Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования - разработка теоретических и организационно-практических основ модели деятельности учителя по формированию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Дать определение, определить структуру ценностного отношения учащихся к знаниям
2. Описать процесс формирования ценностного отношения учащихся к знаниям
3. Предложить способы реализации формирования ценностного отношения
Введение ……………………………………………………………………..3
Теория ценностного отношения учащихся к знаниям…………………6
1.1. Понятие ценностного отношения и проблема его измерения………..6
Процесс формирования ценностного
отношения к знаниям. Интеграция предметных дисциплин……………...9
Этапы формирования ценностного отношения к знаниям………...15
2. Практическое решение проблемы
формирования ценностного отношения школьников
к знаниям на уроках информатики в школе………………………….……16
2.1. Мотивационный этап…………………………………………………...16
2.2. Ориентировочный этап…………………………………………………21
2.3. Поисково-аналитический этап…………………………………………26
2.4. Действенно-практический этап ...……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы…………
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение одновременно объективно и субъективно, а раз так, этим процессом можно управлять. Это имеет решающее определение при организации учебного процесса. Составляя определённым образом внешние воздействия и регулируя их, можно определённым образом управлять субъективными переживаниями.
Рассматривая динамику формирования отношения В. Н. Мясищев следующим образом определил уровни его развития:
- условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных реакций на внешние раздражители;
- конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и являются выражением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.;
-
конкретно-личностный, возникающий
в деятельности и отражающий
индивидуальное отношение к
- собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регуляторами поведения личности.
Отношение
– это результат личностных усилий
человека, это акт свободной
М. А. Кейв определяет структуру ценностного отношения к знаниям следующим образом: она может быть представлена, в соответствии с отмеченными характеристиками, как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного, деятельностно-волевого.
В содержание смыслового компонента входят: осознание места и роли изучаемых знаний в связях с объективным и собственным миром, на основании чего происходит осознание личностной и общечеловеческой значимости знаний; интерес к изучаемой дисциплине; рефлексия собственных познавательных, интеллектуальных и других возможностей использования знаний для решения различных практических задач; понимание и принятие целей обучения.
Особую роль в развитии этого компонента играет способность отдавать себе отчёт в том, что есть предметные знания для меня как развивающейся личности.
Содержанием когнитивного компонента ценностного отношения являются специальные знания, представления о способах и методах применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности, в различных смежных отраслях дисциплин.
Когнитивный компонент предполагает владение знаниями, умениями, навыками, лежащими в основе будущей профессиональной компетентности.
Эмоционально-оценочный компонент заключается в особом, эмоционально окрашенном отношении к учебно-познавательной деятельности, к изучаемой дисциплине, к получаемым знаниям, а также в оценке этих знаний для перспектив собственной деятельности и своего бытия.
Четвёртым компонентом «ценностного отношения» выделяется деятельностно-волевой компонент, который выполняет преобразующую функцию, предполагает связь конкретного субъекта отношений с окружающей его объективной действительностью и другими людьми, а также способность активизировать волевые усилия для успешного преодоления затруднений в овладении системой знаний и соответствующих им умений и навыков. Данная связь реализуется посредством активной сознательной деятельности. Теоретический уровень осмысления действительности обусловливает направленность и содержание практической деятельности, её мотивационную, операциональную и целевую стороны. «Ценностное отношение» как действительность реально лишь для тех учащихся, кто способен к «творческому распредмечиванию» ценностных аспектов изучаемых знаний. Ценностные аспекты знаний наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации. Именно не слепое следование указаниям, а самостоятельность воли, активная, деятельная позиция по овладению знаниями свидетельствует о сформированности ценностного отношения.
Ценностное отношение к предметным знаниям – это сложное и динамичное явление, включающее в себя потребности личности в глубоком овладении научной теорией, осмысление её практической значимости, стремление применять предметные знания в собственной профессиональной деятельности, которые проявляются через оценочную деятельность школьника и зависят как от социокультурной, образовательной среды, так и от внутреннего содержания личности.
Процесс ориентирования на ценности знаний нуждается в педагогической организации и методическом обеспечении в силу того, что в сознании учащихся складываются неправильные, узкопотребительские представления о значимости получаемых ими знаний в процессе обучения в школе.
Падение интереса школьников к знаниям связано с непониманием ими ценности этих знаний. Причиной этого чаще всего является сложившийся у ребёнка за время обучения в школе стойкий познавательный интерес к какому-то определенному предмету или определенному виду деятельности: одних интересует алгебра, других – русский язык или литература, третьих – физика, четвертых – биология и т. д. Нередко это положительное само по себе качество сопровождается негативными явлениями. Основное из них заключается в становлении у некоторых учащихся своеобразного «предметного центризма», явления, заключающегося в глубоком уважении к интересующей ребёнка науке и одновременно столь же глубоком пренебрежении к другим, «неважным» для совершенствования в избранном предмете, наукам. Задача преподавателя – показать учащимся, что их, например, «нелюбимая алгебра» может объяснить некоторые процессы и явления, лежащие в области любимой физики, химии или биологии. Это становится возможным, если преподаватель реализует принцип интегративности в процессе обучения.
- при сообщении нового материала интеграцию дисциплин можно осуществлять по-разному: в качестве примеров проявления изучаемого понятия или теории в других предметных областях; для создания проблемной ситуации, возникающей на «межпредметном уровне»; сочетание различных методов, применяемых в самой информатике;
- при отработке или закреплении изучаемых знаний – посредством выполнения творческих заданий и решения задач межпредметного характера, составлении подобных задач самими учениками и их презентация, решении задач различными методами;
-
интеграция дисциплин используется с
целью расширения и углубления специальных
знаний у студентов. Для этого можно организовать
совместный поиск учащимися межпредметных
связей изучаемого предмета со смежными;
разработку блок-схем, иллюстрирующих
межпредметные связи; написание сочинений
о взаимосвязи изучаемых дисциплин. Организация
и проведение тематических дискуссий,
круглых столов, «мозгового штурма»; работа
с дополнительными источниками информации;
подготовка реферативных сообщений, докладов
и пр.
1.3.
Этапы формирования
ценностного отношения
к знаниям
Первый
этап. Мотивационный
Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с позиции ценностного отношения к знаниям |
Второй
этап. Ориентировочный
Расширение представлений школьников о научных объектах в рамках изучаемых дисциплин и их структурно-логических связей |
Третий
этап. Поисково-аналитический
Побуждение школьников к анализу и оценке знаний. Активизация поиска и открытия личностного смысла изучения знаний. |
Четвёртый
этап. Действенно-практический
Отбор информации для её применения в контексте будущей деятельности, развитие личного опыта школьников по применению полученных знаний |
Первый этап формирования ценностного отношения к предметным знаниям обозначен как мотивационный этап, заключается в побуждении учащихся к ценностному восприятию информации. В этот период происходит осознание ценностной природы знаний и необходимости воспринимать её с этих позиций, принятие и осознание учебных целей учениками. Создание эмоционального отношения к содержанию обучения, выработка установки на позитивное отношение к изучаемому материалу.
Второй этап – ориентировочный, дает учащимся общую ориентировку в теме и реализует связь общих и индивидуальных позиций студента путём раскрытия свойств и значений знаний, их структурно-логических связей. Это происходит на основе анализа и оценки этих позиций, при сообщении нового материала, его обработке, систематизации и обобщении. Расширение представлений школьников о значении получаемых знаний. Осознание общечеловеческой и личностной значимости знаний.
Третий этап – поисково-аналитический. В этот период разрешаются противоречия между реальным содержанием воспринятой информации и жизненными ценностями ученика, между внешней оценкой информации и оценкой её учащимся. Активизация поиска и открытия личностного смысла изучения предметных знаний.
Четвёртый этап – действенно-практический, в ходе которого происходит отбор информации для дальнейшего её применения, а также непосредственное применение этих знаний в контексте выбора будущей профессии, развитие личного опыта школьников по применению конкретных знаний. На этом этапе, с одной стороны, происходит осмысление и присвоение знаний, проявление сформированности убеждений, а с другой – новый этап мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Более
подробное описание этих этапов и их воплощение
на практике будет в следующем разделе
настоящей работы.
2. Практическое решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к знаниям на уроках информатики в школе
2.1. Мотивационный этап
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот фактор.
Однако внутренняя мотивация у школьников к изучению информатики есть. Редко можно услышать от школьника фразу «Зачем мне информатика, я не собираюсь быть тем-то и тем-то?». Обычно такой протест у учеников по отношению к информатике возникает, когда в ее изучении есть какой-то перекос, например, в сторону математических аспектов информатики (глубокое изучение таких разделов, как теория алгоритмов, математическая логика, методы вычислений и т.п.). По-видимому (по крайней мере, это мнение разделяется многими исследователями), мотивом к изучению информатики, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. И авторы многих сегодняшних учебников хорошо знают, что привлекательность курса информатики обеспечивается именно компьютерной составляющей.
Это говорит о том, что учащимся нужны мотивы, которые работают на перспективу: им надо показать широкое поле приложений математических аспектов информатики, раскрыть ее практическую направленность, связь с другими школьными дисциплинами, вводить элементы истории развития информатики. Это предполагает широкое использование интегрированных уроков. Но проведение таких уроков связано с организационными трудностями, поэтому эту проблему можно решить с помощью межпредметных связей на уроках информатики. Межпредметные связи способствуют повышению мотивации учения, развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. В основу работы по раскрытию межпредметных связей необходимо положить следующие принципы технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании:
- учет психологических особенностей личности (желание работать индивидуально или в группе, с большим или ограниченным объемом информации, умение работать с текстами, чертежами, рисунками и т. д.)
- индивидуальная направленность на будущую профессию (ребята выбирают материал в соответствии со своими склонностями – гуманитарное, естественнонаучное направление и т. д.);
- добровольное и сознательное включение в поисковую научно-познавательную деятельность (заботимся о том, чтобы поисковая работа была действительно интересна ребенку не ради оценки (внешняя мотивация), а ради его интеллектуального развития (внутренняя мотивация)).