Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 103.13 Кб (Скачать)

    принципы  организации педагогического процесса - гуманистической направленности педагогического процесса, связи с жизнью и производственной практикой; научности; соединения обучения и воспитания с трудом, преемственности и систематичности; наглядности; эстетизации детской жизни;

    принципы  управления деятельностью воспитанников  – сочетание педагогического  управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, сознательности и активности учащихся; сочетания уважения с разумной требовательностью  к воспитаннику; опоры на положительное  в человеке, согласованности требований школы, семьи и общественности, сочетания  прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности  обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей, прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

    Каждый  из этих подходов оправдан соображениями  как можно более глубокой характеристики понятия, раскрывающего суть отношений  между субъектами педагогического  процесса и основы технологии решения  педагогических задач. Отношение к  совокупности принципов обучения и  воспитания может развиваться в  двух направлениях: 1) в направлении  формулирования и введения в систему  всё новых и новых основоположений  при возникновении сколько-нибудь существенных изменений в педагогическом процессе (в том числе его материально-технического оборудования); 2) в направлении расширения, углубления и усложнения требований тех положений, которые стали  традиционными, и введения новых  только в случае абсолютной невозможности  соотнесения новых условий с  принятыми и действующими принципами.

    Если  учесть, что, во-первых, обучение имеет  воспитывающий характер, а воспитание включает в себя элементы обучения и, во-вторых, что принципы являются ориентирами для планирования, организации  и анализа практики обучения и  воспитания, что они должны направлять действия воспитателей, то этих направляющих положений не должно быть много. Человек (специалист), руководствующийся в своей повседневной деятельности определёнными положениями, должен их постоянно удерживать в сознании, ориентироваться на них. Если же их слишком много, возможно ли пользоваться ими как рабочими инструментами? Кроме того, если понятия и сами процессы обучения и воспитания трудно разделить в мышлении и на практике, то обязательно ли выделять принципы обучения и воспитания, особенно в условиях продолжающейся интеграции этик принципов на основах идей деятельностного, личностного подходов в обучении и воспитании и гуманизации педагогического процесса?

    Система общественных отношений, педагогическая наука в лице её наиболее талантливых  представителей формулируют принципы обучения и воспитания, раскрывающие пути достижения цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. А педагогическая система и конкретные учителя, воспитатели воспринимают эти принципы и реализуют их требования в меру своих индивидуальных возможностей и в зависимости от требовательности системы и всего общества к исполнению этих основоположений.

    Таким образом, принципы как категория  педагогики, отражающая реалии существующего педагогического процесса, имеют исторический, переходящий, даже субъективно-личностный характер. Но в таком случае возникает вопрос: как же просуществовали и остались действенными более трех веков принципы Коменского? За это время кардинально изменились общественные отношения, условия осуществления педагогического процесса, а требования наглядности, систематичности, сознательности и активности, доступности и другие остались не менее актуальными, чем прежде?

    Во-первых, гений великого гуманиста Я.А.Коменского на века опередил свое время в понимании  сути подлинно человеческих отношений не только в образовательно-воспитательной системе, но и в общественных отношениях вообще. С позиций подлинного гуманизма и глубокого понимания технологии осуществления педагогического процесса основоположник педагогики сформулировал принципы, которые и сейчас организуют и регулируют профессиональное мышление и действия воспитателей, и тем самым через века послал свой бесценный дар современной школе и науке. Не все сформулированные великим педагогом принципы получили сразу всеобщее одобрение и широкое распространение. Некоторые и сейчас с трудом пробивают себе дорогу, как в практике отдельных воспитателей, так и целых воспитательных систем.

    Во-вторых, требования принципов Я.А.Коменского все-таки не остались неизменными. Новые  возможности материально-технического оборудования педагогического процесса, его организации в изменяющихся условиях, повышения требований к личности в плане ее соответствия уровню развития науки и техники и тому подобное обусловили иное, в той или иной мере особенное понимание требований классических принципов и особенно путей реализации их требований (Каптерев П.Ф). Формулируются и новые принципы, отвечающие требованиям нового времени. Например, принцип научности, принцип воспитания в коллективе, принцип ролевого участия и др. (Фридман Л.М).

    В наибольшей степени принципы зависят  от цели воспитания. Выраженная в практическом, рабочем отношении и содержании образования и воспитания общая  цель воспитания является тем императивом, который определяет характер и содержание системы принципов обучении и воспитания. Их требования реализуются через формы учебно-воспитательной работы как определенное сочетание средств и методов, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания образования и воспитания, и достижение тем самым цели воспитания. Таким образом, требования принципов определяют, в каких организационных формах должен осуществляться педагогический процесс, чтобы пути освоения содержания образования были наиболее рациональными и чтобы его освоение обеспечивало достижение цели воспитания.

    Если  рассматривать принципы более подробно, то я бы рассмотрел, несколько самых  известных важных и эффективных, по моему мнению, дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и  последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

    4.1Принцип  целенаправленности.

    Суть  его требований в том, что вся  воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению  общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или  во вне урочное время. Приняв в  качестве наиболее привлекательной  цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить  этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий  и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего  усовершенствования личности.

    Требования  этого принципа успешно реализуются  при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей  цели воспитании; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

    Следующий не менее важный принцип- принцип  научности.

    4.2Принцип  научности

    Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные  в науке положения на уровне современных  достижений, а учителя, воспитатели  обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников  в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую  деятельность, Важность этого принципа удачно комментировал писатель-фантаст  А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование - вовсе не единственный путь к истине. Откровение, интуитивное постижение, ослепительное прозрение и бесспорный авторитет - все они ведут к  истине более прямым и более надежным путем». И велик соблазн для  учителя вести учеников к истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих  ученых утверждать истину в сознании учеников. Но этот путь не лучший: ни один из этих «альтернативных» путей к  истине не <принуждает>>. Научные  же доказательства заставляют людей  чувствовать «… принудительную необходимость  согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное  сомнение в существе вопроса».

    Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в настоящем и будущем.

    При этом обучение и воспитание должно вестись простым, доступным языком - это одно из основных правил принципа доступности.

    4.3Принцип  доступности

    Означает  требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

    Правила, которые следует выполнять для  реализации требований доступности: 1) объяснять простым, доступным языком; 2) излагать новое, связывая его с известным: 3) изучая новый материал, начинать его рассматривать на примерах, близких опыту ребенка; 4) разбирать с учащимся важнейшие и наиболее трудные места учебника; 5) не превышать норм объема домашних заданий.

    Я. А. Коменский провозгласил следующие  четыре правила доступности: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; oт простого к сложному; от близкого к далекому.

    Однако  нельзя всё обучение проводить на одних «словах». В Обучении особое место занимает использование примера  как один из путей реализации принципа наглядности.

    4.4 Принцип наглядности

    Требует, чтобы обучение осуществлялось с  опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами», В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

    По  моему лучше всех сформулировал  сущность этого принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении:

    ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение  объекта), сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением  ученику, обращает его внимание на существенные признаки;

    учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;

    при изучении связей между явлениями  ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;

    учитель сообщает о связи между явлениями  и иллюстрирует их наличие показом.

    В этих случаях при использовании  одних и тех же пособий принципиально  неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем  случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний

    4.5 Принцип сознательности  и активности

    Принцип сознательности и активности  учащихся в обучении требует обеспечения  осознанного усвоения знаний путем  активной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь».

    Современные исследователи проблем активизации  учебно-воспитательного процесса рассматривают  три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации  учения рекомендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся.

    Реализации  требований этого принципа способствует соблюдение следующих правил:

    всё, что дети могут усвоить сами, они  должны усваивать самостоятельно;

    учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;

    при решении педагогических задач нужно  побуждать детей 
делать сравнения, сопоставлять новое с известным;

Информация о работе Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса