Особенности воспитания в первобытную эпоху

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 00:48, реферат

Краткое описание

Возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оглавление

1.Введение
2.Основная часть
А) Первобытное общество.

Б) Воспитание в первобытном обществе

В) Концепции генезиса первобытного воспитания

Г) Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Д) Появление организованных форм воспитания

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Файлы: 4 файла

лит-ра.docx

— 12.40 Кб (Открыть, Скачать)

осн часть.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

Введение 

Обращение к  проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продуктивно, по крайней  мере, в двух отношениях: во-первых, оно помогает представить себе и  понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет  более широко взглянуть на ставший  столь привычным арсенал педагогических средств. 
Социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Воспитание является, таким образом, органичной частью общего социального развития и неотделимо от всей истории человеческого общества.  
        Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.  
        Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII-начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.  
        Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

     Возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

           Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

           Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа [4].

            Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

       Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

           Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека [3, 6]. 

     Первобытное общество 

     Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после  чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В  широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому  прошлому человека. Обычно в контексте  дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических  обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет  назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет  письменных источников, оставленных  его современниками, информацию о  нем получают, опираясь на данные таких  наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология [5].

     Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и  временные границы не совпадают  с человечеством в целом. В  частности, культурное развитие Америки  не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова  хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколениею.

     Поскольку данные о доисторических временах редко  касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи  человечества является археологическая  культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

      Каменный  век

     Каменный  век — древнейший период в истории  человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось  также дерево и кость. В конце  каменного века распространилось использование  глины (посуда).

     Периоды каменного века:

     Палеолит  Мезолит и Эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны.

     Неолит. Медный век, медно-каменный век, халколит или энеолит — период в истории  первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях  существует и дольше, а на некоторых  отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит  включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

     Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей  ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки  таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и  последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней  фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические  рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур  они отличаются [1].

     Периоды бронзового века:

     Железный  век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением  железных орудий. Строго говоря, уже  выходит за рамки истории собственно первобытного общества. 

Воспитание  в первобытном обществе 

     На  первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс  добывания средств существования  был по-своему несложным и в  то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с  природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия [2].

     Общественные  отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

     Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные  и полноправные участники жизни  и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил  для полноценного участия в общей  жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число  возрастных групп увеличивается).

     Родившийся  человек сначала попадал в  общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении  со сверстниками и стариками, умудренными  опытом. Интересно, что латинское  слово еducarе означает буквально  «вытягивать», в более широком  переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим  корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской  письменности слова «воспитание» и  «вскармливание» — синонимы [1, 3].

     Войдя в соответствующий биологический  возраст и получив некоторый  опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую  возрастную группу. С течением времени  этот переход стал сопровождаться так  называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых  проверялась подготовка молодежи к  жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

     Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами  другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

     В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще  и биологические механизмы естественного  отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

     В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в  повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько  прямо включался в доступную  для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался  к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении  со взрослыми дети и подростки  усваивали необходимые жизненные  навыки и трудовые умения, знакомились  с обычаями, учились выполнять  обряды, сопровождавшие жизнь первобытных  людей, и все свои обязанности, полностью  подчинять себя интересам рода, требованиям  старших.

     Мальчики  участвовали вместе со взрослыми  мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки  под руководством женщин собирали и  выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду [2,6].

     На  последних этапах развития матриархата  появились первые учреждения для  жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для  мальчиков и девочек, где под  руководством старейшин рода они  готовились к жизни, труду, «посвящениям».

     На  стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием  производительных сил и расширением  трудового опыта людей усложнялось  и воспитание, которое приобрело  более многосторонний и планомерный  характер. Дети приучались к уходу  за животными, земледелию, ремеслу. Когда  возникла необходимость в более  организованном воспитании, родовая  община поручала воспитание подрастающего  поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми  умениями и навыками они знакомили  их с правилами зародившегося  религиозного культа, преданиями, обучали  письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

план.docx

— 11.50 Кб (Открыть, Скачать)

титульник.docx

— 10.89 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности воспитания в первобытную эпоху