Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа
В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:
Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................
принципы
организации педагогического
принципы
управления деятельностью воспитанников
– сочетание педагогического
управления с развитием инициативы
и самостоятельности
Каждый
из этих подходов оправдан соображениями
как можно более глубокой характеристики
понятия, раскрывающего суть отношений
между субъектами педагогического
процесса и основы технологии решения
педагогических задач. Отношение к
совокупности принципов обучения и
воспитания может развиваться в
двух направлениях: 1) в направлении
формулирования и введения в систему
всё новых и новых
Если учесть, что, во-первых, обучение имеет воспитывающий характер, а воспитание включает в себя элементы обучения и, во-вторых, что принципы являются ориентирами для планирования, организации и анализа практики обучения и воспитания, что они должны направлять действия воспитателей, то этих направляющих положений не должно быть много. Человек (специалист), руководствующийся в своей повседневной деятельности определёнными положениями, должен их постоянно удерживать в сознании, ориентироваться на них. Если же их слишком много, возможно ли пользоваться ими как рабочими инструментами? Кроме того, если понятия и сами процессы обучения и воспитания трудно разделить в мышлении и на практике, то обязательно ли выделять принципы обучения и воспитания, особенно в условиях продолжающейся интеграции этик принципов на основах идей деятельностного, личностного подходов в обучении и воспитании и гуманизации педагогического процесса?
Система общественных отношений, педагогическая наука в лице её наиболее талантливых представителей формулируют принципы обучения и воспитания, раскрывающие пути достижения цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. А педагогическая система и конкретные учителя, воспитатели воспринимают эти принципы и реализуют их требования в меру своих индивидуальных возможностей и в зависимости от требовательности системы и всего общества к исполнению этих основоположений.
Таким образом, принципы как категория педагогики, отражающая реалии существующего педагогического процесса, имеют исторический, переходящий, даже субъективно-личностный характер. Но в таком случае возникает вопрос: как же просуществовали и остались действенными более трех веков принципы Коменского? За это время кардинально изменились общественные отношения, условия осуществления педагогического процесса, а требования наглядности, систематичности, сознательности и активности, доступности и другие остались не менее актуальными, чем прежде?
Во-первых, гений великого гуманиста Я.А.Коменского на века опередил свое время в понимании сути подлинно человеческих отношений не только в образовательно-воспитательной системе, но и в общественных отношениях вообще. С позиций подлинного гуманизма и глубокого понимания технологии осуществления педагогического процесса основоположник педагогики сформулировал принципы, которые и сейчас организуют и регулируют профессиональное мышление и действия воспитателей, и тем самым через века послал свой бесценный дар современной школе и науке. Не все сформулированные великим педагогом принципы получили сразу всеобщее одобрение и широкое распространение. Некоторые и сейчас с трудом пробивают себе дорогу, как в практике отдельных воспитателей, так и целых воспитательных систем.
Во-вторых,
требования принципов Я.А.Коменского
все-таки не остались неизменными. Новые
возможности материально-
В наибольшей степени принципы зависят от цели воспитания. Выраженная в практическом, рабочем отношении и содержании образования и воспитания общая цель воспитания является тем императивом, который определяет характер и содержание системы принципов обучении и воспитания. Их требования реализуются через формы учебно-воспитательной работы как определенное сочетание средств и методов, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания образования и воспитания, и достижение тем самым цели воспитания. Таким образом, требования принципов определяют, в каких организационных формах должен осуществляться педагогический процесс, чтобы пути освоения содержания образования были наиболее рациональными и чтобы его освоение обеспечивало достижение цели воспитания.
Если
рассматривать принципы более подробно,
то я бы рассмотрел, несколько самых
известных важных и эффективных,
по моему мнению, дидактических принципов:
целенаправленности, научности, доступности,
наглядности, систематичности и
последовательности, учёта возрастных
и индивидуальных различий и другие,
имеющие универсальное
4.1Принцип целенаправленности.
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.
Требования
этого принципа успешно реализуются
при выполнении следующих правил:
1) планировать учебно-
Следующий не менее важный принцип- принцип научности.
4.2Принцип научности
Учащиеся,
воспитанники усваивают прочно установленные
в науке положения на уровне современных
достижений, а учителя, воспитатели
обеспечивают освоение учащимися знании
не путем заучивания, а путем научного
доказательства, вовлечения воспитанников
в деятельность по решению познавательных
задач и в научно-поисковую
деятельность, Важность этого принципа
удачно комментировал писатель-
Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в настоящем и будущем.
При этом обучение и воспитание должно вестись простым, доступным языком - это одно из основных правил принципа доступности.
4.3Принцип доступности
Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.
Правила, которые следует выполнять для реализации требований доступности: 1) объяснять простым, доступным языком; 2) излагать новое, связывая его с известным: 3) изучая новый материал, начинать его рассматривать на примерах, близких опыту ребенка; 4) разбирать с учащимся важнейшие и наиболее трудные места учебника; 5) не превышать норм объема домашних заданий.
Я. А. Коменский провозгласил следующие четыре правила доступности: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; oт простого к сложному; от близкого к далекому.
Однако нельзя всё обучение проводить на одних «словах». В Обучении особое место занимает использование примера как один из путей реализации принципа наглядности.
4.4 Принцип наглядности
Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами», В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
По моему лучше всех сформулировал сущность этого принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении:
ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта), сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением ученику, обращает его внимание на существенные признаки;
учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;
при изучении связей между явлениями ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;
учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом.
В этих случаях при использовании одних и тех же пособий принципиально неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний
4.5 Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь».
Современные
исследователи проблем
Реализации требований этого принципа способствует соблюдение следующих правил:
всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать самостоятельно;
учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;
при
решении педагогических задач нужно
побуждать детей
делать сравнения, сопоставлять новое
с известным;