Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами. Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Глава 1.
1.Педагогические теории и концепции обучения............................................4
2.Обучение как способ организации педагогического процесса...................8
3.Закономерности педагогического процесса..................................................9
4.Принципы образовательного процесса........................................................10
4.1Принцип целенаправленности...............................................................14
4.2Принцип научности................................................................................14
4.3Принцип доступности.............................................................................15
4.4 Принцип наглядности............................................................................15
4.5 Принцип сознательности и активности...............................................16
4.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности..............17
4.7 Политехнический принцип...................................................................17
4.8 Принцип систематичности и последовательности..............................19
4.9 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий..................20
4.10 Принцип воспитания в коллективе.....................................................21
4.11 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника......................................................................................................23
Глава 2.Исследование.....................................................................................24
Заключение........................................

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 103.13 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение...............................................................................................................2

Глава 1.

1.Педагогические  теории и концепции обучения............................................4

2.Обучение как  способ организации педагогического  процесса...................8

3.Закономерности  педагогического процесса..................................................9

4.Принципы образовательного  процесса........................................................10

   4.1Принцип  целенаправленности...............................................................14

   4.2Принцип  научности................................................................................14

   4.3Принцип  доступности.............................................................................15

   4.4 Принцип  наглядности............................................................................15

   4.5 Принцип  сознательности и активности...............................................16

   4.6 Принцип  воспитания и обучения в реальной  деятельности..............17

   4.7 Политехнический  принцип...................................................................17

   4.8 Принцип  систематичности и последовательности..............................19

   4.9 Принцип  учёта возрастных и индивидуальных  различий..................20

   4.10 Принцип  воспитания в коллективе.....................................................21

   4.11 Принцип  единства требовательности и  уважения к личности воспитанника......................................................................................................23

         Глава 2.Исследование.....................................................................................24

Заключение.........................................................................................................27

Список используемой литературы...................................................................28

Введение

    В образовательном процессе решить поставленные задачи можно, используя сочетание средств и методов. Но если это так, то необходимо руководствоваться определенными принципами.  Принципы образовательного процесса являются одним из важнейших педагогических категорий, поэтому изучение данных принципов актуально. Цель моей курсовой работы – это изучение педагогических теорий и концепций обучения, принципов образовательного процесса и их закономерностей. Я выделила 3 задачи достижения поставленной цели:

    1 –  изучение литературы, правильный  выбор  информации;

    2 –  исследование принципов образовательного  процесса методом тестирования, проведенным между преподавателями  педагогического университета, студентами 2 курса физического факультета  педагогического факультета и  школьниками;

     3 – на основе полученных данных  выяснить какие принципы образовательного  процесса являются наиболее важными  и какие наиболее используемые.

      Впервые эти принципы охарактеризовал  Я. А.Коменский в середине XVII в. (его «Великая дидактика» была завершена в 1632 г., издана на латинском языке в 1657 г). Свою Дидактику основоположник педагогики определял, как «универсальное искусство учить всех всему, или верный ... способ создавать.. такие школы, в которых бы все юношество... можно обучать наукам, совершенствоваться, а нравах, исполняться благочестии и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Обучение и учение, по Коменскому, это не только освоение наук, но и воспитание нравственности, и развитие творческих способностей учащихся. Обучение наукам, искусствам, языкам - это лишь первые опыты. Настоящая же работа - «... в изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными». Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».

    То  есть, понимая под обучением весь процесс формирования личности, Я.А.Коменский  и свои основоположения (принципы Дидактики) формулировал в качестве принципов  деятельности школ как «мастерских  людей». И не только школ, но всех, кто  занимается воспитанием. Поскольку же задачи воспитания нужно решать (всеохватно и всенародно), то основоположения Коменского это фактически принципы педагогического процесса. Так, например, излагая одно из основоположений прочности обучения и учения, Коменский иллюстрирует его примером из воспитания нравов: нужно развивать нравы путем внутреннего преодоления страстей, а не преподавания поверхностного очерка учения о нравственности. Суть этого основоположения: «правильно обучить... - значит раскрывать способность понимать вещи; …ничему не учить, опираясь только на одни авторитет; но всему учить, при помощи доказательств…; ничего не преподавать одним аналитическим методом, а предпочтительнее преподавать синтетическим».

Глава 1.

1.Основные теории и концепции обучения  

    Следует учитывать, что образовательный  процесс, ориентируясь, прежде всего, на идею гуманизма, осуществляется в соответствии с определенными законами, на основе соответствующих теорий психологии и педагогики.

    Отечественные и зарубежные ученые-педагоги в результате исследований, подтвержденных практикой, сформулировали несколько теорий обучения. В каждой из них за основу берется сложная диалектическая взаимосвязь всех психических процессов личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.), а также мотивов, потребностей, интересов, чувств и воли обучающих и обучаемых. Наибольшее распространение в нашей стране к настоящему времени получили две теории: ассоциативно-рефлекторная и последовательного формирования умственных действий.

    Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных отечественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Их выводы были положены в основу теории, в разработке которой в последующем приняли участие видные отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин и Ю.К.Бабанский. Авторы исходили из того, что процесс овладения знаниями, навыками и умениями последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Наглядно последовательность процесса обучения в рамках этой теории показана на схеме №1.

    
Предъявление                Восприятие               Осмысление           Запоминание           Применение
                       
     
    

    Схема №1.Последовательность организации  учебного процесса по социативно–  рефлекторной теории обучения.

    Рассматриваемая теория реализуется практически  во всех видах образовательных учреждений, начиная с дошкольных и заканчивая школой высшего профессионального  образования. Для ее продуктивного  применения необходимо соблюдение ряда педагогических условий. К ним относится  формирование активного отношения  обучаемых к учебе; ясное и  последовательное изложение учебного материала; активизация познавательной деятельности обучаемых; демонстрация различных приемов умственных действий и их закрепление с помощью  соответствующих упражнений.

    Главным достоинством теории является возможность  усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения  практических задач. Причем необходимо учитывать, что в зависимости  от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.

    Однако, подготовленный с опорой на положения  рассматриваемой теории специалист, образно говоря, много знает, но мало умеет. Вот почему в последнее  время был разработан целый ряд  методов и приемов, повышающих эффективность  обучения в рамках изложенного подхода. Однако, как показывает анализ, существенного  продвижения вперед не произошло. По всей видимости, дидактические возможности  достаточно разработанной и отлаженной теории уже полностью реализованы.

    Совершенно  иной подход к организации учебного процесса предусмотрен в теории последовательного (поэтапного) формирования умственных действий. Она начала разрабатываться в начале 50-х годов XX века и в настоящее время еще считается незавершенной. В ее основу положены научные разработки видных отечественных ученых П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др. Их авторы установили, что знания, навыки и умения не могут быть усвоены вне деятельности человека. В ходе его практики формируется ориентировочная основа, как система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. То есть, для безошибочного выполнения какого-либо действия человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего следует сосредоточить внимание. Эти положения и составили основу рассматриваемой теории, предусматривающей овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями на основе последовательного перехода от практического действия к осознанию его смысла. Иными словами, первоначально формируются навыки и умения, а затем уже знания. При этом цикл усвоения состоит из нескольких этапов, показанных на схеме №2. 

    
Изучение     последовательности выполнения действия       Выполнение  предписанных

 действий

      Внешнеречевое     

проговаривание

    е последовательности

      Внутреннеречевое                 проговаривание последовательности       Осмысление  выполненного действия
                       
 

    Схема №2. Последовательность организации  учебного процесса по теории последовательного  формирования умственных действий.  

    На 1-м этапе в результате изучения последовательности выполнения необходимого действия (например, инструкции) формируется так называемая ориентировочная основа его выполнения.

    На 2-м этапе обучаемые выполняют описанные действия. Этот этап получил название материализованного действия.

    3-й  этап - внешнеречевой. В его ходе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.

    На 4-м этапе последовательность действия проговаривается без внешнеречевого сопровождения («про себя»).

    Завершается процесс усвоения на  5-м (умственном) этапе в результате перехода действия во внутренний план вследствие понимания его смыслового содержания.

    Последовательность  этапов усвоения в данном случае принципиально  отличается от ассоциативно-рефлекторной теории и, как бы, противоречит психологической  теории познания. Однако анализ практики показывает, что такой подход к  организации обучения во многих случаях  является достаточно эффективным.

    Сильными  сторонами данной теории являются: сокращение времени формирования навыков  и умений за счет описания или показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации  выполняемых действий в связи  с их алгоритмизацией; обеспечение  доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и  его отдельных операций; возможность  оперативной коррекции методик  обучения с целью их оптимизации.

    В то же время, в ходе реализации теории происходит существенное ограничение  возможностей усвоения теоретических  знаний, возникают сложности в  разработке методического материала. К тому же, как показывает анализ, в этом случае у обучаемых формируются  некоторые стереотипы мышления и  моторных действий в ущерб развития их творчества.

    На  основе рассмотренных теорий разработано несколько концепций обучения, в которых акцент делается на деятельность руководителя занятия. В частности, в русле ассоциативно-рефлекторной теории разработана концепция проблемного обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности на основе поиска решения теоретической или практической задачи (проблемы).

Информация о работе Педагогические теории и концепции обучения, закономерности, принципы образовательного процесса