Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:31, реферат
Николай Александрович Добролюбов вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности делу. Н.А. Добролюбов оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.
В своих трудах Добролюбов отводил видное место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания.
Введение
1. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова
состояние образования и школы
роль воспитания в развитии человека и о задачах воспитания
умственное образование
дисциплина учащихся
учебники и книги для чтения
об учителе
2. Значение педагогической теории Н.А. Добролюбова
Заключение
Список литературы
Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо человека. Детская книга, по его мнению, должна увлекать воображение ребенка в надлежащем направлении. В то же время книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребенка, знакомить его с действительным миром и, наконец, укреплять в нем нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.
Добролюбов говорил, что и при наличии высокой и разносторонней общенаучной подготовки учитель не станет еще полноценным работником в своей области, если будет иметь «весьма смутные понятия об искусстве обучения и воспитания».
Большое значение придавал Добролюбов
убеждениям и нравственному облику
учителя. Он говорил, что только тот
учитель хороший воспитатель, который,
помимо высокой общей и педагогической
подготовки, будет иметь ясные, твердые
и непогрешимые убеждения, представлять
собой образец моральной
Добролюбов всегда выступал за коренное изменение материально-правового положения учителя и создание условий, которые давали бы ему возможность проявить творческую инициативу. Они стояли за то, чтобы воспитатель был сознательным сторонником передовых идей своего времени.
Добролюбов развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое.
Революционно-демократические педагогические мысли Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.
Заключение
Педагогическое наследие Н.А Добролюбова - ценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в домарксистский период в истории педагогики.
В работах Добролюбова содержались основные положения революционно-
демократической педагогики. В них давался ответ по таким кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и разделение труда умственного и физического, роль наследственности и среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и дидактические принципы построения школьного учебника и др.
Педагогическое наследие Добролюбова сыграло выдающуюся роль в истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.
Список литературы
1. Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957.
2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
3. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.:
Просвещение, 1986.