Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:45, реферат
Целью данной работы является изучение деятельности педагога, как субъекта педагогического процесса.
Введение………………………………………………………………………3
1.Проблемы психологии субъекта………………………………………….5
2.Педагог как субъект педагогической деятельности……………………..7
3.Педагогические способности…………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………19
По Н.В. Кузьминой, структура
субъектных факторов включает: тип
направленности, уровень способностей
и компетентность, в которую входят
специально-педагогическая, методическая,
социально-психологическая, дифференциально-
3.Педагогические способности.
Связь индивидуальных особенностей и способностей.
Индивидуально-психологические
особенности субъекта педагогической
деятельности внутренне связаны
со способностями человека, которые
формируются по специфическим психологическим
закономерностям, а не заложены в
свойствах нервной системы, при
этом, процессы обучения будут протекать
иначе у лиц с высокой и
низкой динамичностью нервных
Отечественные исследователи Н.Д. Левитов и Ф.Н. Гоноболин на теориях С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Так, Левитов выделил следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Ф.Н. Гоноболин называет уже двенадцать способностей, объединив которые, получим такие их группы. Способность делать учебный материал доступным учащимся и способность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу способностей, соотносимых с более общей способностью к передаче знаний в краткой и интересной форме. Понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям -- это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими способностями человека. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив - это, как бы сейчас назвали, интерактивно-коммуникативные способности. Очень важная четвертая группа включает способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным, способность организовать самостоятельную работу учащихся для получения знаний.
2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.) не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, обращенной к учащимся.
5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (например, умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки).
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета зависящие от волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости и т.д.), от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников.
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем.
9. Способность к распределению
внимания одновременно между
несколькими видами
Данные педагогические способности включают многие личностные качества, а также раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей.
Структура педагогических способностей
В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах способностей, лежащих в их основе.
Н.В. Кузьмина выделяет также два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные. Первый уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, - проективные способности, которые включают гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей есть конкретная форма неспособности.
Гностические способности проявляются в
быстром и творческом овладении методами
обучения учащихся, в изобретательности
способов обучения, а также обеспечивают
накопление информации учителя о своих
учениках, о самом себе. Проектировочные способно
Интерес представляет подход Н.А. Аминова, в теории которого основой выступает успешность: индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во времени) и социальная (достижения одного человека по отношению к достижениям других людей, т.е. конкурентоспособность).
Личностные качества в структур
При рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственноличностные. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся педагогические: эрудиция, целеполагание, (практическое и диагностическое) мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой.
Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности