Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 103.13 Кб (Скачать)

    В конце 80-х гг. XX века коллективом  военных педагогов разработана   концепция проблемно-деятельностного обучения. Среди ее достоинств выделяются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, теории поэтапного формирования умственных действий, концепции проблемного обучения, а также определение взаимосвязанных требований как к деятельности обучаемых, так и к деятельности обучающих. В содержательном плане она опирается на два принципа, в соответствии с которыми организуется учебный процесс. Во-первых, это принцип активно-деятельностного развития личности в процессе обучения, а во-вторых – принцип проблемности. Как показывает анализ, рассматриваемая концепция нашла широкое применение в учебном процессе современной отечественной школы различных уровней.

    В 60-е годы было положено начало разработке концепции программированного обучения. По ее условиям овладение новыми знаниями осуществляется с помощью обучающего устройства (программированного учебника, специальной обучающей машины или ЭВМ). Сущность концепции заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные "дозы" и их последовательное предъявление обучаемым. В настоящее время на ее основе идет активная разработка компьютерных обучающих технологий.

    В современных условиях активно разрабатываются  и другие концепции обучения. Среди них, прежде всего, выделяются так называемые ультрапедагогические: сугестопедия (кибернетикосугестопедия) - обучение средствами внушения; гипнопедия - обучение в состоянии гипнотического сна; фармакопедия - обучение с применением фармацевтических средств и др. Их применение, в частности в изучении иностранных языков и некоторых специальных дисциплин, показало неплохие результаты, но достаточного распространения пока еще не получило.

    Рассмотренные и некоторые другие теории и концепции  обучения имеют свои специфические  особенности, преимущества и недостатки. Однако их практическое применение во многом зависит от конкретных условий  учебно-познавательной деятельности. Все это формирует в  каждом случае специфическое содержание учебного процесса, обусловливает его то или  иное содержание. Нет необходимости  исследовать принципиальные различия, например, обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и в  средней общеобразовательной школе, студентов в школе высшего  профессионального образования  или дипломированных специалистов в ходе их профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Это  положение принимается без доказательства. Однако, в каждом конкретном случае сочетание целей, закономерностей, принципов и других элементов  образовательной (дидактической) системы  приобретает своеобразное звучание и существенно влияет на показатели обучения.

    Таким образом, изложенная характеристика обучения как педагогического процесса позволяет  сделать вывод о том, что в  современной отечественной школе  различных образовательных уровней  оно представляет собой достаточно разработанную систему теоретического и прикладного знания. Это создает  необходимые условия для успешного  достижения основной образовательной  цели – воспитания и обучения подрастающего  поколения и других граждан Российской Федерации в интересах личности, общества и государства.

    2.Обучение как способ организации педагогического процесса. 

    Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические  качественные отличия.

    Будучи  многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения  в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом.»  Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками  знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей.

    Познавательная  деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она  осуществляется на каждом жизненном  шагу, во всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся, а также путём выполнения различных  предметно практических действий в  учебном процессе (конструирование, решение исследовательских задач). Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в  особой, присущей только человеку учебно-познавательской  деятельности или учении.

    Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально- деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием  коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с  ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание  социальной значимости предметов, процессов  и явлений окружающей действительности.

    Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения  одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного  знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором  в тесном взаимодействии находятся  педагоги и воспитанники: преподавание и обучение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так  как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает  и воспитывает, т.е. осуществляет целостную  педагогическую деятельность. Успех  обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением  знаний и умений. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект  специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.   

3. Закономерности педагогического процесса 

      Как считает наука, явления и процессы природы и общества протекают и развиваются по законам. Педагогические процессы тоже подчинены законам, как социальные процессы. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. То есть утверждается, что так может пойти обучение и обычно так и идет. Но поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее знать закономерности означает понимать, как устроено воспитание/обучение и как действовать в разных ситуациях. В этом и состоит значение теории: она объясняет закономерности, научные основы, применение которых способствует совершенствованию практики. Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.  
      1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Установлено, что цели воспитания зависят от социально-экономической ситуации общества и других его характеристик.  
      2. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство, о чем было сказано выше.  
      3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. Педагогика и психология выделяют виды деятельности школьников, устанавливаются связи между ними и другими компонентами воспитания.  
      4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.  
      5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении.  
      На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса - ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.

    4.Принципы  образовательного  процесса

    В дидактике принципы образовательного процесса обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.

    Дидактические принципы отражают взаимосвязи в  теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.

    Типичное  требование профессионального обучения состоит в том, что для того, чтобы обеспечить получение высокой  квалификации рабочего, необходимо соответствие технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.

        Уже с давних пор педагоги  занимались разработкой дидактических принципов обучения. Они рассматривали те или иные принципы, которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно предпринимались попытки развития системы принципов и ее расчленения. Я.А. Коменский предложил систему дидактических принципов, основанием которой явился ведущий принцип естественности занятий. Дистерверг искал более конкретные принципы и правила, чем требования к содержанию, к преподавателям и учащимся. К. Д. Ушинский разработал принципы в связи с необходимыми условиями для проведения тех или иных занятий.

        В главах Общие требования  обучения и учения, т.е. как  учить и учиться наверняка,  чтобы не мог не последовать  положительный результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и учения». «Основы кратчайшего пути обучения» Я.А. Коменский освещает пути (правила) реализации требовании таких принципов обучения, как своевременноесть, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения (наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность (системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность, нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования природосообразности. К тому же Я. А Коменский выдвигает требование, чтобы учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее стремление к знанию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и вне школы,

    В современной педагогической науке  и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция  рассмотрения процесса обучения и внеклассной  воспитательной работы как вполне самостоятельных  подсистем единого педагогического  процесса. Исходя из этого и принципы педагогического процесса разделяются  на: принципы обучения (принципы дидактики) и принципы воспитания.

    Принципы  дидактики характеризуют как  «.. определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.» (Ю.К.Бабанский). как "... общие нормы организации учебного процесса (П.И.Пидкасистый ), которые " …являются общими ориентирами для планирования, организации и анализа практики обучения» (Г.Нойнер, Ю.К. Бабанский). Принципы же воспитания «-.представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей. То есть определения принципов обучения и воспитания фактически одинаковы.Они различаются только своей определяемой частью: принципы обучения - это основные требования к процессу обучения, а принципы воспитания - основные требования к процессу воспитания.

    В учебном пособии под редакцией  П.И. Пидкасистого характеризуется восемь принципов обучения (разивающего и воспитыващего характера обучения; научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последовательности; сознательности, теорческой активности и самостоятельности; наглядности; доступности; прочности; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной роботы) и три принципа воспитания (ориентация на ценностные отношения; субъектности; принятия ребёнка как данность).

    При формулировании и характеристике педагогических принципов иногда имеется в виду, что кроме принципов дидактики и принципов воспитания есть еще и общие принципы педагогического процесса. В некоторых случаях считается, что принципы воспитания имеют общий характер по отношению ко всему процессу и их действие распространяется как на систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, так и на процесс обучения (если понятие  «воспитание» считается общим по отношению к понятию «обучение»).

    В учебном пособии В. А. Сластенина, И.Ф Исаева, Л.И.Мищенко, Е.А.Шиянова педагогический процесс рассматривается как единая целостная система. И педагогические принципы рассматриваются как принципы целостного педагогического процесса. Они разделяются на две группы.

Информация о работе Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса