Педагогические идеи Н.А. Добролюбова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:31, реферат

Краткое описание

Николай Александрович Добролюбов вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности делу. Н.А. Добролюбов оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.
В своих трудах Добролюбов отводил видное место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания.

Оглавление

Введение
1. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова
 состояние образования и школы
 роль воспитания в развитии человека и о задачах воспитания
 умственное образование
 дисциплина учащихся
 учебники и книги для чтения
 об учителе
2. Значение педагогической теории Н.А. Добролюбова
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДОБРОЛЮБОВ - доклад.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: История социальной педагогики

Тема: «Педагогические идеи Н.А. Добролюбова»

 

 

 

 

 

 

Содержание

   

    Введение

1. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова

  • состояние образования и школы
  • роль воспитания в развитии человека и о задачах воспитания
  • умственное образование
  • дисциплина учащихся
  • учебники и книги для чтения
  • об учителе

2. Значение педагогической теории Н.А. Добролюбова

   Заключение

   Список литературы

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Николай Александрович Добролюбов вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности делу. Н.А. Добролюбов оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.

  В своих трудах Добролюбов отводил видное место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания.

  Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.

 

Цель доклада – раскрыть и проанализировать основные педагогические идеи Н.А. Добролюбова.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Педагогические идеи Н. А.Добролюбова                

 

  Мировоззрение Добролюбова формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и  А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л.Фейербаха. 

 Поставив задачей подготовить русских людей к революционному перевороту, Добролюбов уделяли много внимания разоблачению отрицательных сторон российской действительности. В этих целях они старались привлекать внимание общества к основным порокам существующего строя, а не только к отдельным его недостаткам.

  Будучи убежден в том, что все коренные недостатки русской жизни порождены существующим общественным строем, он высмеивал людей, считающих, что можно переустроить просвещение в России без коренного изменения существующего строя, что причиной невежества являются плохие учителя и учебники и что, следовательно, подготовка хороших учителей и составление лучших учебников повлекут за собой коренное улучшение просвещения. Такого рода «политической маниловщине» революционер-демократ противопоставил утверждение, что система просвещения в России требует революционного преобразования. В отличие от идеологов буржуазных революций на Западе и либералов в России они понимали, что система просвещения любой страны может стать подлинно народной только тогда, когда политическая власть будет завоевана народом.

  После общей характеристики теоретического воззрения Добролюбова перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.

   

  • Состояние образования и школы

  Н. А. Добролюбов подверг основательной критике политику царизма в области просвещения, систему воспитания, сложившуюся в казенных учебных заведениях, официальную теорию воспитания, ее оправдывающую. Он  целиком разделял мнение Герцена о том, что царизм глушит стремление народа к знанию.

  Отмечая, что русские крестьяне почти поголовно безграмотны, Добролюбов доказывал, что это есть результат тех неблагоприятных условий, в которых живет народ, и той политики, которую проводят в области просвещения те, в чьих руках находятся наука и знание, от кого зависит распространение в народе грамотности. Царизм мешает передовым людям нести знания в среду трудящихся, хорошо организовать работу в школах, давать подрастающим поколениям правильное воспитание. В стране имеются прогрессивно настроенные, хорошие учителя, но они лишены возможности реализовать свои знания и убеждения в практической работе в школе. Школа наполнена бездушными чиновниками и косными рутинерами; содержание образования далеко отстало от науки, оно создает у учащихся совершенно превратное представление о природе и общественных явлениях, а методика обучения убивает детскую пытливость, мешает развиваться самостоятельной мысли детей.

Самой резкой критике подверг Добролюбов систему работы министерства просвещения  и его деятелей. В своих нелегальных  изданиях (студенческий журнал «Свисток» и др.) и в легальных статьях он гневно разоблачал реакционность сочинения «Основные законы воспитания» Миллера-Красовского, писавшего, что «гражданская обязанность» молодежи -- умение «беспрекословно подчиняться и верно служить богу и царю», что «всякая гражданская обязанность есть безусловное подчинение нашей индивидуальной воли правительству и отечественным законам».

Добролюбов разоблачал реакционную сущность официальной морали и педагогики, развернули разностороннюю деятельность, стремились к тому, чтобы новые моральные понятия, правила истинной морали вошли в «полную силу» и сделались «необходимыми условиями гражданского быта».

 

 

 

  • Роль воспитания в развитии человека и задачах воспитания

  В замечательном трактате «О значении авторитета в воспитании» (1857) Добролюбов пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство -- действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека.

 Добролюбов был великим гуманистом, поборником подлинно передовой  морали. Он выдвинул идеал нового человека, исходя из которого определяли цели и задачи воспитания. Новый человек, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его разумных интересов и потребностей. Этот человек представляется  Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физическом и духовном отношении.

Одним из важных качеств настоящего человека революционер-демократ считал наличие у него определенных, стойких убеждений и способности отстаивать их, несмотря на встречающиеся трудности.

Добролюбов считал необходимым  воспитывать в человеке единство мыслей, слов и действий. Он высказывал также мысль о том, что молодые  люди должны вырасти идейными, принципиальными  и руководствоваться в своих  поступках не страхом перед наказанием и корыстными расчетами на получение  наград, а преданностью «добру и  правде», любовью к истине и справедливости. Конечно, указывал он, маленькие дети не могут вследствие недостатка у  них жизненного опыта и неразвитости их мышления сознательно избегать зла  и делать добро; большую роль в  их поведении играет авторитет воспитателей. Но этот авторитет должен быть использован  разумно. Разумность воспитания должна быть «ведома не только учителю, но представляться ясной и воспитаннику». Воспитатель должен заботиться о  развитии в детях собственного сознания.

Одним из важных качеств передового человека революционер-демократ считал любовь к родине и своему народу.

 

  • Умственное образование

 

  В общей системе воспитания человека Н. А. Добролюбов отводил большое место общему образованию, которое должно заложить твердые основания будущей деятельности человека независимо от той специальности, которую он себе изберет в дальнейшем. Общее образование, как говорили они, есть фундамент, на котором строятся специальные знания.

Революционер-демократ придавали умственному образованию важнейшее значение в системе подготовки человека к жизни и считали, что оно должно вооружить учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и обществе. Опираясь на эти знания, учащиеся должны иметь ясные и правильные представления о явлениях природы и общественной жизни, успешно бороться со всякими суевериями и предрассудками, правильно определить свое место в жизни и наметить пути своей практической деятельности.

Резко критикуя раннюю специализацию  учащихся и классицизм как систему  образования, отжившую уже свое время, Добролюбов защищал единую общеобразовательную  школу. Основными предметами обучения в единой школе он считал родной язык, литературу, историю, иностранные (новые) языки, математику, географию  и естествознание с физикой.

Революционер-демократ, являясь атеистом, решительно боролся против религиозного воспитания.

Добролюбов полагал, что организация, методы и приемы обучения должны всемерно содействовать успешному овладению учащимися разнообразными знаниями, всестороннему развитию их духовных сил и способностей, формированию у них правильных убеждений. При определении объема, характера материала и приемов обучения он рекомендовал строго учитывать особенности учащихся, их силы и способности, соблюдать строжайшую постепенность и последовательность, всегда, во всех случаях, в изложении, в определениях, формулируя заключения и выводы, обеспечивать максимальную ясность и точность. А положения и выводы, которые должны усвоить учащиеся, следует доводить до их сознания на основе убедительных доводов и доказательств. Большое значение придавалось ими самостоятельной работе учащихся (в том числе самостоятельному чтению) как важному средству развития мышления учащихся, а также привития им навыков и умений самим приобретать знания.

Добролюбов стоял за такое обучение, которое создавало бы у учащихся правильные понятия о вещах, правильные и твердые убеждения. Для этого  необходимо так поставить преподавание, чтобы каждое положение науки  доказывалось при помощи фактов и  примеров, каждый вывод формулировался после предварительного разбора  суждений. Осмысленное усвоение учащимися  изучаемого материала, фактов, понятий, выводов и заключений, осмысленное  отношение их ко всем своим действиям  и поступкам он считал важнейшим  признаком разумной организации  обучения.

  • Дисциплина учащихся

Добролюбов уделял много внимания вопросам дисциплины. Он решительно осуждали палочную дисциплину, применение розги и других средств, оскорбляющих человеческое достоинство воспитанника, называли эти средства антипедагогическими, варварскими, пользующимися признанием там, где в воспитании и обучении требуют «не рассуждать, а исполнять», и из детей готовят не сознательно мыслящих и активно действующих граждан, а покорных исполнителей воли угнетателей.

В статьях «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860) и «От  дождя да в воду» (1861) Добролюбов решительно выступил против непоследовательности Пирогова при решении вопроса  о применении физических наказаний  в школе.

Сознательная дисциплина не исключает, по мнению Добролюбова, необходимости  соблюдения воспитанниками разумно  установленного порядка, а требует, чтобы они поступали определенным образом не потому, что так приказано, а потому, что это нужно. Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась самими воспитанниками.

Важнейшими условиями и средствами поддержания сознательной дисциплины среди воспитанников революционер-демократ считал заботливое и ровное отношение учителя к учащимся, своевременное ознакомление последних со своими обязанностями, пример воспитателя и использование положительных примеров из окружающего, настойчивость и постоянство в педагогических требованиях учителя.

 

 

  • Учебники и книги для чтения

 

  Н. А. Добролюбов проявлял большой интерес к учебной и детской литературе. Он  подвергал обстоятельной критике современные им учебники и детские книги. Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьезно учиться. В одних учебниках дается материал в заведомо ложном, извращенном виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имен и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Не лучше, по его заключению, обстояло дело и с детскими книгами для чтения. Фантазия, лишенная реальной основы, приторное морализирование, бедность языка -- таковы характерные черты книг, предназначаемых для детского чтения.

Учебники должны создавать у  учащихся правильные представления  о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать  упрощенчества и тем более  вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, что  оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.

Информация о работе Педагогические идеи Н.А. Добролюбова