Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 15:16, реферат
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы –дифференцированное обучение.
Введение ……………………………………………………………………__
§ 1. Понятие и сущность технологии дифференцированного обучения.._
§ 2. Виды, уровни и формы дифференцированного обучения…………._
§ 3. Реализация дифференцированного обучения в начальной школе ..__
Список использованных источников…………………
Федеральное агентство по образованию ФГ ГОУВПО
Педагогический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ______________________________
Тема: «Реализация технологии дифференцированного обучения в начальной школе»
Выполнил: Студент 2 курса Заочного отделения Миронова Юлия Алексеевна Подпись_________________ | |
Проверил: Разливенских И.Н.
|
Шадринск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………__
§ 1. Понятие и сущность технологии дифференцированного обучения.._
§ 2. Виды, уровни и формы дифференцированного обучения…………._
§ 3. Реализация дифференцированного обучения в начальной школе ..__
Список использованных источников………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы –дифференцированное обучение.
Объектом исследования дифференцированного обучения является процесс обучения в начальной школе, целью – создать условия для организации дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.
Задачами дифференцированного обучения является: определить индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие; создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Важнейшая задача школы – научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа.
Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Дифференцированное обучение предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
Актуальность проблемы дифференцированного обучения в начальной школе очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития индивидуальных способностей каждого ребенка в условиях обучения по одной программе.
Дифференцированный процесс обучения – это использование различных форм, методов обучения и организация учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учителя-логопеда и психолога школы.
Именно эта совместная деятельность учителя-логопеда, психолога и классного руководителя является основой для осуществления дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
При дифференцированном подходе необходимо:
- создание для ученика «ситуации успеха» и уверенности;
- сотрудничество учителя и ученика;
- создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности задания.
В начальной школе используются технологии, реализующие осуществление дифференцированного подхода в обучении, такие как работа в группах и разноуровневые задания.
Осуществлять дифференцированное обучение необходимо на разных этапах урока. При проверке домашнего задания можно использовать разноуровневые задания, при объяснении нового материала использовать дополнительную литературу, на этапе закрепления творческие задания.
Дифференцированное обучение помогает обучащимся научиться познавать, жить в обществе, работать, быть в гармонии с собой.
§ 1. Понятие и сущность технологии
дифференцированного обучения
Современные
концепции начального образования исходят
из приоритета цели воспитания и развития
личности младшего школьника на основе
формирования учебной деятельности. Необходимо
создать такие условия, чтобы каждый ученик
мог полностью реализовать себя, свои
индивидуальные особенности, стал подлинным
субъектом учения, желающим и умеющим
учиться. Любой класс состоит из учеников
с неодинаковым развитием и степенью подготовленности,
разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден
вести обучение применительно к среднему
уровню развития и обученности детей.
Это неизбежно приводит к тому, что «сильные»
ученики искусственно сдерживаются в
своем развитии, теряют интерес к учению,
а «слабые» обречены на хроническое отставание.
Те, кто относится к «средним», тоже очень
разные, с разными интересами и склонностями,
с разными особенностями восприятия, мышления,
памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик
работал в полную меру своих сил, чувствовал
уверенность в себе, ощущал радость учебного
труда, сознательно и прочно усваивал
программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо
строить на основе принципа индивидуального
подхода.
Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение». С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному. В действительности, понятие дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным особенностям учеников. Индивидуальные особенности могут учитываться для того, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика.
Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий: в общих интеллектуальных способностях, уровне обучаемости, работоспособности, типе нервной системы, мышления, восприятия и т.д.
Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику.
Дифференциация не направлена на деление детей по способностям или другим признакам. Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности.
Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
Наибольшее затруднение при определении понятия дифференциации вызывает то обстоятельство, что смешивают два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация».
Индивидуализация обучения предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения основного и варьируемого содержания учебного материала для работы с различными группами и отдельными учениками.
Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных особенностей, присущих группе учеников и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
Организация групп рассчитана на учет определенных групповых различий, которые еще не есть проявление индивидуальных различий. Организация учащихся по группам, однородным с точки зрения предметного содержания, которым они овладевают, не исключают наличия индивидуальных (внутригрупповых) различий по структуре их интеллекта.
Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями.
Дифференциацию и индивидуализацию необходимо отличать от дифференцированного подхода в обучении.
Под «дифференцированным подходом» к учащимся в учебном процессе понимается особый подход учителя к различным группам учеников или к определенным ученикам, который заключается в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам.
Более точное содержание понятия «дифференциация» в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят о дифференциации. При использовании этого понятия встречаются различия у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.
Так, например, Рабунский Е.С. считает дифференциацию синонимом понятия «индивидуализация». Вместе с тем «дифференциация» им рассматривается в более узком смысле, а именно, как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Относительно понятия «индивидуализация» дифференциация, по мнению Рабунского Е.С., является необходимым условием успешной реализации индивидуального подхода, т.к. она нацелена на борьбу против ориентации исключительно на класс.
Бутузов И.Д. же рассматривает дифференциацию как форму организации обучения, обеспечивающую качество знаний учащихся. Её использование позволяет решить проблему второгодничества. В понимании Бутузова И.Д. дифференцированное обучение представляет собой учет индивидуальных различий в обучаемости школьников и внутриклассное разделение учащихся на одинаковые по уровню обучаемости группы для осуществления учебной работы с этими группами на разном уровне.
А.А.Кирсанов не ограничивается в исследовании учетом только групп учащихся по определенному признаку, но и говорит о возможности учета особенностей отдельного ученика. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения». Цель индивидуализации А.А.Кирсанов видит в устранении у учеников пробелов в знаниях, формировании необходимых приемов умственной деятельности, таким образом, о развитии индивидуальности ученика, его склонностей и способностей речи не идет. Как средство индивидуализации автор рассматривает варьирование степени и объема помощи учителя ученикам.
И.Унт понимает дифференциацию как учет индивидуальных особенностей учеников в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. По её мнению, необходим в обучении учет индивидуальных особенностей детей и по возможности индивидуализация должна охватывать все формы и методы учета этих особенностей. При этом «индивидуализацию» в узком смысле, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий она считает нецелесообразной, т.к. она не способна охватить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме. При определении дифференциации И. Унт исходит из особенностей индивида, его личностных качеств.
И.М. Осмоловская под дифференциацией понимает «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности».
Осмоловская различает понятие «индивидуализация» и «дифференциация», в её понимании дифференциация шире и включает в себя индивидуализацию. Цель дифференциации – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к определению дифференциации. Это позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Особенности внутриклассной дифференизации в начальной школе