Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:21, реферат
Проблема возникновения культуры является одной из центральных проблем культурологии. Именно в ее решении заключается ответ на вопрос о специфике человеческого. Культура первобытной эпохи – это не просто особый этап развития культуры. Это ее первый этап, т.е. своеобразная опытная площадка. Все, что было сделано здесь, осталось в культуре навсегда, ибо возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только с человеком, она существует только у людей. В чем же принципиальная разница между не ведущим культурной жизни животным миром и человечеством, способном выживать только в культуре?
Генезис культуры в первобытную эпоху
Проблема возникновения 
культуры является одной из центральных 
проблем культурологии. Именно в ее 
решении заключается ответ на вопрос о 
специфике человеческого. Культура первобытной 
эпохи – это не просто особый этап развития 
культуры. Это ее первый этап, т.е. своеобразная 
опытная площадка. Все, что было сделано 
здесь, осталось в культуре навсегда, ибо 
возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только 
с человеком, она существует только 
у людей. В чем же принципиальная разница 
между не ведущим культурной жизни животным 
миром и человечеством, способном выживать 
только в культуре? 
 
Поведение человека раннего первобытного 
общества мало отличалась от социального 
поведения животных. Однако уже тогда 
отличия появились. Главное из них состояло 
в том, что человек вынужден 
был передавать потомству жизненный опыт, 
не фиксируемый биологически.
Чего же достиг человек в первобытную эпоху? Именно в это время он стал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать. Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметрысвоей жизни (т.о. нормировав ее). Начала формироваться надбиологическая система коммуникации – язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.
Особенности изучения первобытной 
культуры, зародившейся в древнейший 
период истории вместе с человеком 
разумным, осложнены отсутствием 
письменных источников и недостаточной 
базой археологических данных. Поэтому 
разные науки прибегают к 
     Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими 
связями с природой, прямой зависимостью 
от нее. Приспособление к жизни окружающей 
природы (собирательство, приручение животных, 
наблюдение за повадками диких зверей 
и использование этих наблюдений в хозяйственной 
практике) сопровождалось появлением 
веры в сверхъестественные силы природы. 
Видимо, существовало мнение о том, что 
жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо 
животного или растения, которые почитались 
либо как родоначальники рода, либо как 
его хранители - тотемы. Имя 
тотема рода часто вплеталось в титул 
египетских императоров, закреплялось 
в именах, в поздние времена в фамилиях 
людей разных национальностей. Так, тотемом 
египетских фараонов был сокол, который 
на скульптурах изображался сидящим на 
спине фараона. Капризы природы, смена 
времен года, стихийные бедствия - все 
это находило отражение в сознании первобытных 
и древних людей, награждавших силы природы 
душой (анимизм), уподоблявших 
их богам, имевшим судьбы и характеры, 
подобные человеческим (мифология). Умственные возможности 
первых людей намного опережали их материальное 
положение, что и приводило к совершенствованию 
примитивных орудий труда, развитию технологий 
обработки камня, металла и др. 
     Жизнь первобытного общества была основана 
на бесприкословном подчинении индивида коллективу, 
для чего существовало множество запретов 
(табу). Самым страшным 
наказанием было изгнание из рода. 
     Семья в современном понимании этого явления 
еще не сложилась. Главной задачей всех 
живущих было сохранение рода как условие обеспечения 
жизни тотема, этому подчинялась мораль. 
Поэтому существовало множество форм 
брака: кросс-кузенные браки (брачующимися 
могли быть дети двоюродных сестер и братьев, 
но только по мужской линии); общие жены 
для нескольких мужчин. Дети одного возраста 
от разных родителей считались братьями. 
Поскольку установить отцовство в таких 
семьях было невозможно, то наследство 
передавалось по материнской линии. 
     Первобытные культуры оставили в наследие 
будущим поколениям:
КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus — собирательный) — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. К. наиболее характерен для групп высокого уровня развития (см. Уровень развития группы) и коллективов, где он сочетается с коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности (см. Сплоченность групповая), предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы. Воспитание К. — важнейшая задача педагогов. Наиболее эффективно эта задача решается при коллективообразующих методах обучения (см. Коллективообразование).
(греч. synkretismos – соединение) – общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма – гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.