Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:21, реферат
Проблема возникновения культуры является одной из центральных проблем культурологии. Именно в ее решении заключается ответ на вопрос о специфике человеческого. Культура первобытной эпохи – это не просто особый этап развития культуры. Это ее первый этап, т.е. своеобразная опытная площадка. Все, что было сделано здесь, осталось в культуре навсегда, ибо возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только с человеком, она существует только у людей. В чем же принципиальная разница между не ведущим культурной жизни животным миром и человечеством, способном выживать только в культуре?
Генезис культуры в первобытную эпоху
Проблема возникновения
культуры является одной из центральных
проблем культурологии. Именно в ее
решении заключается ответ на вопрос о
специфике человеческого. Культура первобытной
эпохи – это не просто особый этап развития
культуры. Это ее первый этап, т.е. своеобразная
опытная площадка. Все, что было сделано
здесь, осталось в культуре навсегда, ибо
возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только
с человеком, она существует только
у людей. В чем же принципиальная разница
между не ведущим культурной жизни животным
миром и человечеством, способном выживать
только в культуре?
Поведение человека раннего первобытного
общества мало отличалась от социального
поведения животных. Однако уже тогда
отличия появились. Главное из них состояло
в том, что человек вынужден
был передавать потомству жизненный опыт,
не фиксируемый биологически.
Чего же достиг человек в первобытную эпоху? Именно в это время он стал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать. Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметрысвоей жизни (т.о. нормировав ее). Начала формироваться надбиологическая система коммуникации – язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.
Особенности изучения первобытной
культуры, зародившейся в древнейший
период истории вместе с человеком
разумным, осложнены отсутствием
письменных источников и недостаточной
базой археологических данных. Поэтому
разные науки прибегают к
Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими
связями с природой, прямой зависимостью
от нее. Приспособление к жизни окружающей
природы (собирательство, приручение животных,
наблюдение за повадками диких зверей
и использование этих наблюдений в хозяйственной
практике) сопровождалось появлением
веры в сверхъестественные силы природы.
Видимо, существовало мнение о том, что
жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо
животного или растения, которые почитались
либо как родоначальники рода, либо как
его хранители - тотемы. Имя
тотема рода часто вплеталось в титул
египетских императоров, закреплялось
в именах, в поздние времена в фамилиях
людей разных национальностей. Так, тотемом
египетских фараонов был сокол, который
на скульптурах изображался сидящим на
спине фараона. Капризы природы, смена
времен года, стихийные бедствия - все
это находило отражение в сознании первобытных
и древних людей, награждавших силы природы
душой (анимизм), уподоблявших
их богам, имевшим судьбы и характеры,
подобные человеческим (мифология). Умственные возможности
первых людей намного опережали их материальное
положение, что и приводило к совершенствованию
примитивных орудий труда, развитию технологий
обработки камня, металла и др.
Жизнь первобытного общества была основана
на бесприкословном подчинении индивида коллективу,
для чего существовало множество запретов
(табу). Самым страшным
наказанием было изгнание из рода.
Семья в современном понимании этого явления
еще не сложилась. Главной задачей всех
живущих было сохранение рода как условие обеспечения
жизни тотема, этому подчинялась мораль.
Поэтому существовало множество форм
брака: кросс-кузенные браки (брачующимися
могли быть дети двоюродных сестер и братьев,
но только по мужской линии); общие жены
для нескольких мужчин. Дети одного возраста
от разных родителей считались братьями.
Поскольку установить отцовство в таких
семьях было невозможно, то наследство
передавалось по материнской линии.
Первобытные культуры оставили в наследие
будущим поколениям:
КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus — собирательный) — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. К. наиболее характерен для групп высокого уровня развития (см. Уровень развития группы) и коллективов, где он сочетается с коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности (см. Сплоченность групповая), предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы. Воспитание К. — важнейшая задача педагогов. Наиболее эффективно эта задача решается при коллективообразующих методах обучения (см. Коллективообразование).
(греч. synkretismos – соединение) – общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма – гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.