Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе, проанализировать способы помогающие предупредить неуспеваемость.
Задачи: дать характеристику основных причин неуспеваемости учеников и выявить пути по её предупреждению и преодолению.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. . Сущность неуспеваемости школьников и причины её появления………………………………
1.1 Неуспеваемость как педагогическая проблема………...4
1.2 Причины неуспеваемости школьников………………….
1.3. Типовые характеристики неуспевающих учащихся……
Глава II Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников…………………………
2.1. Роль индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения…………………………………………………………
2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение……………………………………………………..
У школьников первого подтипа наблюдается определенное преимущество по сравнению с учащимися второго подтипа. Оно состоит в том, что практическая деятельность, как средство компенсации неуспеха в учебе, не проходит для них безрезультатно, способствует развитию их мыслительной деятельности и формированию некоторых навыков и умений. У этих учащихся, как и у всех школьников этого типа, наблюдается слабость абстрактного мышления. Однако школьники первого подтипа имеют возможность конкретизировать элементы мыслительной задачи, способы ее решения, постоянно соотносить новый материал с имеющимися конкретными представлениями, накопленными в процессе практической деятельности, что позволяет им достигать некоторых успехов в мыслительной работе.
Для учащихся этого подтипа характерно также наличие направленности на определенный вид деятельности в будущем. Как правило, характер этой направленности зависит от тех средств, с помощью которых эти школьники компенсируют неуспех в учебе; профессиональные интересы их связаны с выбором рабочей профессии.
Характерной особенностью учащихся рассматриваемого подтипа является наличие адекватной самооценки (в отличие от неуспевающих школьников других подтипов);
Это объясняется тем, что, достигая успеха в практической деятельности, они объективно оценивают, свои возможности в учебной работе.
Для школьников этого подтипа характерно стремление избежать трудностей в учебной работе, поисками различных обходных путей, не связанных ни с интеллектуальными, ни с какими-либо практическими видами деятельности.
Основными особенностями
В процессе учебной деятельности у таких учащихся наблюдаются трудности, преодолеть которые, в отличие от неуспевающих школьников первого подтипа, эти ребята не делают попытки. Они стремятся избежать анализа задания и «идут по пути механического воспроизведения, словесных знаний», не соотнося их с конкретными представлениями. Основные недостатки в их учебной деятельности — неумение работать, интеллектуальная пассивность.
У школьников второго подтипа отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем, а если эта направленность есть, то она крайне неустойчива
Для неуспевающих школьников второго типа характерно достаточно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умение преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп, что вследствие интеллектуальной систематической недогрузки является тормозом в их общем развитии.
У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы у таких учащихся. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Общая направленность этих школьников не связана с учением. Их интересы крайне разнообразны. Среди них важное место занимают познавательные, которые тем не менее совершенно оторваны от сходных видов учебной деятельности (чтение, рисование и др.).
Отношение класса к этим учащимся, определено их неумением жить в коллективе, нежеланием подчиняться его требованиям. Коллектив класса их не принимает, исключает из своей среды. Они или живут вне коллектива, или включены в другой коллектив вне школы. Неуспех в учении не побуждает этих ребят к улучшению качества учебной работы. Компенсация неуспеха в учении направлена на самоутверждение в коллективе средствами, обычно им присущими (протест, грубость, увлечение чем-нибудь односторонним и т.д.).
Самооценка учащихся этого типа неустойчива. Она зависит от той жизненной позиции, которую занимает школьник. У тех учеников, которые живут вне коллектива, самооценка менее устойчива, чем у тех, кто живет интересами малой группы вне школы. У последних, она имеет более устойчивый характер.
Внутри этого типа выделены два подтипа.
Среди неуспевающих нередко можно встретить таких, которые в силу недобросовестного отношения к учению и плохого поведения в кругу сверстников оказываются в своеобразной изоляции. Учиться они не хотят, в свободное от занятий в школе время не находят обычного для их ровесников дела. Перед ними возникает задача компенсировать свой неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе. Неуспевающие этой категории чаще всего находят в интеллектуальной деятельности, не связанной с учением: много читают, но без всякой системы, читают так, от скуки. На уроке они рисуют своих учителей, героев прочитанных книги т. д. Склонность такого рода деятельности вполне объяснима: они не хотят, не умеют напряженно трудиться вместе с классом, предпочитают заниматься тем, что вызывает непосредственный интерес и не требует значительных усилий.
Иногда они занимаются делом, близким к учебной работе. Например, вместо того чтобы подготовить задание по физике, читают «Занимательную физику»; получая неудовлетворительные оценки по истории, с упоением читают исторические романы — т. е., не видя смысла в учении, они занимаются тем, что им приятно и что может создать определенную репутацию в глазах окружающих.
Эти учащиеся, тяготясь школьными обязанностями, мечтают о том времени, когда не надо будет ходить в школу.
В будущем они хотели бы иметь интересную, романтическую профессию (капитан дальнего плавания, геолог, испытатель, артист кино и др.). Однако профессиональные интересы этих школьников неустойчивы.
Довольно распространенную группу неуспевающих, составляют школьники у которых отрицательное отношение к учению, безразличие к делам класса и школы и связанная с этим изоляция в классном коллективе «замещаются» популярностью среди сверстников двора, улицы. Это учащиеся с сильными внешкольными интересами, не связанными ни с познавательной, ни с практической деятельностью.
Бесцельное хождение по городу, окрестностям своей местности, игры и развлечения, не ограниченные ни школьным, ни домашним режимом, характеризуют стиль поведения, этих учеников. Чтобы избежать наказания, они ловко используют разногласия в семье, старательно выполняют мелкие поручения по дому, умеют разжалобить родителей.
О будущем они пока не думают.
Для неуспевающих учащихся этого типа характерно низкое качество мыслительной деятельности и беспечное, отрицательное к учению при частичной или полной утрате позиции школьника.
Для них, как и для учащихся первого типа, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и др.) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач, у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем, полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами, полученными другими школьниками. Стремление манипулировать цифрами наблюдается и у школьников первого типа. Однако они, производя вычисления наугад, стремятся как-нибудь получить правильный ответ. Учащиеся третьего типа совершенно не заботятся о том, что получится в результате вычислений.
Общей особенностью неуспевающих этого типа являются трудности в запоминании учебного материала. Они вызваны отсутствием установки на запоминание, в связи с нежеланием учиться и крайне низким уровнем развития мышления, ограничивающим установление даже элементарных связей между усваиваемыми понятиями.
Трудности в усвоении знаний у этих школьников обнаруживаются очень рано, уже в I классе. У школьников первого и второго типов трудности в усвоении знаний и негативное отношение к учению обнаруживается значительно позже, в основном в IV—V классах.
Будучи старше своих одноклассников и уступая им в умственном развитии, неуспевающие школьники третьего типа постоянно испытывают неудовлетворенность своим положением в коллективе класса, тяготятся пребыванием в школе.
Если у неуспевающих первого типа неблагоприятное положение в коллективе класса не приводит к полной изоляции, так как у них нет конфликта с коллективом, то ученики этой категории живут вне коллектива. Это связано с пренебрежительным отношением к ним одноклассников, а также с тем, что у неуспевающих этой группы формируется ряд отрицательных моральных качеств, которые имею устойчивый характер и проявляются в поведении.
Причиной возникновения этих качеств является то, что ведущие стороны личности, образующие типическое сочетание, имеют отрицательные характеристики (низкое качество познавательной деятельности, отрицательное отношение к учению). В результате происходят серьезные изменения и в структуре познавательной деятельности школьников: при выполнении задания они не могут организовать себя, у них слабая познавательная активность, недостаточно развито произвольное запоминание, произвольное внимание и др. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности этих школьников. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.
Общее
отрицательное отношение к
Несмотря на ряд особенностей, общих для всех неуспевающих школьников третьего типа, между ними наблюдаются и существенные различия, которые положены нами в основу деления учащихся этого типа на подтипы.
Самым характерным, что определяет специфику этого подтипа, является стремление компенсировать неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе какой-нибудь практической деятельностью, не связанной с учением. Предпочитая трудовую деятельность учению, эти школьники не отличаются трудолюбием. Труд для них привлекателен в том случае, когда им можно заниматься вместо учения. Если неуспевающие первого подтипа первого типа своим посильным участием в трудовых делах класса и семьи стремятся оправдать неудачи в учении и тем самым сохранить позицию школьника, и занять определённое положение в коллективе, то для отстающих этого подтипа выполнение трудовых заданий — способ хоть на короткое время освободиться от необходимости выполнять учебную работу. Кроме того, если у неуспевающих первого подтипа первого типа на основе той деятельности, с помощью которой они компенсируют успех в учении, формируется профессиональные интересы, то у школьников данного подтипа профессиональные интересы развиты слабо и отличаются неустойчивостью.
Пребывание в школе для этих ребят с каждым годом становится все более непривлекательным и тягостным. Единственный выход из создавшегося положения они видят в уходе из школы. Нередко им удается убедить родителей перевести их в вечернюю школу, но и там они «гости».
К нему относятся учащиеся, которые компенсируют свой успех в учении поисками различных обходных путей (списать, подслушать, обмануть учителей). Для них это привычная форма поведения не только в учении, но и в взаимоотношениях с людьми. Они проявляют большую изобретательность и ловкость ради эгоистических, корыстных целей.
Главная цель этих школьников – избежать работы независимо от того, какая она – умственная или физическая.
Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и работа учителя по ее преодолению