Особенности внутриклассной дифференизации в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 15:16, реферат

Краткое описание

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы –дифференцированное обучение.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………__
§ 1. Понятие и сущность технологии дифференцированного обучения.._
§ 2. Виды, уровни и формы дифференцированного обучения…………._
§ 3. Реализация дифференцированного обучения в начальной школе ..__
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Из чего можно сделать вывод, что дифференциация это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности. Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются.

Индивидуализация - цель, а дифференциация - средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Существуют две позиции в вопросе организации дифференцированного обучения в школе: дифференциация «внешняя» и «внутренняя».

Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

Внешняя дифференциация может осуществляться в рамках разноуровневого обучения, которое базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводится время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

Основными принципами разноуровневого обучения являются:

  1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
  2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;
  3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом  в различных образовательных областях на следующих уровнях:

  • минимальном (стандарт);
  • базовом;
  • вариативном.

Сущность подхода заключается в том, что если разделить детей по уровню их подготовки, то можно создать группу ребят, с которыми есть возможность идти быстрее по программе, изучать предмет (предметы) углубленно. С другой группой, как правило, работают в соответствии с существующей государственной программой. В зависимости от возможностей школы создаются также группы, где учатся ребята, не связывающие свою дальнейшую учебу и работу с каким-либо конкретным предметом, и поэтому они изучают данный предмет по облегченному варианту.

Комплектование классов гомогенного состава позволяет решить многие противоречия, возникающие в педагогическом процессе, связанные с неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным возможностям. Внешняя дифференциация при правильной её организации позволяет определить меру трудности для каждого учащегося в «зоне ближайшего развития», строить обучение, которое будет способствовать наиболее эффективному психическому развитию, позволит создать благоприятные условия для формирования положительной «Я» – концепции.

В этих условиях наиболее быстрыми темпами идет развитие интеллектуально способных детей, для которых создаются условия для стимулирования мотивации и направленности личности на интеллектуальный труд, а также детей, обладающих менее развитыми способностями. В условиях гомогенной дифференциации, эти дети чувствуют себя более комфортно, снижается уровень тревожности, при правильной организации обучения у детей сохраняется интерес к учебе, положительное отношение к школе и учебному труду.

Исходя из этого, выделяют три варианта внешней  дифференциации обучения в школе:

  1. Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями. 

Разноуровневое обучение, организуемое не в отдельном классе, а во всей параллели классов, порождает ряд проблем, связанных с процессуальной стороной разноуровнего обучения:

- организация учащихся (расформирование уже сложившегося коллектива, составление расписания с учетом всех новшеств);

 - отбор учащихся в группы и определение уровня (непредусмотрены критерии отбора детей в разноуровневые группы, переход из группы в группу часто проблематичен).

  1. Профильное обучение в основной школе, направленное на самоопределение школьников.
  2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, направленная на углубленное изучение отдельных предметов.

Основные проблемы:

  • отсутствие учебников, дидактических материалов приводит к тому, что вся нагрузка по составлению упражнений, домашних заданий ложится на учителя;
  • изменение тематического плана ведет к нарушению уже сложившихся связей между предметами, это требует особого внимания к реализации межпредметных связей.

Наиболее часто используемый в начальной школе вариант разноуровнего обучения – комплектование классов гомогенного состава – не исключает и внутриклассной дифференциации, которая связана с наличием широкого диапазона интересов и способностей детей внутри одного класса.

Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учащихся. Это позволяет считаться с персональным уровнем, индивидуальными интересами школьников.

Внутренняя дифференциация опирается на признание индивидуальности как данности. Основной отличительной чертой внутренней дифференциации является изучение, раскрытие индивидуальности и создание условий для её максимального развития.

Основная задача дифференцированного обучения – формирование и  проявление индивидуальности учащегося в учебном процессе, наиболее полное выявление индивидуальных способов развития возможностей ребёнка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Внутренняя дифференциация выступает как средство достижения индивидуализации.

Цель внутренней дифференциации – сначала изучить, раскрыть индивидуальность, а затем организовать учебный процесс, в рамках которого эта индивидуальность будет развиваться наиболее оптимально.

Существуют несколько подходов к организации учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей:

  1. Выделение разных уровней требований.
  2. Индивидуализация (персонализация) процесса обучения.

Таким образом,  основными составляющими «дифференциации обучения» являются:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, в том числе  в содержании, формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются (взаимосвязь психологической и педагогической диагностики);
  • принцип индивидуальности, как требование к совместной деятельности учителя и учащегося;
  • учет всех компонентов процесса обучения (в единстве целей, задач, содержания методов, форм и результата);
  • обеспечение реальных возможностей реализации индивидуально-ориентированного обучения.

 

§ 2. Виды, уровни и формы дифференцированного обучения

 

Дифференциация одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта ученика, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Конкретные проявления дифференциации называют формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды  и реализоваться на различных уровнях.

За основу выделения видов дифференцированного обучения берется признак, который является основным в данной форме дифференцированного обучения. По своему характеру основания дифференциации можно подразделить на личностные и социальные.

За основу классификации форм  индивидуализации и внутриклассной дифференциации берутся два критерия:

1. Характер дифференциации (личностный, личностно-социальный, социальный). Характер дифференциации определяет виды дифференцированного обучения: по общим способностям; по интересам; по индивидуально-психофизиологическим особенностям.

  1. Способы организации учебного процесса на основе индивидуальных особенностей (его формы): индивидуализация (персонализация) процесса обучения; выделение разных уровней требований.

Внутренняя дифференциация обеспечивает учет личностных факторов. Она способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности и предполагает их учет в учебном процессе. При внутренней дифференциации в начальной школе можно учесть следующие социальные факторы: национальную, религиозную принадлежность, специальные способности детей.

В начальной школе внутренняя дифференциация имеет свои особенности:

  1. Интересы целесообразно учитывать в рамках индивидуального подхода к учащимся, дополняемого занятиями в кружках и другими видами внеклассной работы.
  2. Определенного уровня развития склонностей и задатков ученики достигают только в старших классах, когда они начинают выстраивать жизненные планы, поэтому внутренняя дифференциация по проектируемой профессии в начальных классах нетипична.
  3. В начальной школе обучение строится на основе учета общих способностей и индивидуально-психофизиологических особенностей, поэтому основными формами учета личностных особенностей детей младшего школьного возраста могут быть следующие:

- индивидуальный подход, при котором  учитываются общие способности и психофизиологические особенности, а также процессуальные особенности деятельности через выполнение заданий различного уровня сложности,  индивидуализированную самостоятельную работу разного объема, имеющих разную форму подачи информации;

- уровневая дифференциация, при  которой учитываются не только общие способности, но и интересы учащихся.

Рассмотрим  специфику выделенных форм внутриклассной индивидуализации обучения в начальной школе.

I Индивидуализация по психофизиологическим особенностям часто используется учителями начальных классов. Так как уровень знаний и интересы начинают складываться только к 3 – 4 году обучения, поэтому особое значение приобретают при построении учебного процесса врожденные индивидуально-типологические особенности.

За основу данного вида дифференциации берутся черты, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, основных свойств нервной системы (индивидуально-типологические свойства).

При этом немалое значение приобретают особенности организации работы на уроке, зависящие от педагога. Обучение строится на основе психологических особенностей учеников.

С этой точки зрения индивидуализация обучения осуществляется в форме индивидуального подхода, где он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих их индивидуальным особенностям.

Он проявляется в выборе и применении методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных работ (по степени их трудности и объему).

Основными критериями данного вида дифференцированного обучения является ориентация на процессуальные особенности деятельности школьника и на индивидуально-типологические особенности школьников.

Одним из способов осуществления такого вида дифференциации является помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Цель данного вида дифференциации – помочь найти ребёнку свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям.

Наряду с индивидуальным стилем учебной деятельности, данная форма дифференциации предполагает обучение детей оптимальным способам учебной работы. Это позволяет обучить детей логике усвоения и произвольному осознанному выполнению учебных действий. Такое обучение способствует возникновению внешних приспособительных действий.

Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности основано на внутренних (интериоризованных) действиях, относящимся к «внутреннему» поведению, например, к деятельности восприятия и памяти, распределению внимания. Это вызывает необходимость индивидуального подхода к детям через учет названных особенностей ребенка.

В практике описываются различные способы осуществления такого обучения. Например, В.Ф. Шаталов обучает своих учеников приёмам осмысленного логического усвоения предметов, С.Н. Лысенкова за основу своего метода обучения берет различия в скорости усвоения нового материала.

Информация о работе Особенности внутриклассной дифференизации в начальной школе