Предметно-развивающая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей создания предметно-развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 3-4 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Выделить современные требования к организации предметно-развивающей среды.
Определить принципы организации предметно-развивающей среды.
Осветить условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении 5
1.1. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении 5
1.2. Современные требования к организации предметно-развивающей среды 6
1.3. Принципы организации предметно-развивающей среды 8
Глава 2. Условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет 11
2.1. Основные требования к предметно-развивающей среде дошкольного учреждения 11
2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста 14
2.3. Особенности конструирования предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

предметно-развивающая среда.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Сущность и принципы создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении 5

1.1. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении 5

1.2. Современные требования к организации предметно-развивающей среды 6

1.3. Принципы организации предметно-развивающей среды 8

Глава 2. Условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет 11

2.1. Основные требования к предметно-развивающей среде                 дошкольного учреждения 11

2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста 14

2.3. Особенности конструирования предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения 25

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс преобразования содержания педагогического  процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой  он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей  среды - ее адекватность реализуемой  в ДОУ программе, особенностям педагогического  процесса и творческому характеру  деятельности ребенка.

Решение задач личностно - ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающая  среды.

Именно  в ДОУ возможна организация такой  среды, направленной на «гармонизацию  с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени  влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При  этом окружающая среда, в которой  живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или  в некоторых случаях - отсюда возникает  предположение, что ее правильная организация  и умелое включение ребенка в  активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним  из условий эффективности педагогического  процесса.

В современной  дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Одной из важнейших задач является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему  возможность проявить себя.

Объектом  работы является предметно-развивающая  среда.

Предметом работы является поиск содержания и  анализ создания предметно-развивающей  среды.

Целью работы является изучение особенностей создания предметно-развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 3-4 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
  2. Выделить современные требования к организации предметно-развивающей среды.
  3. Определить принципы организации предметно-развивающей среды.
  4. Осветить условия  создания  предметно-развивающей среды  для  детей  3-4 лет.

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и принципы создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

1.1. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении

 Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые годы жизни.

 В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания. Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у младшего школьника, а от умения самостоятельно их находить и применять [5, с. 84].

 Среда развития может и должна служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых — от того, как устроена пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит и даже от того, как они расположены.

 Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В.Антонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский.

 Сам термин «развивающая среда» стал очень папулярен и используется многими авторами. Однако,понятие это не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «развивающая среда» выступает в широком и узком смысле.

 Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.

 Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [5, с. 86].

 В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.

1.2. Современные требования к организации предметно-развивающей среды

 Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Предметно -пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной деятельности.

 В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате.

 Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка [8, с. 219].

 Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

 Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна.

 Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

1.3. Принципы организации предметно-развивающей среды

Оборудование  детских помещений позволяет  реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной  основе по следующим принципам:

1. Принцип  обеспечения здорового образа  жизни и физического развития

Оборудование  группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению  ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип  обеспечения воспитания и развития  ребенка в условиях детского  сообщества

Интерьер  группы должен быть рассчитан на одновременное  присутствие 10–15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни  как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в  целом.

3. Принцип  обеспечения педагогического процесса  в условиях общественного воспитания

Оборудование  группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения  с одним ребенком в системе  работы с группой детей в целом [9, с. 120].

4. Принцип  надежности и безопасности

Интерьер  группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых  обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения  с высоты, выпадения с боковых  поверхностей изделий, удары и ушибы  в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

5. Принцип  гигиенического соответствия

Предметы  мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке  не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

6. Принцип  эргонометрического соответствия

Предметы  мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения  России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции  изделий, а также образцы зарубежного  производства должны соответствовать  эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

7. Принцип  вариативности.

Предметы  мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости  изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности  позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип  гарнитуры

Необходимо  комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому  решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного  перестроения соответственно техническим  характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения [9, с. 123].

9. Принцип  рациональности

Оборудование  и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего  возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип  складирования

Оборудование  должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь  держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно  фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в  случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

Все части  гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или  перемещения из группы в группу.

11. Принцип  «общего» и «единичного» в  подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий  или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный»  подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

Информация о работе Предметно-развивающая среда