Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 00:48, реферат
Возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
1.Введение
2.Основная часть
А) Первобытное общество.
Б) Воспитание в первобытном обществе
В) Концепции генезиса первобытного воспитания
Г) Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Д) Появление организованных форм воспитания
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Обращение к
проблеме происхождения воспитания
не только обусловлено логикой научного
знания, но и продуктивно, по крайней
мере, в двух отношениях: во-первых,
оно помогает представить себе и
понять сущность воспитания в реальности
конкретно-исторических событий; во-вторых,
осмысление этой проблемы позволяет
более широко взглянуть на ставший
столь привычным арсенал
Социальная функция воспитания заключается
в преднамеренной и целенаправленной
передаче общественно-исторического опыта
подрастающему поколению, в овладении
им практическими трудовыми умениями,
а также выработанными нравственными
нормами и опытом поведения. Без этого
последующее развитие общества невозможно.
Воспитание является, таким образом, органичной
частью общего социального развития и
неотделимо от всей истории человеческого
общества.
Представить процесс
воспитания в первобытном обществе достаточно
сложно из-за отсутствия значительных
письменных свидетельств о нем. Картину
детства человеческой цивилизации, зарождения
воспитания можно восстановить, изучая
памятники материальной и духовной культуры,
языка, фольклора.
Интересные сведения
содержатся в трудах ученых и путешественников
XIII-начала XIX в., описавших быт аборигенов
Австралии, Африки, Полинезии, Сибири,
Южной и Северной Америки, которые в те
времена находились на стадии первобытного
развития.
Реконструировать
элементы воспитания первобытной эпохи
помогают этнографические данные о жизни
немногочисленных сохранивших черты первобытности
племен - редкостных сообществ, не затронутых
современной цивилизацией. К числу свидетельств
можно отнести и находки археологов (примитивные
орудия и предметы быта, детские игрушки,
наскальные изображения и пр.), фольклор
(народные игры, обряды, развлечения), корни
которого уходят в глубь веков, а также
метафорический уровень языка (поговорки,
пословицы, эпос и пр.).
Возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.
Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа [4].
Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.
Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.
Сначала это происходило в процессе трудовой
деятельности, всей бытовой и общественной
жизни. В дальнейшем воспитание становится
особой сферой деятельности и сознания
человека [3, 6].
Первобытное общество
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология [5].
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколениею.
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Каменный век
Каменный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).
Периоды каменного века:
Палеолит Мезолит и Эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны.
Неолит. Медный век, медно-каменный век, халколит или энеолит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются [1].
Периоды бронзового века:
Железный
век — период в истории первобытного
общества, характеризующийся
Воспитание
в первобытном обществе
На
первой ступени развития первобытного
общества — в дородовом обществе
— люди присваивали готовые продукты
природы и занимались охотой. Процесс
добывания средств
Общественные
отношения в первобытном
Дородовое
общество делилось на три возрастные
группы: дети и подростки; полноценные
и полноправные участники жизни
и труда; пожилые люди и старики,
не имеющие уже физических сил
для полноценного участия в общей
жизни (на дальнейших ступенях развития
первобытнообщинного строя
Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы [1, 3].
Войдя
в соответствующий
Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.
В
дородовом обществе одной из движущих
сил развития человека остаются еще
и биологические механизмы
В
первобытном обществе ребенок воспитывался
и обучался в процессе своей жизнедеятельности,
участия в делах взрослых, в
повседневном общении с ними. Он
не столько готовился к жизни,
как это стало позже, сколько
прямо включался в доступную
для него деятельность, вместе со старшими
и под их руководством приучался
к коллективному труду и быту.
Все в этом обществе было коллективным.
Дети тоже принадлежали всему роду,
сначала материнскому, затем отцовскому.
В труде и повседневном общении
со взрослыми дети и подростки
усваивали необходимые
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду [2,6].
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
На
стадии патриархальной родовой общины
появились скотоводство, земледелие,
ремесло. В связи с развитием
производительных сил и расширением
трудового опыта людей
Информация о работе Особенности воспитания в первобытную эпоху