Особенности воспитания в первобытную эпоху

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 00:48, реферат

Краткое описание

Возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оглавление

1.Введение
2.Основная часть
А) Первобытное общество.

Б) Воспитание в первобытном обществе

В) Концепции генезиса первобытного воспитания

Г) Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Д) Появление организованных форм воспитания

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Файлы: 4 файла

лит-ра.docx

— 12.40 Кб (Открыть, Скачать)

осн часть.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

     В результате дальнейшего развития родовая  община стала «самоуправляющейся, вооруженной  организацией» (Ф. Энгельс). Появились  зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась  программа «посвящений», к которым  готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться  больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и  письму [5].

     Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными  родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все  это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя  воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности. 

     Концепции генезиса первобытного воспитания 

     Мировая наука предлагает несколько концепций  происхождения воспитания. К числу  традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической  теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной  заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение  воспитания проявлением у детей  бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда  порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

     Некоторые современные исследователи, поддерживая  тезис о преемственности между  формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную  стадию человеческого воспитания как  особого вида деятельности [2]. 

     Зарождение  воспитания как особого вида деятельности 

     Многие  тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического  типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет  назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

     Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как  нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к  простейшему виду существования  и осознанию мира как анимистического  феномена. Зачатки педагогической мысли  развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях  и народном творчестве [6].

     Воспитание  зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись  по мере обогащения общественного опыта  и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало  всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху  выделения человека из животного  мира, которое сопровождалось переходом  к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные  растения, рельеф местности, повадки  животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая  как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого  вида деятельности и было ориентировано  прежде всего на повседневную борьбу за выживание [4].

     Предпосылкой  и существенным фактором становления  воспитания как вида деятельности стала  эволюция материальных связей между  людьми первобытной эпохи, необходимость  поддерживать и развивать такие  связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения  к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении  как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало  определенной организации его усвоения.

     Главным условием существования первобытных  людей было изготовление и использование  орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому  роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и  орудий труда становилась все  более значительной.

     Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

     На  заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном  обществе являлись практически единственными  показателями при дифференциации обучения.

     Первобытное воспитание готовило всех одинаково  к повседневной жизни, так как  проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования  Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни  первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

     С появлением человека современного физического  типа в генезисе воспитания начался  новый этап.

     В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой  становится семья. Подобные процессы качественно  изменили смысл и содержание воспитания.

     Из  всеобщего, равного, контролируемого  общиной воспитание превращалось в  сословно-семейное. Дети воспитывались  прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных  страт - вождей, жрецов, воинов, остальных  членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось  воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

     Дети  со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и  волшебство. Вот почему действиям, связанным  с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным  и ловким охотником. Магический смысл  придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка  слегка били жареной многоножкой  по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого" [2,3]. 

     Появление организованных форм воспитания 

     Люди  первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными  дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и  потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что  и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших  было механическое повторение [1].

     Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил  к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности  менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки  организованных форм воспитания, которое  постепенно сосредоточивается в  руках специально назначенных для  этого лиц.

     В первобытных общинах охотников  и собирателей срок детства и  воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших  мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали  первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени  в играх, в которых имитировали  жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы  дети не нарушали установленных общиной  запретов.

     Взрослея, мальчики больше времени проводили  с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали  девочек-подростков ведению домашнего  хозяйства.

     В раннюю первобытную эпоху воздействие  воспитания было минимальным. Маленьким  членам общины в поведении предоставлялась  значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это  могли быть шлепки или угрозы физического  наказания (например, удар палкой по следу  ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и  не могло быть и идиллическим, поскольку  люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

     В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма  ужесточили его. Часто стали применяться  физические наказания.

     Коллективная  традиция воспитания на исходе первобытнообщинного  периода привела к появлению  своеобразных домов молодежи для  детей и подростков. По сути, это  были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были 
совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины [2].

     Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру  посвящения во взрослые. У мальчиков  она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация  проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными  песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась  таинственная сила.

     Программа подготовки к инициации для мальчиков  включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для  девочек - обучение ведению домашнего  хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков  сопровождались болевым ощущением  от удара, щипка, укола наставника.

Заключение

 
         Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".  
       Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.  
Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.  
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-тания, проявляясь в традициях и народном творчестве.  
         Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.  
        Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной. Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.
 
 

план.docx

— 11.50 Кб (Открыть, Скачать)

титульник.docx

— 10.89 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности воспитания в первобытную эпоху