Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:08, дипломная работа
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Сущность понятия «детское творчество»
Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста
Роль социокультурной сферы на развитие творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Таким образом, максимальный уровень развития воображения, как способности создавать целостный персептивный образ на основе объединения разрозненного сенсорного материала наблюдается у 4 человек из обследуемой группы.
Средний (2 уровень) - 10 человек из группы.
Неразвитость данной составляющей общего воображения наблюдается у 1 человека.
Необходимо
отметить, что дети с максимальным
уровнем развития воображения (как
способности создавать
Таким образом, проанализировав результаты проведенных тестов, при помощи которых мы исследовала реальную картину развития воображения детей 5 - 6 лет, можно сказать, что:
Таблица 5.
Три уровня творческого
воображения старших
на основании (по результатам) трех тестов
Уровень |
Тест «Составление изображений.» |
Тест «Дорисовывание фигур» |
Методика «Незаконченные рисунки» |
1 уровень |
4 человека |
10 человек |
4 человека |
2 уровень |
10 человек |
4 человека |
10 человек |
3 уровень |
1 человек |
1 человек |
1 человек |
Представим диаграмму, на которой показано процентное соотношение уровней творческого воображения детей:
Рис.4
Процентное
соотношение уровней
на основании (по результатам) трех тестов
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Подобные тестовым задания, проведенные с исследуемой группой, были проведены с группой детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования на базе школы развития. Приведем полученные данные отраженные в таблицах 6,7, представленных ниже.
Таблица результатов 6
Субтеста «Составление
изображений» детей углубленно занимающихся
нетрадиционными техниками рисо
Ф.И.О. показатель Т |
Беглость |
Оригинальность | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Олег Б 17,6 |
3,6 |
2,1 |
5,2 |
3,7 14,6 |
1 |
1 |
1 3 | |
Игорь С. 17,1 |
5,6 |
1,5 |
2,8 |
4,2 14,1 |
1 |
1 |
1 3 | |
Николай С. 19,1 |
4 |
3 |
5,1 |
12,1 |
1 |
1 |
5 7 | |
Марина Б. 15,7 |
3,5 |
3,3 |
3,9 |
3 13,7 |
1 |
1 2 | ||
Юра Р. 14,1 |
3 |
3 |
3 |
3,1 12,1 |
1 |
1 |
2 | |
Андрей К 16,4 |
3,7 |
3,4 |
5,1 |
1,2 13,4 |
1 |
1 |
1 3 | |
Яна Ш. 19,4 |
3,5 |
3,3 |
2,8 |
3,8 13,4 |
5 |
1 6 | ||
Родион Ш. 17,4 |
3,5 |
1,4 |
3,8 |
2,7 11,4 |
1 |
5 6 | ||
Павел Б. 22 |
3,5 |
3,5 |
5,3 |
3,3 15 |
1 |
1 |
5 7 | |
Александра С 13,4 |
1,5 |
3,5 |
3,6 |
3,6 12,4 |
1 1 | |||
Антонина Л. 22,3 |
4,5 |
3,2 |
4,6 |
4 16,3 |
5 |
1 6 | ||
Наталья П. 17,3 |
4,5 |
2,2 |
4,6 |
4 15,3 |
1 |
1 2 | ||
Светлана Х. 19,3 |
3,8 |
2,1 |
5,7 |
5,3 16,3 |
1 |
1 |
1 3 | |
Анастасия З. 17,7 |
4,9 |
2,2 |
5,5 |
5,3 15,7 |
1 |
1 2 | ||
Любовь К. 22,3 |
4,5 |
2,2 |
4,6 |
4 15,3 |
5 |
1 |
1 7 |
Таблица 7
Уровни суммарного показателя Т Субтеста «Составление изображений»
для группы детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования.
«Т – суммарного показателя субтеста» |
«Беглость»: |
«Оригинальности». | |
1 уровень (6 человека) |
от 19 до 23 баллов |
от 15 до 17 баллов |
от 5 до 7 баллов |
2 уровень ( 6 человек ) |
от 16 до 19 баллов |
от13 до 15 баллов |
от 3 до 5 баллов |
3 уровень ( 3человека ) |
от 13 до 16 баллов |
от 11 до 13 баллов |
от 1 до 3 баллов |
Тест дорисовывание фигур
В данном тестовом задании КО группы выше, чем в группе не владеющей методиками нетрадиционных изобразительных техник. Если в первом случае КО = от 4 до 7, то в данной группе КО = 6
Низкого и среднего уровня нет все дети выполнили задания на высоком уровне.
Методика «Незаконченные рисунки»
Все дети угадывали
изображение с 1 – 2 рисунка, что говорит
о высоком уровне сформированности
способности создавать
Таблица 8.
Три уровня творческого
воображения старших
Уровень |
Тест «Составление изображений.» |
Тест «Дорисовывание фигур» |
Методика «Незаконченные рисунки» |
1 уровень |
6 человек |
15 человек |
15 человек |
2 уровень |
6 человек |
||
3 уровень |
Из предложенной таблицы видно, что уровни выполнения некоторых тестовых заданий у детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования выше.
Таблица 9.
Сравнительная
таблица уровней творческого
воображения старших
Уровень |
Тест «Составление изображений» |
Тест «Дорисовывание фигур» |
Методика «Незаконченные рисунки» | |||
группа 1 |
группа 2 |
группа 1 |
группа 2 |
группа 1 |
группа 2 | |
1 уровень |
4 |
6 |
10 |
15 |
4 |
15 |
19 -24 балла |
19 -23 балла |
|||||
2 уровень |
11 |
6 |
3 |
10 |
||
11- 19 баллов |
16 – 19 баллов |
|||||
3 уровень |
1 |
3 |
1 |
1 |
||
9 – 11 баллов |
13 – 16 баллов |
По итогам обследования,
состоящего из трех методик делаем
вывод о том, что у детей
углубленно занимающихся нетрадиционными
техниками рисования более
Отставание детей из группы детского сада по итогам проведения трех тестов отчетливо свидетельствует о значимости опыта занятий нетрадиционными техниками рисования для развития творческого воображения дошкольников. Использование нетрадиционных методик изобразительной деятельности приводит к обогащению сенсорного опыта, что положительно сказывается на развитии творческого воображения.
Необходимо так же отметить, что определенным образом организованная среда для творческой деятельности так же необходима для развития креативности детей старшего дошкольного возраста. Новизна обстановки, необычное начало работы на занятиях, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот, что обеспечивает развитие творческого воображения. Однако ввести разнообразие во все моменты работы и в свободную деятельность воспитателям зачастую трудно.
Что бы помочь воспитателям
в поисках разнообразных
Особо необходимо отметить, что для стимулирования детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними (уголок для ИЗО деятельности), где в свободном доступе детям будут предоставлены карандаши, бумага, краски, фломастеры, мелки и предметы для техник (штампы, трафареты, трубочки, тампоны, валики), а так же поощрять творческие интересы ребенка.
Таким образом, мы предполагаем, что предложенные нами в данных методических рекомендациях формы работ, методы, приемы и средства позволят активизировать творческое воображение старших дошкольников.
Литература