Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:26, отчет по практике
База практики – Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло
Руководитель базы практики – Смирнова Лариса Валентиновна
Классный руководитель – Романова Лариса Серафимовна
Профориентационная игра «Спящий город»
Данное игровое упражнение предназначено для повышения, у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
Игра может быть проведена как с группой в 12—15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9—11 классов. Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы:
1. Общая инструкция: “В некотором городе некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс должен в течение 20 минут разработать такие программы по следующим направлениям: 1 — порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлении и правонарушений (юридические аспекты); 2—более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 — оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4 — счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, по мощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 — здоровье жителей, профилактика заболеваний и извращений, решение экологических проблем (медицина). Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться”.
2. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ. Далее он предлагает поднять руки тем участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого — желающих поработать над второй программой и т.д
3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание; “В течение 10—15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же как в вашем городе на данный момент...). После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы и ответит на вопросы остальных участников игры”.
4. После работы, докладчик и от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. К примеру, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за “проблем с финансированием” или из-за “слабой подготовки кадров”...
5. При подведении общего
итога все участники сами должны определить,
но каждой группе, насколько предложенные
программы были продуманными, реалистичными,
интересными и насколько удалось сделать
эти программы не противоречащими друг
другу... Если большинство программ удовлетворяют
этим условиям, то можно сказать, что жители
города если и не проснутся окончательно,
то хотя бы приоткроют глаза и “потянутся”...
Игра
«Кораблекрушение»
Упражнение имеет
широкий диапазон задач: отработать навыки
поведения в дискуссии, умения вести диспут,
быть убедительным, изучить на конкретном
материале динамику группового спора,
открыть для себя традиционные ошибки,
совершаемые людьми в полемике, потренировать
способности выделять главное и отсеивать
"шелуху", видеть существенные признаки
предметов, научиться осознавать стратегические
цели и именно им подчинять тактические
шаги и т. д. Каждый участник получает специальный
бланк (или чертит его по указаниям ведущего).Ведущий
дает группе следующую инструкцию:
— С этого момента все вы – пассажиры
авиалайнера, совершавшего перелет из
Европы в Центральную Африку. При полете
над пустыней Сахара на борту самолета
внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали,
и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом
спаслись, но ваше местоположение неясно.
Известно только, что ближайший населенный
пункт находится от вас на расстоянии
примерно 300 километров. Под обломками
самолета вам удалось обнаружить пятнадцать
предметов, которые остались неповрежденными
после катастрофы. Ваша задача – проранжировать
эти предметы в соответствии с их значимостью
для вашего спасения. Для этого нужно поставить
цифру 1 у самого важного предмета, цифру
2 – у второго по значимости и так далее
до пятнадцатого, наименее важного для
вас. Заполняйте номерами первую колонку
бланка. Каждый работает самостоятельно
в течение пятнадцати минут.
Список предметов:
Охотничий нож.
Карманный фонарь.
Летная карта окрестностей.
Полиэтиленовый плащ.
Магнитный компас.
Переносная газовая
плита с баллоном.
Охотничье ружье с боеприпасами.
Парашют красно-белого цвета.
Пачка соли.
Полтора литра воды на каждого.
Определитель съедобных животных и растений.
Солнечные очки на каждого.
Литр водки на всех.
Легкое полупальто на каждого.
Карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования
ведущий предлагает группе разбиться
на пары и проранжировать эти же предметы
снова в течение десяти минут уже совместно
с партнером (при этом номерами заполняется
второй столбик в бланке со списком предметов).
Следующий этап игры – общегрупповое
обсуждение с целью прийти к общему мнению
относительно порядка расположения предметов,
на которое выделяется не менее тридцати
минут.
Из наблюдения за работой участников хорошо
видна степень сформированности умений
организовывать дискуссию, планировать
свою деятельность, идти на компромиссы,
слушать друг друга, аргументировано доказывать
свою точку зрения, владеть собой. Часто
разворачивающиеся жаркие споры-баталии,
когда никто не желает прислушаться к
мнению других, наглядно демонстрируют
самим участникам их некомпетентность
в сфере общения и необходимость изменения
своего поведения.
Ответы участников с необходимостью сопровождаются
рефлексией, цель которой – в осмыслении
процессов, способов и результатов индивидуальной
и совместной деятельности. Возникшая
в результате дискуссия подогревается
ведущим, задающим уточняющие вопросы
примерно такого типа:
Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?
Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась
ваша дискуссия или нет?
Была ли выработана общая стратегия спасения?
Что тебе помешало принять активное участие
в обсуждении? Ты не согласен с принятым
решением? Почему тебе не удалось отстоять
свое мнение?
Кто в наибольшей степени повлиял на исход
группового решения, то есть по сути дела
оказался лидером, сумевшим повести за
собой группу?
Какими способами другие участники добивались
согласия с их мнениями?
Практически всегда возникает вопрос о "правильном" ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.
Итак, ответы:
Вариант "Ждать спасателей" (кстати,
по мнению экспертов, предпочтительный).
Полтора литра воды на каждого. В пустыне
необходима для утоления жажды.
Карманное зеркало. Важно для сигнализации
воздушным спасателям.
Легкое полупальто на каждого. Прикроет
от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
Карманный фонарь. Также средство сигнализации
летчикам ночью.
Парашют красно-белого цвета. И средство
прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора
дождевой воды и росы.
Охотничье ружье с боеприпасами. Может
использоваться для охоты и для подачи
звукового сигнала.
Солнечные очки на каждого. Помогут защитить
глаза от блеска песка и солнечных лучей.
Переносная газовая плита с баллоном.
Поскольку двигаться не придется, может
пригодиться для приготовления пищи.
Магнитный компас. Большого значения не
имеет, так как нет необходимости определять
направление движения.
Летная карта окрестностей. Не нужна, так
как куда важнее знать, где находятся спасатели,
чем определять свое местонахождение.
Определитель съедобных животных и растений.
В пустыне нет большого разнообразия животного
и растительного мира.
Литр водки на всех. Допустимо использовать
в качестве антисептика для обеззараживания
при любых травмах. В других случаях имеет
малую ценность, поскольку при употреблении
внутрь может вызвать обезвоживание организма.
Пачка соли. Значимости практически не
имеет.
Вариант "Двигаться к людям".
Распределение по значимости будет иметь
несколько иной вид:
Полтора литра воды на каждого.
Пачка соли.
Магнитный компас.
Летная карта окрестностей.
Легкое полупальто на каждого.
Солнечные очки на каждого.
Литр водки на всех.
Карманный фонарь.
Полиэтиленовый плащ.
Охотничий нож.
Охотничье ружье с боеприпасами.
Карманное зеркало.
Определитель съедобных животных и растений.
Парашют красно-белого цвета.
Переносная газовая плита с баллоном.
Игра
«Приемная комиссия»
Цель игры - знакомство
с требованиями при приеме в учебные заведения
или на работу (тогда игру более правильно
было бы назвать "Отдел кадров"). Игра
может быть использована на базе учебно-производственного
комбината для знакомства с условиями
приема на различные предприятия района,
учебные заведения.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов,
а также на абитуриентов. В игре могут
участвовать от 3 до 10 человек. Для игры
необходимо иметь конкретную справочную
литературу, а ведущий должен знать особенности
поступления в конкретное учебное заведение.
Процедура проведения игры.
1 этап. Ведущий знакомит участников с общей
инструкцией.
Инструкция: "Все вы скоро будете куда-то
поступать: в училища, техникумы, Вузы,
оформляться на работу. Давайте пофантазируем
и представим, что для поступления не нужно
сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти
собеседование с членами приемной комиссии,
которая и решит, зачислять Вас или не
зачислять. В нашей игре будет приемная
комиссия и поступающие. Посмотрим, многим
ли удастся поступить?".
2 этап. Выбирается приемная комиссия из
2-5 человек (в зависимости от количества
учащихся) и решается вопрос, какое учебное
заведение будет представлено в игре.
Ведущий может в обязательном порядке
предложить наиболее престижное учебное
заведение или наименее престижное предприятие),
сказав, что в следующих проигрываниях
будут другие учебные заведения.
3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной
комиссии знакомятся с учебным заведением
(читают рекламные проспекты, профессиограммы
основных профессий, заранее подготовленных
ведущим) и вырабатывают главные критерии
отбора, например:
- знание будущей профессии,
- желание учиться в данном учебном заведении,
- способности к обучению,
- поведению,
- воспитанность и т.п.
Ведущий предлагает остальным учащимся
подумать, чем они могут понравиться приемной
комиссии и поступить в данное заведение.
Время на подготовку может занять от 5
до 10 минут.
4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить
в учебное заведение. На одну попытку дается
от 5 до 15 минут, в зависимости от числа
играющих.
5 этап. Обсуждение игры.
Оценивается правильность действия членов
приемной комиссии.
Ведущий должен сказать учащимся, какова
реальная ситуация при поступление в данное
учебное заведение.
Игра «Мафия»
Цель: разминка, разогрев участников.
Игроки садятся в круг лицом к центру. Ведущий раздает участникам по одной игральной карте (или специальной карточке), оговорив заранее, какие карты будут обозначать «мафиози». Их количество зависит от размеров группы и не должно превышать трети участников. Например, на группу из 15-16 человек это 3-4 мафиози. Игроки смотрят карты, никому их не показывая, после чего их собирают. Мафиози никак не должны показывать свою принадлежность, а «честные люди» должны обнаружить их по особенностям поведения и, образно говоря, «поставить к стенке»:
«На город опускается ночь. Жители спят, – говорит ведущий, все участники закрывают глаза, а ведущий продолжает: – мафия знакомится!».
Мафиози открывают глаза и находят взглядами друг друга. После этого ведущий предлагает им закрыть глаза и говорит: «Наступило утро. По городу пронеслась весть о том, что появилась мафия. Жители обсуждают это сообщение и пытаются угадать, кто же преступник».
Группа открывает глаза и ведет обсуждение, анализируя поведение каждого участника. Для упрощения работы каждый может просто назвать своих кандидатов. Тот, кто набрал большинство голосов, считается «приговоренным». Если группа угадала верно, то ведущий говорит: «Поздравляю! Вы убили мафиози», и группа продолжает обсуждение. Если же участники указывают неверно, ведущий объявляет: «Увы! Вы убили честного человека!» Игрок, на которого указывает группа, выбывает из дальнейшей игры. Ведущий говорит: «В город приходит ночь. Все жители спят» Все закрывают глаза, и спустя какое-то время, когда ведущий убедится, что никто не подглядывает, он дает знак мафии, например: «Только мафия не спит. Она выходит на охоту». Люди мафии открывают глаза, выбирают жертву, взглядами договариваются и показывают ее ведущему, после чего вновь закрывают глаза.
«Наступило утро! – объявляет ведущий. – Город проснулся, и его жители узнали страшное сообщение. Этой ночью был убит мирный житель: – ведущий показывает на того участника, которого выбрали мафиози. – Кто же преступник?»
Группа возобновляет обсуждение. Игра продолжается до тех пор, пока не будут обнаружены и устранены все мафиози или число мирных жителей не станет меньше числа бандитов (в этой ситуации игра теряет смысл).
Если игра прошла быстро, то можно провести ее в несколько кругов.
Для того, чтобы придать игре большую драматичность и дать волю актерским талантам и фантазии, можно предложить каждому участнику выбрать для себя определенную роль: мэр, торговец, пенсионер и т.п. Очень часть на игру проецируются стереотипы поведения, присущие участникам в жизни. Это бывает полезно обсудить в тренинге личностного роста.