Предметно-развивающая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей создания предметно-развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 3-4 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Выделить современные требования к организации предметно-развивающей среды.
Определить принципы организации предметно-развивающей среды.
Осветить условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении 5
1.1. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении 5
1.2. Современные требования к организации предметно-развивающей среды 6
1.3. Принципы организации предметно-развивающей среды 8
Глава 2. Условия создания предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет 11
2.1. Основные требования к предметно-развивающей среде дошкольного учреждения 11
2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста 14
2.3. Особенности конструирования предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

предметно-развивающая среда.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

12. Принцип  возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета  возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая  среда для малышей. Конкретная игровая  среда, чтобы быть действительно  развивающей, должна «настраиваться»  на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново [9, с. 124].

 

 

 

Глава 2. Условия  создания предметно-развивающей среды  для детей 3-4 лет

2.1. Основные требования к предметно-развивающей среде                 дошкольного учреждения

При создании педагогических методик (технологий), отвечающих на вопрос: что и как  предлагается детям, а также при  выборе готовых, несомненно, нужно опираться  на указанные принципы, которые являются результатами многолетних психологических  и педагогических исследований. Однако никакое обучающее влияние взрослого  не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка  предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения? Обратимся к исследованиям  С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные требования. Предметная среда должна [10, с. 73]:

-быть  системной, отвечающей целям воспитания  и обучения, а также требованиям  проектной культуры;

-инициировать  деятельность ребенка: ее объекты,  средства, цели и способы их  достижения задаются предметной  средой;

-учитывать  специфику возрастных этапов  развития ребенка, т. е. специфику  как ведущей деятельности (общения,  предметной деятельности, игры), так  и других, возникающих рано и  развивающихся к старшему дошкольному  возрасту, т. е. обеспечивать переход  ребенка к следующему этапу  развития. Иначе говоря, способствовать  решению задачи создания "зоны  ближайшего развития” (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;

-обеспечивать  возможность взаимодействия детей  между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

-иметь,  наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

-обеспечивать  возможность ребенка жить в  3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз–рука”), его росту и предметному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов  и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить  вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как  деятельности. Немаловажную роль в  этом играет организация предметно-игровой  среды для каждого дошкольного  возраста, имеющего свою специфику  развития [12, с. 114].

Для детей 3–4 лет очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и передавала смысловые результативные связи между предметами. Необходимо, чтобы в распоряжении малышей были наборы или игрушки, помогающие доступно отражать содержание занятий и социальные взаимоотношения взрослых. Поскольку в сюжетно-отобразительной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, нужен разный по степени обобщенности игровой материал. Игрушки могут быть реалистическими, условными, символическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40–50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплекты предметов игрового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т. д.), различная посуда; постельные принадлежности; коляски, санки для кукол; различная мебель, домики с мебелью для кукол; различные предметы домашнего обихода (ведра, тазики, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в магазин: касса и др.; игрушки, изображающие животных с детенышами; наборы объемных и плоскостных игрушек, изображающих овощи и фрукты; различные машины (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект "Железная дорога”; самолет, кораблик; комплект элементов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.).

При организации  игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различных  формочек, комплекты силуэтов на колышках. Детям также нужен разнообразный  обобщенный игровой материал: обрезки  поролона, меха, кожи, пластмассовые  флаконы, катушки и др., а также  средообразующие модули (С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене).

Чтобы в  самостоятельных играх у детей  возникали игровые действия с  воображаемыми предметами, следует  использовать своеобразные игрушки-картинки. Например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрукты, овощи. Получается тарелка. Можно использовать и крупные элементы оформления, представленные на панно-картинах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в группе надолго.

Детям этого  возраста интересны музыкальные  инструменты с фиксированной  мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и механические игрушки (музыкальный волчок, заводные зайцы, медведи и др.) [15, с. 90].

 

 

2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

Эстетика  оформления групповых помещений  должна обеспечивать эмоциональный  комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие  единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового  решения, освещение, мебель – всё  должно быть подчинено функции данного  пространства и соответствовать  потребностям его маленьких хозяев.

В последнее  время в группах детских садов  стало всё больше декоративных элементов  – картин, статуэток, сухих или  искусственных цветов, кружевных  штор и т.п. Однако нередко эти  украшения не имеют никакого отношения  к детям и к их жизни в  детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т.п. Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не должно быть слишком  ярким, «искусственным», и в то же время в комнате должно быть достаточно светло и солнечно. Особенно важно  хорошее освещение центральных  точек каждого помещения, где  дети чаще всего занимаются своими делами [6, с. 219].

Очень важно  наличие свободного пространства, «воздуха»  в помещении. Избыток мебели, перегруженность  массивными игрушками не только ограничивает свободу ребёнка, но и делает помещение  тесным, «душным» и неэстетичным.

Необходимо  создавать условия для того, чтобы  с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. Для этого на участке создается красивый ландшафт.

Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты украшаются зеркалами, цветами, картинками, рисунками  детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен  зимний сад, звучать музыка, при входе  в группу малышей может «встречать»  большая игрушка. Все элементы интерьера  должны быть со вкусом оформлены. Учитывая особенности детского восприятия, следует  избегать мрачных тонов. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с  родными.

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками.

Кроме картинок для оформления шкафчиков можно  использовать картинки с памятками  для одевания. В роли памяток для малышей выступают картинки, на которых изображены предметы одежды. Все картинки разные, и их ряд отражает последовательность одевания. В результате воспитатель, напоминая детям, как они должны одеваться, всегда имеет под рукой наглядное пособие. Да и дети имеют перед глазами подсказку-инструкцию для самостоятельных действий.

Должно  стоять достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей.

Специальное место отводится для демонстрации детских работ. На столике или  в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются  дидактические материалы для  родителей. Помимо персонального раздевального  шкафчика и информационной зоны в  них расположены и спортивные уголки.

В спортивных уголках для самостоятельной  физической активности имеются: мячи, кегли, массажные мячики, прыгалки.

Оборудование  туалетной комнаты должно быть приспособлено  к нуждам маленьких детей и  удобно для воспитателя. У каждого  ребенка имеется свой горшочек и  полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них  свое отражение.

В помещении  для приема пищи, игр и занятий  располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, горки, на которых можно отдохнуть и  полазать.

Оборудование  интерьера мебелью для детей 3-4 года жизни может осуществляться с помощью отечественных и  зарубежных изделий, предоставляемых  современными фирмами [11, с. 184].

Столы, стулья, кровати для разных ростовых групп  должны быть изготовлены из экологически чистых материалов. Для малышей конца 1-го и начала 2-го года можно рекомендовать  деревянные кресла с регулируемым по высоте сиденьем. Столы – полудуги с выемкой в середине удобны для одновременного кормления двух или трех малышей. Два таких стола, сдвинутых торцевыми сторонами образующих стол круглой формы с выемкой в середине, удобны для одновременного приема пищи 6–7 детей. Эти же столы можно соединить зигзагообразно, что удобно для самостоятельной деятельности малышей. Для этого дуги 2-х столов соединяются выгнутыми поверхностями. Нужен раздаточный столик на колесиках.

Мягкая  мебель – кресла, диванчики для  отдыха, обтянутые мягкими тканями  разных оттенков – создает колорит  домашности, уюта, но необходимо, чтобы  она сочеталась со всеми другими  предметами мебели в интерьере группы.

Напольные шкафы, рассчитанные на рост маленького ребенка, незаменимы в интерьере  группы как для детей 2-го, так  и 3-го года жизни.

В группе должна быть предусмотрена мебель для  взрослых: кресло или небольшой диван, на которых воспитатель может  почитать ребенку книжку, побеседовать с ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Всё это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.

Детская игровая мебель по росту детей  предназначается для групп раннего  возраста, потому что дети 2–3 года, проигрывают какие-то эпизоды своей  собственной жизни. Это сюжетно-отобразительные действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни.

Немаловажным  является и то, что ассортимент  игровой мебели выполнен гарнитурно. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий. Последнее, как установили психологи, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленького ребенка реакцию отстранения и не способствуют возникновению чувства защищенности и покоя. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Мебель  и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность  беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать  перед собой тележки.

Оформление  групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, но, в то же время, недолжна перевозбуждать детей.

При цветовом оформлении внутреннего убранства  группы необходимо соблюдение некоторых правил.

Первое: цвет стен, цветовой подбор занавесей  и штор на окнах, а также напольного покрытия – линолеум, палас или  ковер, ковровые дорожки – должны быть подобраны гармонично, так как  их цветовая гамма превалирует в  окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или, так называемый, цвет слоновой кости, или «какао с молоком», или «чайной  розы», то голубые шторы и голубой  линолеум на полу будут диссонировать  с цветом стен. В данном примере  цвет штор и покрытие пола должно соответствовать  золотистой, «теплой» части цветового  спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае – цвета  спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми  или светло-бежевые.

Информация о работе Предметно-развивающая среда