Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка теоретических и организационно-практических основ модели деятельности учителя по формированию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Дать определение, определить структуру ценностного отношения учащихся к знаниям
2. Описать процесс формирования ценностного отношения учащихся к знаниям
3. Предложить способы реализации формирования ценностного отношения

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Теория ценностного отношения учащихся к знаниям…………………6
1.1. Понятие ценностного отношения и проблема его измерения………..6
Процесс формирования ценностного
отношения к знаниям. Интеграция предметных дисциплин……………...9
Этапы формирования ценностного отношения к знаниям………...15
2. Практическое решение проблемы
формирования ценностного отношения школьников
к знаниям на уроках информатики в школе………………………….……16
2.1. Мотивационный этап…………………………………………………...16
2.2. Ориентировочный этап…………………………………………………21
2.3. Поисково-аналитический этап…………………………………………26
2.4. Действенно-практический этап ...……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    В плане методическом: вместо традиционного  предварительного сообщения обучаемым  знаний (теоретических и необязательно  теоретических) и последующей организации каких-то упражнений по применению этих знаний в практических действиях, по новым методикам происходит обучение применению знаний в самом процессе овладения последними. Или еще точнее будет сказать: знания о деятельности у обучаемого формируются в процессе овладения самой деятельностью, т.е. в процессе применения знаний на практике.

    Методики  традиционного обучения чрезмерно  много уделяют времени на вербальные формы обучения, когда преподаватели  только и делают, что разъясняют, объясняют, показывают, а учащиеся пассивно внимают, в лучшем случае с пониманием слушают, но сами не действуют. Теория поэтапного формирования умственных действий предлагает как можно меньше давать учащимся всякой предварительной информации, рассчитанной на заблаговременное запоминание, до начала предстоящих реальных действий. Вся необходимая информация будет естественным образом затребована в ходе освоения действий, вызвана «к жизни» самой логикой этих действий, технологией всей деятельности. Поэтому целесообразно всю эту информацию о порядке действий обучающихся выложить наглядно на ориентирующее средство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Поисково-аналитический  этап

    Это переходный этап от воспроизводящей  деятельности (репродуктивной) к творческой (продуктивной). Творческий и воспроизводящий характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу.

    Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения информатике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

    Самостоятельность ученика на поисково-аналитическом этапе проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела информатики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач; в стремлении найти «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного действия; в варьировании условия поставленной задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

    Ученик  на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.

    На  занятиях в X, а особенно в XI классе самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в проведении собственных исследований и т. п. Поэтому целесообразно выделить высший, четвертый уровень самостоятельности — творческую самостоятельность.

    Поисково-аналитический этап более ответственный, так как именно на этом этапе должен произойти выход всех учащихся на основной уровень самостоятельности. Здесь большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной, научно-популярной и научной литературы, сопровождаемого решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов; творческому обсуждению докладов и сообщений (постановка и обсуждение гипотез, задач-проблем, методов, возможных обобщений или приложений изученной теории и т. п.); участию в школьном конкурсе по решению задач, в школьной, районной или городской олимпиаде по информатике, в заочных олимпиадах и конкурсах; самообучению учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей.

    На  этом этапе учитель организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизирует знания учащихся; учит приемам обобщения и абстрагирования; проводит разбор найденных учениками решений; показывает, как надо работать над задачей (все ли случаи рассмотрены, нет ли особых случаев, нельзя ли обобщить найденный способ, чтобы можно было применять его к целому классу задач, и т. п.); учит выдвигать гипотезы, искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путем, а затем находить дедуктивные доказательства; с помощью проблемных вопросов создает дискуссионную обстановку, направляет ход дискуссии и подводит итоги и т. д.

    Большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися: оказание ненавязчивой помощи некоторым ученикам в поисках путей решения задачи, в подготовке к олимпиадам, в подборе литературы для рефератов и их письменном оформлении, в организации и осуществлении самообучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4. Действенно-практический  этап

      Этап  полной творческой самостоятельности. На этом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Самостоятельная работа школьника на этом этапе работы носит исследовательский характер и требует творческих усилий. Учащиеся самостоятельно в течение сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. Помощь преподавателя заключается в проведении индивидуальных консультаций, в рекомендации соответствующей литературы, в организации обсуждения найденного учеником доказательства и т. п.

      На  этом этапе могут проводиться  конкурсы по решению задач, самостоятельная подготовка победителей школьной олимпиады к районной (областной, республиканской) олимпиаде (под руководством учителя); продолжается работа по самообучению.

      Наиболее  глубоко и полно система учебной  работы по развитию самостоятельности и творческой активности школьников реализуется при изучении факультативных курсов по информационным технологиям.

      Большую  роль на этом этапе может играть внеклассная работа по предмету.

      Внеклассная работа по информатике в ее традиционном толковании проводится в школе учителем во внеурочное время с учащимися, проявляющими к информатике интерес. Эта работа планируется учителем и по мере необходимости корректируется. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. На внеклассные мероприятия и занятия ученики приходят по желанию, без всякой предварительной записи. Если у ученика пропадет интерес к внеклассной работе, он прекращает свое участие в ней. Активизация внеклассной работы по информатике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься им дополнительно как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний, т. е. путем самообучения.

      Одной из форм внеурочной работы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. Так, поэтапные действия в процессе обучения, направленные на развитие самостоятельности в решении задач в предметной области, в конце концов, приводит к тому, что учащиеся достигают определённых успехов в избранной области, благоприятный эмоциональный фон при определённой деятельности (учебной) способствует формированию устойчивого ценностного отношения к учёбе и знаниям. В этом случае истинно ценностное отношение базируется не на том, что «надо», а на том, что «приносит удовольствие» и «полезно» (знания помогают самоутвердиться, достигнуть определённых результатов, двигаться «вверх»). 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Особенность нашего времени – это потребность  в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать» в сложном и требовательном обществе. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На уроках необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Для решения этой задачи используются различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

    Гуманизация образования основана на стремлении к ведению образовательного процесса с минимальной потерей физических и психологических ресурсов.

    Гуманизация  –  ключевой  элемент  нового  педагогического   мышления, утверждающего полисубъектную сущность  образовательного  процесса.  Основным смыслом образования в этом становится  развитие  личности.  А  это  означает изменение  задач,  стоящих  перед  педагогом.  Если  раньше  он  должен  был передавать  знания  учащимся,  то  гуманизация  выдвигает  другую  задачу  – способствовать всеми  возможными  способами  развитию  ребенка.  Гуманизация требует  изменения  отношений  в  системе  «учитель-ученик»  установления связей сотрудничества. Подобная переориентация  влечет  за  собой  изменение методов и приемов учителя.

    Воспитание  ценностного отношения к знаниям  является одним из возможных методов  гуманизации.  

    Список  литературы

  1. Айзенберг, М. И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы. / М. И. Айзенберг // Математика в школе. – 1982. – №6.
  2. Алишев, Б. С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ. / Б. С. Алишев. – Казань: ИСПО РАО, 2001. – С.60.
  3. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация деятельности учащихся. / Ю. К. Бабанский. – М.: Знание, 1981. – С.180.
  4. Бадмаев, Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. / Б. Ц. Бадмаев. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
  5. Веккер, Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. / Л. М. Веккер. – М.: Смысл; Per Se, 2000.
  6. Гойжа, Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. / Н. В. Гойжа. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 320 c.
  7. Евсеев, А. И., Савкин, А. Н. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности / А. И. Евсеев. – М.: Московский энергетический институт (технический университет), 2009. – 368 с.
  8. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 368 с.
  9. Николаева, И. А. Проблема измерения ценностного отношения. / И. А. Николаева // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сборник научных статей. – Смоленск: Универсум, 2006. – С.79-86.
  10. Угринович, Н.Д. Информатика 10-11 класс. / Н. Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 511 c.
  11. Хаббард, Л. Рон Технология обучения. / Л. Рон Хаббард. – М.: Нью Эра, 1999. - 845 c.

Информация о работе Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков