Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования - разработка теоретических и организационно-практических основ модели деятельности учителя по формированию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Дать определение, определить структуру ценностного отношения учащихся к знаниям
2. Описать процесс формирования ценностного отношения учащихся к знаниям
3. Предложить способы реализации формирования ценностного отношения
Введение ……………………………………………………………………..3
Теория ценностного отношения учащихся к знаниям…………………6
1.1. Понятие ценностного отношения и проблема его измерения………..6
Процесс формирования ценностного
отношения к знаниям. Интеграция предметных дисциплин……………...9
Этапы формирования ценностного отношения к знаниям………...15
2. Практическое решение проблемы
формирования ценностного отношения школьников
к знаниям на уроках информатики в школе………………………….……16
2.1. Мотивационный этап…………………………………………………...16
2.2. Ориентировочный этап…………………………………………………21
2.3. Поисково-аналитический этап…………………………………………26
2.4. Действенно-практический этап ...……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы…………
На этом этапе урока ученики должны осознать, почему и для чего им придется изучать данную тему программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению данной темы, чего им не достает, что именно должны проделать ученики, чтобы с успехом выполнить учебную задачу.
Мотивационный этап обычно состоит из следующих действий.
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы. Она может быть создана разными приемами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой, рассказом учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы; в) рассказом учителя об истории возникновения и развития основных понятий данной темы и др.
2. Подстановка и формулирование основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения предстоящей темы. Она тем самым создает основу для постановки каждым учеником перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.
3.
Самоконтроль и самооценка
Формулу внесения мотива покажем на примере урока по теме «Способы передачи и хранения информации в компьютере» (в начале урока учащиеся тему пока не знают).
1.
Учитель начинает урок с постановки вопроса:
Каким способом можно
хранить и передавать
информацию?
Идет
беседа с учащимися о различных
способах хранения информации с древнейших
времён и до наших дней. Уделяется внимание
тому, как долго можно хранить информацию
теми или иными способами, обсуждается,
какие виды информации могут вообще храниться.
Можно провести параллель между абстрактным
пониманием о хранении информации и необходимостью
что-то сохранить, с которой сталкивались
сами учащиеся. Учащиеся высказываются,
приводят свои примеры. 2. «На данном уроке мы узнаем, каким образом можно хранить и передавать информацию с помощью всего двух сигналов». Учитель рассказывает о двоичной системе исчисления. |
Создание учебно-проблемной ситуации Постановка и формулирование основной учебной задачи |
3.
Следующий момент – |
Самооценка
возможностей |
Благодатной почвой для проведения урока, в котором информатика будет переплетаться с другими предметами, может стать изучение текстовых, графических редакторов, обучение работе с таблицами данных, созданию презентаций и других документов, которые могут предоставить поле деятельности для творчества. После того, как учащиеся освоили элементарные функции изучаемой программы и приобрели навык составления документов и их редактирования, учитель предлагает им в качестве домашнего задания творческий проект с использованием информационных технологий. При этом конкретную область деятельности (работа с текстом, с графикой, с таблицами и пр.) каждый ученик может выбрать самостоятельно. Так, например, ребятам, интересующимся математикой, подойдёт составление календаря в таблице Excel, русским языком – работа с текстом (это может быть написание собственной статьи и пр.) и т.д.
По мере взросления учащихся их необходимо привлекать для работы по поиску приложения знаний по информатике в других предметах школьного курса и в окружающем мире.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.
Кроме
того, обращение к опыту детей
- это не только прием для создания
мотивации. Более важно то, учащиеся
видят применимость получаемых ими
знаний в практической деятельности.
Ведь не секрет, что для многих школьных
дисциплин ученики не имеют ни малейшего
представления, как они могут применять
получаемые знания.
2.2. Ориентировочный этап
Задача ориентировочной фазы познавательной деятельности заключается в формировании у обучаемого представлений о целях, планах и средствах реализации формируемой деятельности.
Ориентировочная
основа деятельности (ООД) – это
соотнесение текущей изучаемой
задачи с другими задачами деятельности,
краткий словесный обзор
Формируется
система ориентиров и указаний, учет
которых необходим для
ООД представляет собой совокупность следующих компонентов:
- образец конечного продукта действия (то, что нужно получить);
- предмет действия (то, из чего нужно получить продукт);
- орудия действия (то, что может изменять предмет действия);
- операции действия (то, что нужно делать для изменения предмета).
Выделяется три разных типа ориентировки, которые соответствуют различным типам обучения:
1) С неполной системой ориентировки («проб и ошибок»). Окончательная структура действия устанавливается медленно, осознается не полностью и не всегда. При первом типе ориентировки неизбежны пробы и ошибки учащегося в ходе выполнения задания. При этом сформированное действие особенно чувствительно к изменяющимся внешним условиям.
2) С полной системой ориентировки. При обучении подбирают систему адекватных задач, требующих выполнения данных действий, организуют процесс усвоения действий, обеспечивают обратную связь, то есть возможность коррекции действий. При втором типе ориентировки ученик оказывается способным с первого раза безошибочно выполнить любое задание, для которого у него имеется соответствующая ориентировочная основа. Достигается высокий результат обучения в заданном диапазоне.
3) Полная ориентировка не на условия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания, предполагает глубокий анализ изучаемого материала, высокую познавательную мотивацию. Это обусловливает возможность для учащегося справиться с заданием, для решения которого его знаний не достаточно. Внешне это выглядит как проявление природных способностей. В действительности же учащемуся были даны особые знания – ООД третьего типа, позволяющие самостоятельно строить новые знания, необходимые для выполнения конкретной заданной деятельности.
Усвоение на этом этапе контролируется (как и на всех других этапах). Только по достижении учащимся необходимого уровня усвоения, он допускается к следующему этапу. Нужно не просто «дать наводящие вопросы» или «подсказки», а задавать вопросы на прояснение компонентов ООД:
- понятно ли, что нужно было получить?
- понятно ли, из чего это может быть получено?
- понятны ли этапы получения?
- какие средства могут быть использованы?
- какие действия нужно для этого предпринять?
- какие умения уже есть, а какие нужно развить в себе.
Хорошая ориентировка является и мощной мотивацией учения, так как становиться ясно что, для чего и как делать.
В качестве ориентировочной основы деятельности можно давать обучаемому структуру формируемой деятельности, подготовленную на предыдущем этапе проектирования, обобщенный алгоритм решения задач по теме.
Интересные идеи использования ООД в качестве основного элемента обучения предложены Б. Ц. Бадмаевым.
Мотивационно-
Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в человеческой голове не до, а в процессе применения их к практике (к жизни, к делу) и благодаря такому применению. Говоря проще, человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению каких-то реальных задач. Все остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается.
Без четкой ориентировки в том, что и как делать, невозможно правильно исполнить деятельность, отдельное действие или его элементы – операции. Без правильного исполнения операции, действия, деятельности невозможно верно оценить результат каждого действия и сориентировать дальнейшие действия и продолжать деятельность.
Необходимо дать обучаемому достаточные для правильного выполнения действий (деятельности) зримые (наглядные) ориентиры, при опоре на которые человек, только начинающий обучаться, мог бы сразу, без получения каких-либо предварительных знаний, без заучивания, зазубривания, механического их запоминания, безошибочно действовать в практическом плане.
Эти зримые ориентиры, названные «схемами ООД» («схемы ориентировочной основы действия»), и даются обучаемому. Схема ООД – это учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему практического действия. Это могут быть и в буквальном смысле схемы, но и не только схемы – алгоритмы, таблицы, графы, инструкции, учебные карты, последовательный ряд вопросов, а также вспомогательные предметы, помогающие правильно ориентировать двигательные, перцептивные, мыслительные и речевые действия. Эти сведения полностью ориентируют новичка в осваиваемой деятельности.
Схемы ООД делают безошибочной эту ориентировочную часть действия, ибо при пользовании ими не нужно вспоминать (и ошибаться), что и как надо делать и в какой последовательности. А раз так, то и исполнительная часть действия становится безошибочной и легко выполняемой: чего же проще – смотри и делай, как показано на схеме.
Благодаря схеме ООД, исключаются ошибки в осуществлении ранее незнакомых действий, и поэтому не образуются так называемые ложные навыки, на преодоление которых в традиционной системе обучения уходит львиная доля учебного времени. Навыки и умения, как двигательные, так и мыслительные, а также речевые, и любые перцептивные (зрительные, слуховые и т.д.) формируются несравненно быстрее и увереннее, если нет угрозы ошибиться, нет боязни сделать что-то неправильно, и главное, не тратится время на исправление заблуждений, ложных навыков и привычек, что бывает равносильно переучиванию. Вот здесь-то и скрыт основной секрет ускорения процесса обучения и повышения его качества и надежности.
Методика самого обучения весьма проста:
- обучаемый читает предъявленную задачу, которую не знает, как решать и знать не обязан (он только начинает обучение по теме);
- прочитав задачу, он, следуя схеме ООД и опираясь на нее, проделывает нужные действия в соответствии с условиями задачи;
- если он строго следует указаниям «схемы» (при необходимости обращаясь за консультацией к преподавателю или справочной системе), – то через какое-то время задача будет решена.