Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа
В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:
Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................
В конце 80-х гг. XX века коллективом военных педагогов разработана концепция проблемно-деятельностного обучения. Среди ее достоинств выделяются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, теории поэтапного формирования умственных действий, концепции проблемного обучения, а также определение взаимосвязанных требований как к деятельности обучаемых, так и к деятельности обучающих. В содержательном плане она опирается на два принципа, в соответствии с которыми организуется учебный процесс. Во-первых, это принцип активно-деятельностного развития личности в процессе обучения, а во-вторых – принцип проблемности. Как показывает анализ, рассматриваемая концепция нашла широкое применение в учебном процессе современной отечественной школы различных уровней.
В 60-е годы было положено начало разработке концепции программированного обучения. По ее условиям овладение новыми знаниями осуществляется с помощью обучающего устройства (программированного учебника, специальной обучающей машины или ЭВМ). Сущность концепции заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные "дозы" и их последовательное предъявление обучаемым. В настоящее время на ее основе идет активная разработка компьютерных обучающих технологий.
В
современных условиях активно разрабатываются
и другие концепции
обучения. Среди них, прежде всего, выделяются
так называемые ультрапедагогические:
Рассмотренные
и некоторые другие теории и концепции
обучения имеют свои специфические
особенности, преимущества и недостатки.
Однако их практическое применение во
многом зависит от конкретных условий
учебно-познавательной деятельности.
Все это формирует в каждом
случае специфическое содержание учебного
процесса, обусловливает его то или
иное содержание. Нет необходимости
исследовать принципиальные различия,
например, обучения детей в дошкольном
образовательном учреждении и в
средней общеобразовательной
Таким
образом, изложенная характеристика обучения
как педагогического процесса позволяет
сделать вывод о том, что в
современной отечественной
2.Обучение
как способ организации
педагогического процесса.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия.
Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом.» Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная
деятельность – это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления
и практической деятельности. Она
осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся,
а также путём выполнения различных
предметно практических действий в
учебном процессе (конструирование,
решение исследовательских
Обучение
всегда происходит в общении и
основывается на вербально- деятельностном
подходе. Слово одновременно является
средством выражения и познания
сущности изучаемого явления, орудием
коммуникации и организации практической
познавательной деятельности учащихся.
Оно тесно связано также с
ценностно-ориентационной деятельностью,
имеющей своей целью
Обучение,
как и всякий другой процесс, связано
с движением. Оно, как и целостный
педагогический процесс, имеет задачную
структуру, а, следовательно, и движение
в процессе обучения идет от решения
одной учебной задачи к другой,
продвигая ученика по пути познания:
от незнания к знанию, от неполного
знания к более полному и точному.
Обучение не сводится к механической
передаче знаний, умений и навыков.
Это двусторонний процесс, в котором
в тесном взаимодействии находятся
педагоги и воспитанники: преподавание
и обучение. При этом преподавание
должно рассматриваться условно, так
как учитель не может ограничиться
только изложением знаний – он развивает
и воспитывает, т.е. осуществляет целостную
педагогическую деятельность. Успех
обучения в конечном итоге определяется
отношением учащихся к обучению, их
стремлением к познанию, осознанным
и самостоятельным
3. Закономерности педагогического процесса
Как считает
наука, явления и процессы природы и общества
протекают и развиваются по законам. Педагогические
процессы тоже подчинены законам, как
социальные процессы. В педагогике их
принято называть закономерностями.
Закономерности -
это объективно существующие,
повторяющиеся, устойчивые,
существенные связи
между явлениями, отдельными
сторонами педагогического
процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический
характер педагогических законов: они
проявляются не в каждом отдельном случае,
а на значительном количестве примеров.
То есть утверждается, что так может пойти
обучение и обычно так и идет. Но поскольку
на педагогический процесс влияет много
факторов, прежде всего люди, то он протекает
не всегда по указанному пути. В этом сложность
всех социальных процессов, они зависят
от субъективного фактора. Тем не менее
знать закономерности означает понимать,
как устроено воспитание/обучение и как
действовать в разных ситуациях. В этом
и состоит значение теории: она объясняет
закономерности, научные основы, применение
которых способствует совершенствованию
практики. Ниже названы наиболее общие
закономерности педагогического процесса.
1. Связь воспитания и социальной системы.
Характер воспитания в конкретных исторических
условиях определяется потребностями
общества, экономики, национально-культурными
особенностями. Установлено, что цели
воспитания зависят от социально-экономической
ситуации общества и других его характеристик.
2. Связь между обучением и воспитанием.
Она обозначает взаимозависимость этих
процессов, их разностороннее взаимовлияние,
единство, о чем было сказано выше.
3. Связь воспитания и деятельности. Один
из основных законов педагогики гласит,
что воспитывать значит включать ребенка
в различные виды деятельности. Педагогика
и психология выделяют виды деятельности
школьников, устанавливаются связи между
ними и другими компонентами воспитания.
4. Связь воспитания и активности личности.
Воспитание успешно, если объект его (ребенок)
является одновременно и субъектом, то
есть обнаруживает активное поведение,
проявляет собственную волю, самостоятельность,
осознает свою деятельность, потребность
в ней.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание
всегда протекает во взаимодействии людей:
учителей, учеников и др. Ребенок формируется
в зависимости от богатства межличностных
связей, от психологической атмосферы
в окружении.
На этих и других закономерностях основаны
принципы педагогического
процесса - ведущие,
исходные требования
к воспитанию и обучению,
конкретизируемые в
ряде норм, правил, рекомендаций
в работе педагогов.
4.Принципы образовательного процесса
В дидактике принципы образовательного процесса обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.
Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.
Типичное требование профессионального обучения состоит в том, что для того, чтобы обеспечить получение высокой квалификации рабочего, необходимо соответствие технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.
Уже с давних пор педагоги
занимались разработкой
В главах Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и учения». «Основы кратчайшего пути обучения» Я.А. Коменский освещает пути (правила) реализации требовании таких принципов обучения, как своевременноесть, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения (наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность (системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность, нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования природосообразности. К тому же Я. А Коменский выдвигает требование, чтобы учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее стремление к знанию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и вне школы,
В
современной педагогической науке
и в учебно-воспитательной практике
сохраняется устойчивая тенденция
рассмотрения процесса обучения и внеклассной
воспитательной работы как вполне самостоятельных
подсистем единого
Принципы дидактики характеризуют как «.. определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.» (Ю.К.Бабанский). как "... общие нормы организации учебного процесса (П.И.Пидкасистый ), которые " …являются общими ориентирами для планирования, организации и анализа практики обучения» (Г.Нойнер, Ю.К. Бабанский). Принципы же воспитания «-.представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей. То есть определения принципов обучения и воспитания фактически одинаковы.Они различаются только своей определяемой частью: принципы обучения - это основные требования к процессу обучения, а принципы воспитания - основные требования к процессу воспитания.
В учебном пособии под редакцией П.И. Пидкасистого характеризуется восемь принципов обучения (разивающего и воспитыващего характера обучения; научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последовательности; сознательности, теорческой активности и самостоятельности; наглядности; доступности; прочности; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной роботы) и три принципа воспитания (ориентация на ценностные отношения; субъектности; принятия ребёнка как данность).
При формулировании и характеристике педагогических принципов иногда имеется в виду, что кроме принципов дидактики и принципов воспитания есть еще и общие принципы педагогического процесса. В некоторых случаях считается, что принципы воспитания имеют общий характер по отношению ко всему процессу и их действие распространяется как на систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, так и на процесс обучения (если понятие «воспитание» считается общим по отношению к понятию «обучение»).
В учебном пособии В. А. Сластенина, И.Ф Исаева, Л.И.Мищенко, Е.А.Шиянова педагогический процесс рассматривается как единая целостная система. И педагогические принципы рассматриваются как принципы целостного педагогического процесса. Они разделяются на две группы.