Практики воспитания в странах АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – базовая модель человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Предмет исследования - практики воспитания детей в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Соответственно целью курсовой работы является анализ методов (практик) воспитания человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3-5
1.Практики воспитании детей в Китае
Традиционное воспитание в Китае…………………………..…….6-11
1.2Современное воспитание в Китае………………………………....12-14
2. Практики воспитания детей в Корее
2.1. Традиционное воспитание в Корее……………………………...15-18
2.2. Современное воспитание в Корее………………………………..19-23
3. Практики воспитании детей в Японии
3.1 Традиционное воспитание в Японии …………………………..…24-31
3.2 Современное воспитание в Японии………………………………32 -37
Заключение…………………………………………………………...….38-41
Список использованной литературы……………………………..…...42-43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРЕТИЙ КУРС.docx

— 80.63 Кб (Скачать)

                                   Федеральное агентство по образованию

                    Дальневосточный Государственный Технический Университет

                                             (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) 

                      

                                       Кафедра  истории и теории культуры  
 
 
 
 
 

                             Практики воспитания  в странах АТР 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

студентки ІІІ курса, группы И-7061

Свиридкиной.А.К 

Научный руководитель

канд. ист. наук, доцент Л.Г.Гороховская 
 

. 
 

                                              Владивосток  2010 
 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………3-5

1.Практики воспитании детей в Китае

    1. Традиционное воспитание в Китае…………………………..…….6-11

1.2Современное воспитание в Китае………………………………....12-14

2. Практики воспитания детей в Корее

 2.1. Традиционное воспитание в Корее……………………………...15-18

2.2. Современное воспитание в Корее………………………………..19-23

3. Практики воспитании детей в Японии

3.1 Традиционное воспитание в Японии …………………………..…24-31

3.2 Современное воспитание в Японии………………………………32  -37

Заключение…………………………………………………………...….38-41

Список  использованной литературы……………………………..…...42-43 
 
 
 
 

                                                      

                                                
 

                                                  Введение

       Актуальность. Практики воспитания  в странах АТР (а именно в  Китае , Корее и Японии) на сегодняшний  день является очень актуальной  темой, так как  в современных  условиях жизни начинает цениться  работоспособный, ответственный,  честный человек, в общем мобильный во всех отношениях, конечно нет сомнений, что эти качества в человеке  ценились всегда, но здесь важным фактом является то, что все эти качества   издревле присуще жителям стран АТР, и все они формируются в процессе  воспитания  личности. Процесс воспитания — как способ первичной социализации, это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека, ведь именно в процессе воспитания закладываются основные этические, нравственные и моральные нормы. В странах АТР веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе, здесь сложился совершенно особенный тип воспитания детей, отличный от  западного, основанный на традициях, но слово традиция  в данном случае не выступает синонимом слову старый, а наоборот формирует ту основу, на которой строится современное общество.

     Степень изученности проблемы:

     В основном  тема воспитания, формирования личности  человека в странах АТР не является основной, а рассматривается как вспомогательная при изучении истории стран АТР, а именно Р.Бенедикт в своей книге «Хризантема и меч: Модели Японской культуры», типологизирует японскую культуру и противопоставляет её западной, затрагивая конечно тему воспитания детей, В.Елисеефф и Д.Елисеефф  в книге «Японская цивилизация» описывают сложную специфику общественного устройства, самобытную систему воспитания и образования, искусство и литературу Японии от древнейших до наших времён, В.В.Малявин в своей книге «Китайская цивилизация» описывает жизненный уклад и духовные ценности китайского народа, Т.В.Габрусенко в своей книге «Эти непонятные корейцы» рассказывает о интересных сторонах жизни Кореи, о своеобразном менталитете, культуре и традициях корейцев.

     В основном проблемы современного  воспитания в странах АТР рассматриваются  в периодических изданиях, таких  как «Япония сегодня», «Проблемы Дальнего Востока», «Человек» и «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке»

     Объект исследования – базовая модель человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).

     Предмет исследования - практики воспитания детей в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).

     Соответственно целью курсовой  работы является анализ методов  (практик) воспитания человека  в странах АТР(а именно в  Китае , Корее и Японии).

     Задачи:

  • Изучить и сравнить  традиционные и современные методы(практики) воспитания детей в  странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).  
  • Проанализировать влияние практик воспитания Китая на Японию и Корею.
  • Выявить факторы влияющие на изменение традиционных практик   воспитания в странах АТР.
  • Рассмотреть специфику гендерного воспитания в традиционных и современных практиках воспитания.
 

      Методы исследования:  Описательный

                                               Историко-сравнительный

   Историко-типологический

                                               Аналитический

     Структура работы: работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         1.Практики воспитания детей в Китае

                       1.1  Традиционное воспитание детей в Китае.

 

     Китай является локомотивом развития азиатско-тихоокеанского региона, на  протяжении истории его роль и влияние в Азии были решающими. Именно из Китая в Японию, Корею и другие страны пришло учение конфуцианства, имевшее огромное значение для формирования ценностей, традиций и культуры стран региона.[8.С.107]

     Конфуцианство  стало  не  просто  религией, а  также  и  политикой, и  административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и  социальных  процессов – словом, основой  всего  китайского  образа  жизни,  принципом  организации  китайского  общества, квинтэссенцией  китайской  цивилизации.

     Наибольшее влияние идеи конфуцианства оказали на развитие педагогики и воспитания, Древнего Китая. Конфуций отмечал, что идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правдивостью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития.  Жизненные правила и ценности,  внушавшиеся каждому китайскому ребёнку с младенческой поры, воспитывали в нём готовность беспрекословно повиноваться старшим. Жить в мире с родственниками и жертвовать личными интересами ради сплочения семьи.[5.С.355]

     Такая программа воспитания подкреплялась  тезисом о том, что родители  и дети «составляют одно тело»  и что дети должны сохранять  в целости  своё тело, в котором  продлевается жизнь предков. Воспитание  основывалось на посылке о  наличии некоей интимной, невыразимой  в отвлечённых понятиях преемственности  поколений, и эта посылка есть  одно из самых явных и полных выражений ритуального миросозерцания, пронизывающего весь жизненный уклад китайцев.

     Мальчик-первенец играл особую  роль в семье. Фактически, с  его рождением отец исполнял  свой главный долг перед усопшими  предками, а потому возникала  проблема мальчиков, рождающихся  после первенца. Рождение первенца  сопровождалось ритуалом «представления  предкам», а самого его называли  «чжуньцзы», или «сын могилы»,  так как именно ему предстояло  совершать жертвоприношения усопшим  предкам. [7.С.550]

     Особым праздником был сотый  день с момента рождения мальчика. В этот день отец давал ребёнку  имя и брил голову.  Многочисленная  родня одаривала новорожденного  и его мать подарками, несущими  благопожелательный смысл: «серебряные,  позолочённые и посеребрённые  бубенчики, изображения бога долголетия  и восьми бессмертных, ручные  и шейные браслеты, замочки, красные  шнурки на шею»[7.С.551]. Бубенчики и изображения богов прикреплялись к шапочке малыша. Для того чтобы ребёнок долго жил и от него не ушла душа, ему на шею одевали замочек. Чтобы ребёнок никогда не знал недостатка в рисе, ему дарили «доу», модель китайской меры сыпучих тел. Чтобы ребёнок в будущем стал чиновником, ему дарили игрушечную печать «инь» (символ власти). Чтобы в будущем он сделал блестящую карьеру, ему дарили изображение иероглифа «шэн» («возвышаться»). Если же рождалась девочка, в семье царило отчаяние, мать оплакивала свою горькую судьбу, соседи договаривались не приходить с поздравлениями.

     В Китае при выборе имени,  или прозвища, руководствовались  генеалогическим списком прозвищ,  установленных предками данной  семьи. В имени старались запечатлеть  особенности наружности новорожденного, например: маленький, лукавый, смеющийся.  Следует, однако, заметить, что дома  суеверные родители часто пренебрежительно  называли мальчика «ятоу» («служанка», «рабыня»), чтобы злые духи не  подумали, будто они дорожат им  и не похитили малыша. Девочкам  давали прозвища, ассоциирующиеся с чем-то прекрасным: золото, жемчужина, пион и т.д. Всё это так называемые «молочные имена», которые сохранялись у мальчиков до поступления в школу, где учитель давал ему новое имя, а у девочек – до вступления в брак. 

     Первые два-три года жизни ребенок,  в самом деле воспринимался  в китайской семье почти как  физическое продолжение родительского  – в первую очередь материнского  – тела: он ел и спал вместе  с родителями и даже, привязанный  к материнской спине, всюду  сопровождал родителей и в  труде, и на отдыхе. Грудного  младенца мать обычно кормила,  как только он начинал плакать,  причём кормления ребёнка грудью  продолжалось очень долго –  до трёх-четырёх и даже более  лет[5.С.356].

     В то же время с самого  раннего возраста дети в Китае  начинали ощущать различные ограничения  и запреты. Их пеленали или  надевали на них одежду, стеснявшую  движения. Поскольку пол в китайском  доме считается нечистой поверхностью, ребёнку запрещали ползать по  полу и заставляли сидеть в  своём стульчике. Китайские родители  немногословны в общении с  детьми, что, соответствует приоритету  интимной и символической коммуникации  в китайском идеале ритуального поведения. Аналогичным образом китайские учителя боевых искусств и врачи на первых порах почти ничего не объясняли ученикам, а только показывали им, что нужно делать. Традиционное образование в Китае вообще идёт от практики, от вырабатываемой трудовым и жизненным опытом интуиции почти телесного свойства.

     Интересно, что детей не обучали  исполнению семейных ритуалов: младшие  просто подражали действиям старших.  Родители контролировали своё  малолетнее потомство главным  образом физически  или посредством  символических жестов.

     Нередко отец воспитывал сына  посредством односложных команд: «Сиди!», « Не двигайся!» и  т.п. Широко применялись – и  применяются  до сих пор  – телесные наказания, ведь  в свете ритуального миросозерцания  человеческая личность в самом деле есть её тело, которое маркирует статус индивида на клановом «древе», то есть том же теле. Воздействие на тело в данном случае имело целью повышение сознательности, или духовной чуткости ребёнка, которые необходимы для ритуальной коммуникации. Такой же характер носит, например, физическое воздействие учителя на ученика в китайских школах боевых искусств.

     Но это не означает, конечно,  что воспитание детей в Китае  носило какой-то особенно жестокий  характер. Претворение ритуала предполагает  как раз учтивость манер и  обострённое нравственное чувство[5.С.358].

     Дисциплинирующее воздействие старших  резко усиливалось  с началом  учёбы, что в старом Китае  нередко случалось уже на третьем  году жизни ребёнка. Честолюбивые  юноши были лишены приятного  права выбирать область применения  своих талантов. Единственно почётной  и желанной считалось только  одна карьера или, вернее, две  стороны одной карьеры «человека  культуры»: чиновничья служба  и свободное служение музам.  Обучение ребёнка грамоте начиналось  с раннего детства, а школьный  курс наук, включавший в  себя  зазубривание наизусть всего  корпуса конфуцианских законов,  знакомство с важнейшими историческими  и литературными произведениями, овладение основами стихосложения,  продолжалось не менее семи-восьми лет. Специальных или технических знаний учащиеся не получали: профессионализм мог помешать будущим чиновникам осуществлять миссию управления государством посредством символических жестов. [5.С.358]

     Премудрость древних вбивали  в головы учеников простейшим  способом: учитель зачитывал вслух изречение, а ученики хором и поодиночке декламировали его за ним. Повторив одну и ту же фразу пятьдесят раз глядя в книгу и столько же по памяти, даже не блиставший способностями школяр накрепко её запоминал. Шалости на занятиях пересекались самым решительным, порой жестоким образом. Порка нерадивых учеников и вообще битьё детей в семье были в порядке вещей. Существовал даже обычай, по которому ученик, придя впервые в школу, преподносил учителю завёрнутую в красную подарочную бумагу палку.

Информация о работе Практики воспитания в странах АТР