Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка теоретических и организационно-практических основ модели деятельности учителя по формированию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Дать определение, определить структуру ценностного отношения учащихся к знаниям
2. Описать процесс формирования ценностного отношения учащихся к знаниям
3. Предложить способы реализации формирования ценностного отношения

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Теория ценностного отношения учащихся к знаниям…………………6
1.1. Понятие ценностного отношения и проблема его измерения………..6
Процесс формирования ценностного
отношения к знаниям. Интеграция предметных дисциплин……………...9
Этапы формирования ценностного отношения к знаниям………...15
2. Практическое решение проблемы
формирования ценностного отношения школьников
к знаниям на уроках информатики в школе………………………….……16
2.1. Мотивационный этап…………………………………………………...16
2.2. Ориентировочный этап…………………………………………………21
2.3. Поисково-аналитический этап…………………………………………26
2.4. Действенно-практический этап ...……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Педагогические  проблемы формирования ценностного  отношения к знаниям у подростков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Введение ……………………………………………………………………..3

  1. Теория ценностного отношения учащихся к знаниям…………………6

    1.1. Понятие ценностного отношения и проблема его измерения………..6

    1. Процесс формирования ценностного

    отношения к знаниям. Интеграция предметных дисциплин……………...9

    1. Этапы формирования ценностного отношения к знаниям………...15

    2. Практическое решение проблемы 

    формирования  ценностного отношения школьников

    к знаниям на уроках информатики в школе………………………….……16

    2.1. Мотивационный этап…………………………………………………...16

    2.2. Ориентировочный этап…………………………………………………21

    2.3. Поисково-аналитический этап…………………………………………26

    2.4. Действенно-практический этап ...……………………………………..29

    Заключение…………………………………………………………………..31

    Список  литературы………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Обновление  методологической базы науки обусловило новые тенденции в процессе образования. В наши дни формируется новый  взгляд на сущностные характеристики отношения «человек - мир». Современный уровень осмысления этого отношения рассматривается учеными через призму проблем, основные из которых: усиление ценностных аспектов науки; осмысление теоретических и практических результатов научного познания с позиций индивидуально-личностных ценностей; ориентация на культурологические способы познания социокультурных феноменов и самого человека.

    В связи с этим в настоящее время  происходит переосмысление функций  школы как социального института. Основные её функции можно обозначить следующим образом: развитие индивидуальных, субъективно значимых норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей.

    Познавательная  деятельность учащихся является разновидностью процесса познания, протекающего в  науке. Поскольку учащиеся познают факты, явления, законы, то общие закономерности научного познания применимы и к этому процессу, но в несколько своеобразной форме. Это своеобразие вытекает из того, что в процессе обучения ставится задача творческого усвоения уже добытых научных знаний. В процессе обучения создаются более облегченные условия для овладения новыми знаниями.

    Успехи  развития страны во многом зависят  от того, какими темпами будет возрастать интеллектуальный потенциал общества, поэтому так важно целенаправленное интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения всем учебным предметам.

    Современная образовательная область - это, когда  учитель и ученик владеют информационной средой. Через предмет информатики  учащиеся учатся владеть информационными технологиями, как инструментом, развивают системное мышление, учатся структурировать информационный процесс, чтобы чувствовать себя, "как рыба в воде" в информационном поле, обладают современным интеллектуальным уровнем.

    Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения ученик не просто получит определенные знания, а, понимая их ценность, овладеет умениями их самостоятельно приобретать и применять.

    Процесс обучения нужно организовать так, чтобы  учение, познание стало для школьника смыслом жизни, одной из ведущих личностных потребностей. Это возможно только в том случае, если в учебной деятельности ученик найдет полное выражение своей личности, применение своим способностям, т.е. найдет самые благоприятные возможности для своего утверждения как личности.

    Понимание личностного смысла учения зависит  от того, какие ценности он усваивает  из своего окружения, какие ценностные ориентации к знаниям формируются  в процессе обучения. Цель процесса формирования ценностной ориентации школьников к знаниям состоит в том, чтобы их сознательное отношение к учебе было проявлением общественных потребностей, т.е. необходимо превратить учебу в личную потребность, совпадающую с общественными потребностями.

    Реальная  практика школы, анализ исследований, собственный опыт позволяют сделать предположение о том, что проблема активизации познавательной деятельности учащихся как проблема мобилизации индивидуально-личностных свойств учащихся продолжает быть актуальной и нуждается в дальнейших исследованиях, поскольку учебно-познавательная деятельность остается ведущей и определяет социальный статус школьников в течение многих лет.

    Сложный процесс ориентирования на ценности знаний, который неизбежно проходит через мотивацию, нуждается в  педагогической организации и методическом обеспечении в силу того, что в сознании школьников еще складываются неправильные, узкопотребительские представления о значимости получаемых ими знаний в школе. Еще часто ценятся лишь те знания, которые можно «сегодня» использовать в своем жизненном опыте.

    Таким образом, проблема исследования заключается  в определении теоретических  и практических основ ценностного  отношения учащихся к знаниям.

    В работе используются как теоретические (изучение и анализ тематической литературы), так и эмпирические методы исследования (опытная педагогическая работа, проведение опроса).

    Объект  исследования – процесс обучения информатике в современной школе.

    Предмет исследования: содержание и технологии формирования ценностного отношения  школьников к знаниям в процессе обучения информатике.

    Цель  исследования - разработка теоретических и организационно-практических основ модели деятельности учителя по формированию ценностного отношения учащихся к знаниям.

    В соответствии с поставленной целью  были определены задачи исследования:

    1. Дать определение, определить структуру ценностного отношения учащихся к знаниям

    2. Описать процесс формирования  ценностного отношения учащихся  к знаниям

    3. Предложить способы реализации формирования ценностного отношения 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теория ценностного отношения учащихся к знаниям

    1.1. Понятие ценностного  отношения и проблема  его измерения

    Ценностное  отношение можно  рассматривать как  фундаментальный  и универсальный  психологический  «измеритель ценности», приложимый к любому социокультурному, природному и любому другому объекту или явлению, позволяющий рассматривать любой мыслимый объект в системе человеческого мироустройства [Николаева, 2006, 79].

    Прежде  всего, перед современными исследователями  стоит проблема определения степени  ценностного отношения личности к тем или иным явлениям и предметам. Ставятся вопросы, такие, как, например, имеется ли какая-либо мера для измерения «ценности»? По каким критериям следует судить о том, что более, а что менее ценно? И тому подобные вопросы.

    Стоит обратиться к трудам учёных, которые рассматривали эту проблему.

    По  мнению Б. С. Алишева, ценностное отношение  – это «специфические формы человеческой деятельности, с помощью которых человек определяет меру значения» [Алишев, 2001, 77]. Он полагает, что «существуют принципиально единые психологические механизмы шкалирования, используемые психикой, мозгом в таких ситуациях определения значений и выбора, когда нет возможности установить точные  количественные соотношения между параметрами среды» [там же]. По мнению исследователя, универсальную меру измерения ценностного отношения невозможно реализовать практически, поскольку нет независимых материальных инструментов, позволяющих наглядно предоставить градационную шкалу ценностей. Кроме того, ценностное отношение к чему-либо строго индивидуализировано, поэтому предоставляется весьма сложным подобрать единые градационные рамки для определения среднего показателя «ценности». Значения ценностей, по мнению Алишева, «возникают только в сопоставлении и могут быть измерены в лучшем случае в порядковой шкале»  [там же, 81].

    Л. М. Веккер в единой теории психических процессов решает проблему психологической единицы измерения следующим образом: «Чем выше уровень психических явлений, тем более фундаментальными, базовыми должны быть единицы, измеряющие эти явления» [Веккер, 2000, 669]. В качестве таких фундаментальных измерителей он называет психологическое пространство, психологическое время, модальность и интенсивность. Сам Л. М. Веккер не анализирует предложенные им базовые измерения применительно к ценностным отношениям личности, но указывает на принципиальную необходимость такого анализа.

    В настоящей работе для определения  степени ценностного отношения  учащихся к знаниям используется сравнительный подход в определении  градаций.

    Так, прежде всего, был проведен опрос учащихся 9 класса 31-ой общеобразовательной школы г. Тулы. Сначала учащимся было предложено самостоятельно выписать те явления и объекты, которые они считают важными в своей жизни. В качестве примеров были приведены такие слова, как «семья», «друзья», «учёба», «личная жизнь», «творчество» и т.д. Также было ограничение по количеству слов – не более десяти. Следующим этапом необходимо было расположить выписанные слова в порядке убывания по значимости. В ходе исследования выписанные приоритеты были сгруппированы по принципу близости понятий (например, «школа» и «учёба» - в «учёбу»; «родители», «родственники», «семья», «дом» - в «семью»; «музыка», «рисование», «пение», «спорт» - в «самореализацию» и т.п.). Таким образом, было выделено пять групп, сопоставлены приоритеты учащихся по группам. В итоге, имеем единую картину приоритетов класса.

  1. Семья
  2. Друзья
  3. Учёба
  4. Самореализация
  5. Личная жизнь

    Что примечательно, при стихийном вспоминании  приоритетов, порядок перечисления получился иной.

  1. Друзья
  2. Семья
  3. Личная жизнь
  4. Самореализация
  5. Учёба

    Из  этого можно сделать вывод  об осмысленной расстановке приоритетов  и стихийной, подсознательной: в  первую очередь вспоминается то, что  важнее. А при осмысливании, возможно, учитывается предполагаемое мнение общества, ответы «подтягиваются» под разумно правильные.

    Тем не менее, стоит заметить, что «учёба»  находится не на первых позициях, а  в стихийном случае – и вовсе  в самом конце. Из этого можно  сделать вывод, что школьники  не уделяют должного внимания ценности образования и получения знаний в своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Процесс формирования ценностного отношения к знаниям

    Необходимо, чтобы школьник обучался в условиях активной учебно-познавательной деятельности, направленной не только на формирование определённой суммы знаний (количество), но и обеспечивающей понимание учениками ценности этих знаний, их действенности и возможности использования при решении различных практических задач, которые будут появляться в течение жизни. В этой связи особенно важно определить методы формирования ценностного отношения школьников именно к знаниям .

    Условимся, что ценностное отношение – это  положительное отношение к знаниям прежде всего на сознательном уровне, которое проявляется в оценке важности этой информации и в глубоком познавательном интересе.

    Отношения возникают на основе прошлого опыта, они имеют поведение и переживание  настоящего и имеют перспективное  значение, позволяя предвидеть характер поведения и деятельности. В системе  отношений выделяют доминирующие отношения, определяющие всю деятельность человека.

    Отношение личности объективно, поскольку в нём  реализуются объективные  цели, потребности  и опыт общества. В то же время отношение  личности и субъективно, так как процесс  его реализации зависит от воли и сознания человека. Оно проходит через сознание, окрашиваясь личными эмоциями, настроением, желанием, посредством отношение устанавливается связь субъекта с объективным миром [Кейв, 2006, 91].

Информация о работе Педагогические проблемы формирования ценностного отношения к знаниям у подростков