Практики воспитания в странах АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – базовая модель человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Предмет исследования - практики воспитания детей в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).
Соответственно целью курсовой работы является анализ методов (практик) воспитания человека в странах АТР(а именно в Китае , Корее и Японии).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3-5
1.Практики воспитании детей в Китае
Традиционное воспитание в Китае…………………………..…….6-11
1.2Современное воспитание в Китае………………………………....12-14
2. Практики воспитания детей в Корее
2.1. Традиционное воспитание в Корее……………………………...15-18
2.2. Современное воспитание в Корее………………………………..19-23
3. Практики воспитании детей в Японии
3.1 Традиционное воспитание в Японии …………………………..…24-31
3.2 Современное воспитание в Японии………………………………32 -37
Заключение…………………………………………………………...….38-41
Список использованной литературы……………………………..…...42-43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРЕТИЙ КУРС.docx

— 80.63 Кб (Скачать)

     Школа в Китае всегда мыслилась  по образцу семьи, и учитель обладал для ученика таким же авторитетом, что и отец для родного сына.

     Итак, процесс социализации т.е осознание каждым ребёнком своего места в семейной иерархии и усвоение соответствовавших этому месту ролей, происходил внутри семьи. Покорность старшим и личная скромность всячески поощрялись[7.С.551].

     Вполне естественно, что воспитание  в Китае было нацелено на  подавление тех факторов, которые  представляли угрозу для установленного  порядка. Китайские нравы не  допускали не только неповиновения  старшим в семье, но и любые  формы агрессивного поведения  детей, угрожавшего разрушить  мир и согласие в обществе. Хвалить своих детей и порицать  чужих считалось верхом неприличия. Агрессия и всякая состязательность  осуждались ещё и потому, что  они могли создать опасность  для здоровья или даже жизни,  что противоречило долгу сыновней  почтительности. [12.С.143]

     Другой важной стороной китайского  воспитания было подавление сексуальных  импульсов в подростках, да и  в более зрелом возрасте. Мотивы  этого были преимущественно социальными,  ибо открытое проявление сексуальности  провоцирует в обществе некого  рода конфликты. Обнажённость  считалась непозволительной даже  для детей, девочки с шести-семи  лет отделялись от мальчиков.

     Вообще девочки традиционно воспитывались  в духе покорности братьям  и будущему мужу, их кругозор  и жизненные интересы должны  были ограничиваться семейным  бытом. Уже в раннем детстве  девочке приходилось ждать, пока  её братья вдоволь наиграются  новой игрушкой прежде чем  она могла получить её.

     Что касается позитивных целей  воспитания, то здесь главное  значение придаётся успешной  карьере, которая начинается с  успешной учёбы в школе, а затем в университет]. [7.С.552] 

 Мировоззренческими  и морально-этическими принципами  семьи, регуляторами семейных  отношений в традиционном Китае  были культ предков и конфуцианские нормы. Они заключали в себе основные противоречия, которые определяли как сильные, так и слабые стороны системы семейного воспитания этой страны. С одной стороны, конфуцианство несло людям здоровые моральные принципы: преданность своему народу и семье, снисходительность, уважение к родителям, великодушие, справедливость и тому подобное. С другой стороны, эти нормы предусматривали молчаливое подчинение старшим. Воспитание было направлено на формирование привычки к повиновению. [7.С.550]

     Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру - человек здесь формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. 

                             
 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 
 
 
 

                                   1.2 Современное воспитание в  Китае . 

     Содержание воспитания в современном  Китае по сравнению с традиционным  китайским обществом более ранних  периодов сильно изменилось. Значительно  выросла ценность воспитания  и образования для всех, как  мальчиков, так и девочек. Хотя  по-прежнему в большинстве районов  рождение мальчика считается  более желанным, чем рождение  девочки. 

     Специфика в том, что из-за  нынешней ситуации с перенаселенностью  по закону китайская семья  может иметь не больше одного  ребенка. Поэтому дети часто  растут избалованными и капризными[14.С.110].

     Дошкольное воспитание осуществляется  в самых разных формах, отличаются  и стили, и содержание воспитания. Помимо специализированных учреждений  образования, детские сады так  же открываются при общественных  организациях и предприятиях, а  также частными лицами.

      Воспитание детей в Китае - государственная забота, поэтому  вполне нормально, когда ребенка  отправляют в ясли с трехмесячного возрата, где живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами. Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил. Китайский ребенок поражает иностранцев на отдыхе тем, что беспрекословно выполняет указания матери, не скандалит, может часами сидеть на месте, в то время как дети других туристов громят ресторан. Секрет в том, что ребенка с колыбели приучают к покорности и держат его в строгости.[12.С.144]

      Говорят, что маленькие китайцы,  могут спать почти в любой  позе, они достаточно спокойны и терпеливы, поэтому проблемы воспитания в раннем возрасте здесь стоят не очень остро. В полтора года ребенка начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Воспитание детей – дело серьезное, к занятиям с раннего возраста относятся настойчиво. 
     Но все придерживаются общего принципа обязательного сочетания собственно воспитания и физического развития ребенка. Дошкольное воспитание детей нацелено на всестороннее развитие ребенка, создаются условия для раскрытия способностей ребенка. В дальнейшем эти же принципы воспитания действуют и в школах. Начальное образование в Китае длится 6 лет, среднее -3 года. Образование в Китае обязательно для всех детей, начиная с 6 лет.[12.С.145]

     Все учебные учреждения Китая  стремятся обеспечить гармоничное  развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое, понимая важность  «человеческого фактора».

За последние  годы Китай достиг значительных успехов  в спорте, экономике, бизнесе и  науке. И, конечно, большую роль в  этом играют те методики, которыми решаются все существующие в Китае проблемы воспитания.

              Воспитание мальчиков традиционно  более сложное  и важное  по сравнению с воспитанием  девочек: их учили вежливости  и знакомили с календарем, учили  песням нравственного содержания, мальчики посещали школу. Девочкам  было достаточно научиться быть  пассивными, скромными, послушными  и получить навыки ведения  домашнего хозяйства. 
     Основные факторы воспитания мальчиков - это игры, цель которых подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Игры мальчиков имитируют производственные работы, отрабатывали навыки традиционных занятий китайского мужчины. Проблемы воспитания мальчиков в Китае –это проблемы воспитания настоящих тружеников, готовых к многочасовой неустанной работе.  
           Да, конечно же, воспитывались мальчики и девочки раздельно. В настоящее время ситуация изменилась. Современный Китай, хорошо развитый технологически и «населенный» небоскребами, сильно отличается от прошлого не только внешне, но и по укладу жизни людей.

          Современные стили воспитания, конечно  же, отличаются от традиционных, но основные тенденции сохраняются:  послушание и принятие всего  происходящего со смирением. 
     Китайцы не жалеют сил и средств для разностороннего развития ребенка и поиска его таланта, и если таковой находится, то ребенок с привитым навыком к ежедневному труду добивается немалых результатов [12.С.145] .

         Итак, огромное влияние на развитие практик воспитания Китая оказали принципы конфуцианства. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития. Именно в семье происходил  и происходит процесс социализации, то есть  происходит осознание каждым ребёнком своего места в семейной иерархии и усвоение соответствующих этому месту ролей, именно в китайской семье происходит формирование личности конфуцианского человека в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости.

      Китайцы создали самобытную, усовершенствованную и проверенную многовековым опытом систему воспитания, в которой семья выступает естественной средой физического, психического, социального и духовного развития ребенка, основной ячейкой его материальной поддержки, психологической защиты, средством сохранения и передачи национально-культурных и общечеловеческих ценностей грядущим поколениям. Она опирается на общечеловеческие нормы учебы и воспитания, однако реализует их, исходя из национальных условий, обычаев и традиций.

     Как было уже отмечено, именно из Китая в Японию, Корею и другие страны пришло учение конфуцианства, имевшее огромное значение для формирования ценностей, традиций и культуры стран региона. [9.С.106] И все идеи и принципы конфуцианства легли в основу практической жизни Японии и Кореи. 
 
 

                         2.Практики воспитания детей в Корее

      2.1  Традиционное воспитание в Корее

    Традиционное корейское общество базируется на идеях конфуцианства и поэтому строится на уважении к родителям и лицам пожилого возраста, на традиционных семейных ценностях, общинности и трудолюбии.

      Как известно, конфуцианская традиция придавала семье огромное значение, ставя ее на первое место в списке коллективов, к которым принадлежал каждый индивид. В этом отношении семья играла даже более важную роль, чем государство, являясь в традиционной дальневосточной идеологии как бы "коллективом ". Сыновняя почтительность была важнейшей добродетелью, ключевой для всей конфуцианской этики. Героизм и самоотверженность, проявленные в семейных отношениях, рассматривались государством как достойные награждения в такой же степени, как и выдающиеся поступки, совершенные при исполнении общественных обязанностей. В честь особо добродетельных сыновей или жен, проявивших в исключительных обстоятельствах преданность своим мужьям, возводились памятные стелы, их биографии изучались в школах.

     Корейским идеалом считалась обширная патриархальная семья, в которой под одной крышей жили представители трех, а то и четырех поколений.[2.С.129]Исключительную роль в семье играл старший сын, который брал на себя основную тяжесть заботы о родителях в старости, а также совершал жертвоприношения перед поминальными табличками предков. В связи с этим особым положением старшего сына, а также тем обстоятельством, что заботу о совершении обрядов заупокойного культа мог взять на себя только прямой потомок по мужской линии, отношение корейцев к сыновьям было очень теплым, что, впрочем, ни в коей мере не исключало и необходимой строгости при их воспитании. Рождение и воспитание детей наряду с заботой о престарелых родителях относились к важнейшим обязанностям человека. [2.С.130] Дочери же не пользовались особой любовью, ибо выйдя замуж, они оказывались тем самым "отрезанным ломтем", о котором идет речь в русской поговорке, да и участвовать в обрядах в честь покойных предков они тоже не могли. Немалую роль в стремлении иметь побольше сыновей играли и экономические причины — многодетность воспринималось как гарантия обеспеченной старости. Бездетность, равно как и наличие в семье одних только дочерей, считалась в конфуцианском обществе величайшим несчастием.

     То качество, которое в конфуцианской  этике именовалось "хё" и  на русский язык переводится  несколько неуклюжим (по крайней  мере, на субъективный взгляд  автора) термином "сыновняя почтительность", с давних времен считалось  в Корее важнейшей человеческой  добродетелью. В соответствии с  конфуцианскими нормами, забота  о своих родителях является  высшим долгом любого человека, обязанности по отношению к  ним ставились выше обязанностей  по отношению к государству. [6.С.235]

     Характерной особенностью старого  корейского быта, постоянно отмечавшейся  как европейскими путешественниками,  так и современными этнографами,  было исключительно долгое кормление  детей грудью, которое в те  времена обычно продолжалось  до тех пор, пока ребенку  не исполнялось 3 или даже 4 года.

     Также характерной особенностью  традиционного воспитания детей,  которая сохранилась и в наше время, являлось ношение ребёнка на спине.  Делалось это по самой простой причине: надо было освободить руки для повседневной работы. Ребенок при этом постоянно находится под наблюдением - это всё, что, собственно, и было надо. [6.С.237]   

     В то же время детей не баловали, воспитание в целом происходило в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, которые, как известно, считались уважительное отношение к родителям высшей из человеческих добродетелей. Малолетних детей в Корее воспитывали очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяли очень многое. Он мог  ходить по дому, брать в руки и смотреть все, что ему угодно, на свои просьбы он редко получал отказ. Малыша редко ругали  и почти никогда не наказывали, он постоянно находился  рядом с матерью. Отношение, однако, менялось, когда ребенок достигал возраста 5-6 лет и начинал  готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменялись  новым воспитательным стилем — жестким, суровым, ориентированным на воспитание в ребенке уважения к родителям, учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Ребенка учили обращаться к старшим в вежливых формах, отдавать им поясные поклоны, держать себя в их присутствии тихо и скромно, беспрекословно выполнять их распоряжения. 

      Телесные наказания в Корее  применялись в воспитании довольно  широко, причем относилось  это  не только к домашней педагогике, которая едва ли где-либо в  мире обходилась и обходится   без крайних мер физического  воздействия в виде отцовского  ремня, но и к педагогике  государственной: телесные наказания  в начальной школе были  официально  разрешены и достаточно широко  практиковались. В школе нерадивых  учеников обычно воспитывали  с помощью линейки, которой  лупили  по ладоням. [6.С.240]      Корейские дети играли  меньше, чем их западные сверстники, так как довольно рано они были вынуждены начинать своего рода взрослую жизнь. Вызвано это было спецификой корейской системы социальной мобильности, признающей только один путь наверх — через образование, доступ к которому весьма конкурентен.  В этих условиях ребенок очень рано начинал  ощущать ответственность за своим поступки, и уделял  занятиям — как школьным, так и внепрограммным — много больше времени и сил, чем дети в неконфуцианских странах. Тем не менее, детство немыслимо без игр. К традиционным детским развлечениям, оставшимся с давних времен, относятся, равно как и некоторые специфически корейские развлечения. Из них можно упомянуть игру с воланом. В ходе игры необходимо постоянно подбрасывать волан, ударяя по нему боковой частью стопы и не давая волану коснуться земли.

Информация о работе Практики воспитания в странах АТР