Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа
В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:
Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................
Содержание.
Введение......................
Глава 1.
1.Педагогические
теории и концепции обучения...
2.Обучение как
способ организации
3.Закономерности
педагогического процесса......
4.Принципы образовательного
процесса......................
4.1Принцип
целенаправленности............
4.2Принцип
научности.....................
4.3Принцип
доступности...................
4.4 Принцип
наглядности...................
4.5 Принцип
сознательности и активности...
4.6 Принцип
воспитания и обучения в
4.7 Политехнический
принцип.......................
4.8 Принцип
систематичности и
4.9 Принцип
учёта возрастных и
4.10 Принцип
воспитания в коллективе.......
4.11 Принцип
единства требовательности и
уважения к личности
Глава 2.Исследование..........
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение
В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:
1 – изучение литературы, правильный выбор информации;
2 –
исследование принципов
3
– на основе полученных данных
выяснить какие принципы
Впервые эти принципы
То есть, понимая под обучением весь процесс формирования личности, Я.А.Коменский и свои основоположения (принципы Дидактики) формулировал в качестве принципов деятельности школ как «мастерских людей». И не только школ, но всех, кто занимается воспитанием. Поскольку же задачи воспитания нужно решать (всеохватно и всенародно), то основоположения Коменского это фактически принципы педагогического процесса. Так, например, излагая одно из основоположений прочности обучения и учения, Коменский иллюстрирует его примером из воспитания нравов: нужно развивать нравы путем внутреннего преодоления страстей, а не преподавания поверхностного очерка учения о нравственности. Суть этого основоположения: «правильно обучить... - значит раскрывать способность понимать вещи; …ничему не учить, опираясь только на одни авторитет; но всему учить, при помощи доказательств…; ничего не преподавать одним аналитическим методом, а предпочтительнее преподавать синтетическим».
Глава 1.
1.Основные
теории и концепции
обучения
Следует учитывать, что образовательный процесс, ориентируясь, прежде всего, на идею гуманизма, осуществляется в соответствии с определенными законами, на основе соответствующих теорий психологии и педагогики.
Отечественные и зарубежные ученые-педагоги в результате исследований, подтвержденных практикой, сформулировали несколько теорий обучения. В каждой из них за основу берется сложная диалектическая взаимосвязь всех психических процессов личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.), а также мотивов, потребностей, интересов, чувств и воли обучающих и обучаемых. Наибольшее распространение в нашей стране к настоящему времени получили две теории: ассоциативно-рефлекторная и последовательного формирования умственных действий.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных отечественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Их выводы были положены в основу теории, в разработке которой в последующем приняли участие видные отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин и Ю.К.Бабанский. Авторы исходили из того, что процесс овладения знаниями, навыками и умениями последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Наглядно последовательность процесса обучения в рамках этой теории показана на схеме №1.
Предъявление | Восприятие | Осмысление | Запоминание | Применение | ||||
Схема №1.Последовательность организации учебного процесса по социативно– рефлекторной теории обучения.
Рассматриваемая
теория реализуется практически
во всех видах образовательных
Главным достоинством теории является возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач. Причем необходимо учитывать, что в зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.
Однако, подготовленный с опорой на положения рассматриваемой теории специалист, образно говоря, много знает, но мало умеет. Вот почему в последнее время был разработан целый ряд методов и приемов, повышающих эффективность обучения в рамках изложенного подхода. Однако, как показывает анализ, существенного продвижения вперед не произошло. По всей видимости, дидактические возможности достаточно разработанной и отлаженной теории уже полностью реализованы.
Совершенно
иной подход к организации учебного
процесса предусмотрен в теории последовательного
(поэтапного) формирования
умственных действий. Она начала разрабатываться
в начале 50-х годов XX века и в настоящее
время еще считается незавершенной. В
ее основу положены научные разработки
видных отечественных ученых П.Я.Гальперина,
Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др. Их авторы
установили, что знания, навыки и умения
не могут быть усвоены вне деятельности
человека. В ходе его практики формируется
ориентировочная основа, как система представлений
о цели, плане и средствах осуществления
предстоящего или выполняемого действия.
То есть, для безошибочного выполнения
какого-либо действия человек должен знать,
что при этом произойдет и на каких аспектах
происходящего следует сосредоточить
внимание. Эти положения и составили основу
рассматриваемой теории, предусматривающей
овладение профессиональными знаниями,
навыками и умениями на основе последовательного
перехода от практического действия к
осознанию его смысла. Иными словами, первоначально
формируются навыки и умения, а затем уже
знания. При этом цикл усвоения состоит
из нескольких этапов, показанных на схеме
№2.
Изучение последовательности выполнения действия | Выполнение
предписанных
действий |
Внешнеречевое
проговаривание е последовательности |
Внутреннеречевое |
Осмысление выполненного действия | ||||
Схема
№2. Последовательность организации
учебного процесса по теории последовательного
формирования умственных действий.
На 1-м этапе в результате изучения последовательности выполнения необходимого действия (например, инструкции) формируется так называемая ориентировочная основа его выполнения.
На 2-м этапе обучаемые выполняют описанные действия. Этот этап получил название материализованного действия.
3-й этап - внешнеречевой. В его ходе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.
На 4-м этапе последовательность действия проговаривается без внешнеречевого сопровождения («про себя»).
Завершается процесс усвоения на 5-м (умственном) этапе в результате перехода действия во внутренний план вследствие понимания его смыслового содержания.
Последовательность этапов усвоения в данном случае принципиально отличается от ассоциативно-рефлекторной теории и, как бы, противоречит психологической теории познания. Однако анализ практики показывает, что такой подход к организации обучения во многих случаях является достаточно эффективным.
Сильными сторонами данной теории являются: сокращение времени формирования навыков и умений за счет описания или показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
В то же время, в ходе реализации теории происходит существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, возникают сложности в разработке методического материала. К тому же, как показывает анализ, в этом случае у обучаемых формируются некоторые стереотипы мышления и моторных действий в ущерб развития их творчества.
На основе рассмотренных теорий разработано несколько концепций обучения, в которых акцент делается на деятельность руководителя занятия. В частности, в русле ассоциативно-рефлекторной теории разработана концепция проблемного обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности на основе поиска решения теоретической или практической задачи (проблемы).