В статье изложение вопросов  ведется в логике анализируемой  деятельности. Как во всякой другой  профилактической работе, первым звеном в предупреждении неуспеваемости является обнаружение ее признаков, то есть диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться, незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащемуся. Одновременно надо анализировать процесс обучения индивидуальные обстоятельства личности, чтобы найти причины; породившие отставание, и воздействовать на них. Надо также постоянно проверять эффективность принятых мер, корректировать их.[11 ст. 5]

  Анализ  лучшей педагогической практики показывает, что хороший учитель, для предупреждения неуспеваемости, опирается на:

  1) знание признаков, возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;

  2) знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;

  3) знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;

  4) знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость (конечно, не все они подвластны учителю, о чем мы; уже говорили выше);

  5) знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться

  Многих  сегодня волнует вопрос: каким  образом в условиях массовой школы  создать предпосылки для оптимального развития каждого ребенка в частности для тех кто испытывает те или иные трудности в обучении?

  Это тем более важно, что пробелы  в знаниях образовавшиеся в начальном  периоде обучения чтению, письму, математике, а также в воспитании, как правило  приводит к серьезным проблемам на последующих этапах обучения.

  Развитие  вынужденной педагогической запущенности приводит к стойкой неуспеваемости, развитию школьной дезадаптации, потере учебной мотивации нарушениям в  формировании личности и характера  ребенка.

  Педагоги  М. М. Безруких, С. Л. Ефимова считают, что успешность учения первоклассников во многом зависит от квалификации чуткости, доброты учителя, который с первых же дней должен постараться понять каждого ребенка. Можно сделать бесконечно много для ребенка даже при наличии 40 учебников в классе. Ведь у каждого ученика имеется свой свойственный ему уровень развития, недостатки и достоинства, которые могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определить пути их преодоления.

  Безусловно, возникают трудности, и учитель должен быть готов к ним. Поэтому необходимо знать не только какие бывают трудности, но уметь увидеть и понять их причину.

  К сожалению, на практике учитель довольно часто сразу определяет: этот ребенок  хочет учиться, а тот нет; этот трудолюбивый, а тот лентяй; этот дисциплинированный, а тот – хулиган, Такое поверхностное, авторитарное суждение, как правило, приводит к самым печальным последствиям.

  Опыт  показывает, что почти все учащиеся начальных классов любят своих  учителей. Они хотят добросовестно  и прилежно учится, у них есть желание выполнять все школьные задания и если это не получается, значит что-то не так, надо искать причину и установить ее. Постараться вовремя помочь ребенку. Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие у детей меняются. Некоторые малыши становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, плаксивыми, раздражительными. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, а это не проходит бесследно для их функционального состояния и самочувствия. Но проходит один – два месяца, и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся более спокойными, чувствуют себя уже школьниками, стабилизируется и их функциональное состояние. Большая часть из них успешно усваивает программу. Но так благополучно бывает не всегда. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям учеба по силам. Некоторые очень быстро усваивают программу и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни.

  Появились слабоуспевающие ученики, а некоторые совсем не усваивают программу. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Попробуем увидеть и понять причины этих трудностей и что лежит в их основе в следующем пункте. [11 ст. 8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2   Причины неуспеваемости  школьников

  Как считает Н. П. Покалова, проблема школьной неуспеваемости и ее причины –  одна из основных проблем в педагогике. Несмотря на постоянное внимание педагогов  к этой проблеме, она остается актуальной в связи с многообразием причин ее порождающих. Так, выявлено что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно – бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.) так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребносно – мотивационной сферах, индивидуально – психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др. ) Многообразие причин школьной неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабо успевающими учащимися. Слабо успевающие школьники в отличии от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью развития отдельных показателей интеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаев причиной их отставания в учебе.

  Также причиной неуспеваемости школьников может  являться недостаточная сформированность процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности, проявляющейся в умении анализировать и воспроизводить заданный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу инструкции.

  Свою  точку зрения о причинах неуспеваемости высказывает Н. Н. Палтышев: «Наиболее  распространенные недостатки слабоуспевающих — низкая скорость письма, слабые навыки осуществления арифметических операций, чтения и безусловно — неумение самостоятельно учиться». Для этих детей характерно отрицательное мнение об учителях, у них отсутствуют или весьма слабы знания основ наук, они не владеют навыками учебного труда. Но посмотрите на этих же детей, когда у них что-то хорошо получается, когда им что-то понятно. Они гордятся собой в эти минуты, ликуют. Можно только пожалеть, что такая гамма чувств нечасто появляется у них на наших уроках.

Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению