Предметно-развивающая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей создания предметно-развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 3-4 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Выделить современные требования к организации предметно-развивающей среды.
Определить принципы организации предметно-развивающей среды.
Осветить условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении 5
1.1. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении 5
1.2. Современные требования к организации предметно-развивающей среды 6
1.3. Принципы организации предметно-развивающей среды 8
Глава 2. Условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет 11
2.1. Основные требования к предметно-развивающей среде дошкольного учреждения 11
2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста 14
2.3. Особенности конструирования предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

предметно-развивающая среда.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

 При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в при роде; тональность пола по ассоциации с землей должна иметь более теплую, насыщенную окраску; стены по аналогии с пейзажем - будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод.

 Малыши очень восприимчивы к ярким простым цветам. Для окраски помещения, где находятся дети младшего возраста, можно рекомендовать очень светлые теплые (оранжевые, розовые персиковые желтые) тона, с выделением зоны для игр — с более яркими, насыщенными тонами. Вспомогательные помещения — коридоры, раздевалки можно предложить окрасить или подобрать цвет обоев более интенсивные по тону, в основном солнечными цветами, которые увеличивают освещенность коридора, приемной [12, с. 193].

 Окружающая предметная среда — это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Однако, не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных правил -соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.

 Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы-игровой, яркий, предметный.

 Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка.

 Игрушки  и предметы в группе отражают  богатство и многообразие свойств,  стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок  многое видит впервые и воспринимает  наблюдаемое как образец, своего  рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

 Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию - внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую - для занятий и еды, большую - для игр и двигательной активности. Но большее пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая возможность детей заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные) легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой)-материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно [12, с. 194].

 Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения детей, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.

Самой выразительной особенностью детей  начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, «кризисе трех лет», когда ребенок  неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность. Стремление к ней становится внутренним двигателем, направляющим интерес ребенка к  практическим средствам и способам различных действий и побуждающим  овладеть ими. Однако желание быть самостоятельным  и возможность реализовать ее не всегда совпадают. Задача взрослого - помочь ребенку овладеть практическими средствами и способами достижения целей. Интерес детей 3-4 лет к практическим действиям создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. В связи с этим в группе широко должны быть представлены объекты для исследования в действии:

  1. Крупная мозаика разных форм и цвета.
  2. Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые).
  3. Набор для завинчивания (верстак с отвертками и набором винтов. Пластмассовые).
  4. Рамки с 2-3 видами застежек(шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки ).
  5. Панно с разнообразными застежками и съемными элементами.
  6. Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов).
  7. Пазлы из 2-12 частей.
  8. Наборы кубиков из 4-9 штук.
  9. Развивающие игры типа «Сложи квадрат». «Сложи узор».
  10. Дидактические игры типа «Лото» или «Парные картинки».

Большие возможности для развития детей  заложены в игре -экспериментировании. Детское экспериментирование -один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Игры с песком, водой, глиной. Красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких неопрятных игр ближе к источнику воды. Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно изготовить такие центры самостоятельно. Для этого необходимо в столе вырезать отверстие для таза, желательно широкого и с низким дном. Желательно из оргстекла или фанеры сделать крышки. Которыми закрывать данные центры, когда они не используются. Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкость для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и  мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям - родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеющиеся, плачущие), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии членов семьи ребенка и его самого. Воспитатель обладает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.

Очень полезно в группе иметь много  зеркал в разных местах, поскольку  малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Кстати, психологами  отмечено, что когда малыш видит  себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряжения» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3-4 лет так любят играть в «уголке ряжения». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли -фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т. д. Все это помогает детям в их возможностях быть такими же « большими и важными».

У младших детей активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь  оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Например, хороши для этого пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Можно использовать большой матрас или мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Яркая аппликация с цифрами, формами или сказочным сюжетом сделает этот атрибут еще более привлекательным. Внесение в группу 2-3-х очень крупных, разноцветных надувных мячей и несколько мячей меньших размеров будет способствовать стимулированию ходьбы. Можно также иметь 1-2 большие коляски для кукол, 1-2 больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство- трехколесный велосипед. Для развития координации, самостоятельности у младших дошкольников необходимо использовать разнообразные физкультурные коврики с разметками на них из различных предметов. Данные коврики можно изготовить самостоятельно, используя для этого различные материалы (коврики для ванной, самоклеющую пленку, обрезки ткани и т.д.). Данное оборудование не только способствует закреплению у детей умения действовать с заданными условиями (прокатить мяч, огибая препятствия, попрыгать на одной ножке, перепрыгнуть через препятствие и т.д.), но и помогает закрепить выученные детьми основные движения.

 Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и т.д.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться. Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах используется секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка «физкультурный уголок» [12, с. 198].

 


 

 Заключение

Раннее  детство — особый период становления  органов и систем и прежде всего  функции мозга. Доказано, что функции  коры головного мозга не фиксированы  наследственно, они развиваются  в результате взаимодействия организма  с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые годы жизни.

 В  дошкольном учреждении обстановка  всех помещений служит одной  задаче — воспитанию и развитию  ребенка. Создание такой благоприятной  обстановки — большое искусство,  включающее в себя разумную  и красивую организацию пространства  и его элементов.  Цель создания  развивающей среды в дошкольном  учреждении — обеспечить систему  условий, необходимых для развития  разнообразных видов детской  деятельности, коррекции отклонений  в развитии детей и совершенствованию  структуры детской личности.

Один  из главных факторов детского развития социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений.

 Детский сад с его многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

 Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но она может быть и другой насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. В среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

 


 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  3. Боровикова Е.Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007.
  5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 2004.
  6. Игра дошкольника / Под ред.С.Л. Новоселовой. - М., 2005.
  7. Кольцова О. В., Шедько С. Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / ТОГОАУ ДПО «институт повышения квалификации работников образования», Тамбов 2009
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2004.
  9. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. - 2006. - №1.
  10. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005.
  11. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду ./Н.В. Нищева. - Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  12. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2005
  14. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1996
  15. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов Н. Попова Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С. 12–17.

Информация о работе Предметно-развивающая среда