Практики воспитания в странах АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – базовая модель человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Предмет исследования - практики воспитания детей в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Соответственно целью курсовой работы является анализ методов (практик) воспитания человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3-5
1.Практики воспитании детей в Китае
Традиционное воспитание в Китае…………………………..…….6-11
1.2Современное воспитание в Китае………………………………....12-14
2. Практики воспитания детей в Корее
2.1. Традиционное воспитание в Корее……………………………...15-18
2.2. Современное воспитание в Корее………………………………..19-23
3. Практики воспитании детей в Японии
3.1 Традиционное воспитание в Японии …………………………..…24-31
3.2 Современное воспитание в Японии………………………………32 -37
Заключение…………………………………………………………...….38-41
Список использованной литературы……………………………..…...42-43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРЕТИЙ КУРС.docx

— 80.63 Кб (Скачать)

     Наряду с повышением природной  сопротивляемости детского организма  одним из основных и очень  привлекательных элементов воспитания  является приучение ребенка к  телесное чистоте. Культ чистоты  проявляется не только в чистых  руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых  волосах и зубах. 
     Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. [13.С.117]

     Японская система воспитания  является целостной: с одной  стороны, определённые ценности  общения транслируются на бытовом  уровне и не рефлексируются, с  другой, существующая система образования  учит тому же, только с добавлением отрефлексированного отношения к провозглашаемым ценностям бытия индивида, общества, государства. 
     Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что нельзя рассматривать японскую практику воспитывающего обучения как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное. Японцы с большим интересом и несомненной пользой для себя изучают традиции, нормы, воспитательные 
приемы других стран, а особенно важным является влияние  массовой культуры западных стран.

     Многие исследователи не без основания считают, что Япония испытала на себе огромное политическое, духовное и интеллектуальное влияние китайской цивилизации. Именно из Китая в Страну восходящего солнца в VI в. пришли учения буддизма и конфуцианства, оказавшие значительное воздействие на японскую цивилизацию. Каналом для проникновения китайской культуры и духовных традиций в Японию была Корея. Тем не менее, факт существенного влияния китайской цивилизации никак не отрицает сохранения в японской культуре, политике и других сферах общественной жизни ярких индивидуальных черт, ведь в Японии конфуцианство изначально приняло не  такие крайние позиции, как в Корее, а именно - телесные наказания были более опосредованы, чем в Китае, не прибегая к запретам, опять же, как в Китае и Корее, японских детей учили, прежде всего соизмерять свои поступки с мнением других людей, поэтому у японских детей более развито самосознание. [8.С.144]

     Из-за отсутствия жёсткого запрета,  в  традиционном воспитании  применялись более лояльные методы, а именно – предостережение,  практики телесного повторения, поддразнивание, осмеяние, которое  закрепляло отрицательное отношение  к негативному опыту, и ребёнок старался больше его не повторять.

     Настоящая японская семья находится между традицией и современностью. Трудно пока  понять, какова она сейчас. Однако в большей, или меньшей степени в ней заметны черты, которые сложились ещё в древности.

     Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. 
     Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. [4.С.12] 
     Опыт Японии показателен в плане умения гибко сочетать новое и старое, как в содержании, так и в форме, вдумчиво вписывать традиции в современность, не изменяя первым и не игнорируя последней. Даже в  настоящее время став модернизированной по всем показателям страной, Япония остаётся верна традициям. Именно опыт Японии убедительно доказывает: достижения в производстве и накоплении материальных ценностей не означают, что возможно заменить ими ценности духовные или восполнить утрату гармоничных человеческих отношений чрезмерным потреблением избыточно производимых товаров.

      В то же время Япония являет интересную культурную модель, где типично восточная  практика постоянного обращения  к традиции, постоянного возврата к исходным для нее ценностям  соединена с восточной же гибкостью, пластичностью в подходе к  пониманию развивающегося мира. Мир  находится в постоянном движении, он текуч и изменчив, человек, должный жить в единстве и в согласии с миром, соразмерен и соподвижен с ним, но эта изменчивость естественна и не рождает ощущения нестабильности. В то же время Япония органично вписывает в эту модель и свойственные западному типу отношений с миром активизм и прагматизм, находящие основания в национальном японском характере.

      При этом усилия развивающегося и совершенствующегося  человека направлены не столько на преобразование мира, природы, сколько  на работу с внутренним миром самого человека.

      
 
 
 
 
 
 

                                        
 
 
 
 

 

                                       
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение

     Как выясняется, в современных условиях, в странах АТР в соответствии с конфуцианскими традициями сформировался абсолютно новый тип человека – терпеливый, ответственный, честный, грамотный, и мобильный во всех отношениях. В данном случае, формирование именно такого типа человека в большей степени связано с процессом инкультурации, чем с процессом социализации, ведь как было уже отмечено, именно из Китая в Японию, Корею и другие страны пришло учение конфуцианства, имевшее огромное значение для формирования ценностей, традиций и культуры стран региона. И все идеи и принципы конфуцианства легли в основу практической жизни Японии и Кореи.

      Китайцы создали самобытную, усовершенствованную и проверенную многовековым опытом систему воспитания, в которой семья выступает естественной средой физического, психического, социального и духовного развития ребенка, основной ячейкой его материальной поддержки, психологической защиты, средством сохранения и передачи национально-культурных и общечеловеческих ценностей грядущим поколениям. Она опирается на общечеловеческие нормы учебы и воспитания, однако реализует их, исходя из национальных условий, обычаев и традиций.

                    Зарождение и развитие корейской нации  протекало в тесном контакте, а иногда и в борьбе с китайцами. В экономическом, политическом и культурном отношении Корея развивалась под сильным влиянием Китая, она так же принадлежит к конфуцианско-буддийской цивилизации. Но не смотря на то, что конфуцианство пришло в эту страну фактически в одно и тоже время, что и буддизм, именно конфуцианство формировало философские основы государства и оказало значительное влияние на формирование личности. Интересно, что конфуцианство воспринималось в Корее с такой готовностью и в столь строгой форме, что сами китайцы считали корейских приверженцев этой религии более благочестивыми. И действительно, в процессе инкультурации Корея переняла практически все традиционные практики воспитания Китая, такие как уважительное отношение к старшим (патриархальность), телесные контакты и наказания, ограничения и запреты, практику повторения и подражания. До сих пор конфуцианские традиции, сформировавшие национальный характер, играют большую роль в мышлении и поведении корейцев. Корейцы глубоко чтут традиции и ведут родословную на десятки поколений.

     Но, конечно нельзя сказать, что  традиционные практики воспитания  стоят неподвижно, на одном месте, они развиваются, как развивается и сама страна Корея, конечно не без влияния научно-технической революции, которая улучшила условия жизни, ну и конечно не без влияния массовой культуры  Западных стран, которая в корне изменила жизнь, и не только Кореи. В таких условиях на второй план отошли телесные наказания, гендерные различия (хотя для многих до сих пор рождение мальчика, всё равно, даже в современных условиях является приоритетом ),главным остаётся воспитание всесторонне развитой личности.

    Многие исследователи не без основания считают, что Япония испытала на себе огромное политическое, духовное и интеллектуальное влияние китайской цивилизации. Именно из Китая в Страну восходящего солнца в VI в. пришли учения буддизма и конфуцианства, оказавшие значительное воздействие на японскую цивилизацию. Каналом для проникновения китайской культуры и духовных традиций в Японию была Корея. Тем не менее, факт существенного влияния китайской цивилизации никак не отрицает сохранения в японской культуре, политике и других сферах общественной жизни ярких индивидуальных черт, ведь в Японии конфуцианство изначально приняло не  такие крайние позиции, как в Корее, а именно - телесные наказания были более опосредованы, чем в Китае, не прибегая к запретам, опять же, как в Китае и Корее, японских детей учили, прежде всего соизмерять свои поступки с мнением других людей, поэтому у японских детей более развито самосознание.

     Из-за отсутствия жёсткого запрета,  в  традиционном воспитании  применялись более лояльные методы, а именно – предостережение,  практики телесного повторения, поддразнивание, осмеяние, которое  закрепляло отрицательное отношение  к негативному опыту, и ребёнок  старался больше его не повторять.

     Настоящая японская семья находится между традицией и современностью. Трудно пока  понять, какова она сейчас. Однако в большей, или меньшей степени в ней заметны черты, которые сложились ещё в древности.

     Основной смысл первичной инкультурации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. 
     Опыт Японии показателен в плане умения гибко сочетать новое и старое, как в содержании, так и в форме, вдумчиво вписывать традиции в современность, не изменяя первым и не игнорируя последней. Даже в  настоящее время став модернизированной по всем показателям страной, Япония остаётся верна традициям. Именно опыт Японии убедительно доказывает: достижения в производстве и накоплении материальных ценностей не означают, что возможно заменить ими ценности духовные или восполнить утрату гармоничных человеческих отношений чрезмерным потреблением избыточно производимых товаров.

      В то же время Япония являет интересную культурную модель, где типично восточная  практика постоянного обращения  к традиции, постоянного возврата к исходным для нее ценностям  соединена с восточной же гибкостью, пластичностью в подходе к  пониманию развивающегося мира. Мир находится в постоянном движении, он текуч и изменчив, человек, должный жить в единстве и в согласии с миром, соразмерен и соподвижен с ним, но эта изменчивость естественна и не рождает ощущения нестабильности.

      При этом усилия развивающегося и совершенствующегося  человека направлены не столько на преобразование мира, природы, сколько  на работу с внутренним миром самого человека.

      Итак, под влиянием таких факторов как научно-техническая революция, влияние западной массовой культуры, урбанизация, массовая миграция молодёжи в города, и промышленный рост, меняется вся окружающая  жизнь, и не удивительно, что сферу воспитания это так же затрагивает, а  именно традиционные её стороны.  Никто не говорит о том, что происходит полное уничтожение традиционных форм воспитания, просто отходят на задний план абсолютно непродуктивные методы воспитания, которые наоборот мешают  развитию, такие как например, телесное наказание, которое затормаживает психологическое развитие  ребёнка или гендерное разделение которое принижает одних, и возвышает других, когда современному обществу необходимы активные молодые люди, не зависимо от половой принадлежности. В наши дни   традиционные практики воспитания в странах АТР наоборот начинают составлять именно ту основу, на которой строится современные практики воспитания, и с их помощью создаётся так  называемый «универсальный» человек. 
 

    

    

      
 
 
 
 

                             Список  литературы.

                                       Монографии:

1. Бенедикт. Р.  Хризантема и меч: Модели  японской культуры. Издательство: Наука, 2007. -360с.    

2. Бочаров.В.В.  Антропология возраста.-Спб,2001г.-194с.

3. ГабрусенкоТ.В. Эти непонятные корейцы.-М.:Муравей.2003.-304с.   

4. Елисеефф.В.,Елисеефф.Д.  Японская цивилизация.- Екатеренбург,2005.-529с.

5. Кравцова.М.Е.  История культуры Китая.-Спб, 1999.-416с.

6. Ланьков.А.Н.  Корея: Будни и праздники. -М., Издательство: Международные отношения, 2000. -473 с.

Информация о работе Практики воспитания в странах АТР