Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:08, дипломная работа
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Сущность понятия «детское творчество»
Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста
Роль социокультурной сферы на развитие творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Методика «Незаконченные рисунки».
Этот тест использовался для диагностики целостности восприятия и уровня развития воссоздающего воображения.
Детям предлагают угадать предмет по нескольким характерным элементам его незавершенного изображения, но это реалистичное изображение а не художественный образ. Задание строится таким образом, что незавершенность изображения предмета постепенно снижается от первого рисунка, где она максимальна, к четвертому, где предмет изображен полностью (в нашем эксперименте это было графическое изображение собаки: на первом рисунке только ноги, потом — ноги и хвост и т. д.).
Ребенку предъявляется первый рисунок с такой инструкцией: «Видишь, здесь что-то начали рисовать но так и не закончили Как ты думаешь, что здесь будет нарисовано? » Если ребенок не высказывает никаких предположений относительно изображаемого предмета, то ему предлагается второй рисунок с такой инструкцией: «Вот, видишь, здесь еще немного добавили к рисунку. Может быть, теперь тебе легче догадаться, что здесь начали рисовать?» Так же предъявлялся и третий рисунок, если изображение все еще не опознано.
О максимальном уровне развития воображения как способности создавать целостный персептивный образ на основе объединения разрозненного сенсорного материала можно говорить в том случае, если ребенок уже при предъявлении первого рисунка угадывает предмет. Свидетельством неразвитости данной составляющей общего воображения является неспособность ребенка угадать предмет даже при рассматривании третьего рисунка на котором предмет почти завершен.
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Итак, на данном этапе исследования мы продиагностировали детей по трем методикам, которые были описаны нами выше.
Представим результаты проведения субтеста «Составление изображений» представлены в таблице 1 (см. Таблица1).
Таблица 1.
Уровни суммарного показателя Субтеста «Составление изображений».
«Т – суммарного показателя субтеста» |
«Беглость»: |
«Оригинальности». | |
1 уровень (4 человека) |
от 19 до 24 баллов |
от 14 до 18 баллов |
от 4 до 7 баллов |
2 уровень ( 10 человек) |
от 11 до 19 баллов |
от12 до 14 баллов |
от 2 до 4 баллов |
3 уровень ( 1 человек) |
от 9 до 11 баллов |
от 10 до 12 баллов |
от 1 до 2 баллов |
Из таблицы видно, что всю совокупность детских рисунков можно распределить по 3 качественным уровням.
1 уровень (высокий уровень) – 4 человека. Эти дети превратили тест – фигуру в какой либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
2 уровень (средний уровень) – 10 человек. Их рисунки характеризуются схематичностью изображения, большим числом деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест – фигуры в качестве какой – либо крупной детали целостного изображения (например, круг – уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо от машины; квадрат – не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов машины и т.д. Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
3 уровень (низкий уровень) – 1 человек. Данной работе свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. Задание выполняется не в полном объеме. Так на представленном примере отсутствует рисунок под номером 4, испытуемый отказался его рисовать.
Далее, в таблице 2 «Таблица результатов субтеста «Составления изображений» показатели беглости, оригинальности и суммарный показатель субтеста (для каждого ребенка) выделен в правом нижнем углу.
Таблица 2
Результаты субтеста «Составление изображений».
Ф.И.О. показатель Т |
Беглость |
Оригинальность | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1.Оля Т. 14,74 |
3,7 |
2,3 |
5,14 |
3,6 14,74 |
||||
2.Ира И. 22,54 |
5,6 |
2 |
3,8 |
4,12 15,52 |
6 |
1 7 | ||
3.Костя У. 9,1 |
4,6 |
3,4 |
5,1 |
8,1 |
1 |
1 | ||
4.Маша Б. 12,7 |
3,5 |
2,3 |
2,9 |
3 11,7 |
1 1 | |||
5.Юля Б. 13,1 |
3 |
3 |
3 |
3,1 12,1 |
1 |
1 | ||
6.Андрей К 12,4. |
2,7 |
2,4 |
5,1 |
1,2 11,4 |
1 1 | |||
7.Федя Т 11,4 |
1,5 |
2,3 |
2,8 |
3,8 10,4 |
1 1 | |||
8.Оксана Т 14,4. |
3,5 |
3,4 |
3,8 |
2,7 13,4 |
1 |
1 | ||
9.Женя Е. 21,6 |
3,5 |
3,5 |
5,3 |
3,3 15,6 |
1 |
5 6 | ||
10.Иван Б, 13,1 |
1,5 |
3,5 |
3,6 |
3,6 12,2 |
1 1 | |||
11.Люда К. 16,3 |
4,5 |
2,2 |
4,6 |
4 15,3 |
1 1 | |||
12.Света Л. 13,6 |
4,7 |
1,5 |
2,9 |
2,5 11,6 |
1 |
1 2 | ||
13.Ира Т 18,2. |
3,8 |
2,1 |
5,7 |
5,3 16,9 |
1 |
1 2 | ||
14.Оля Ш. 19,9 |
4,9 |
2,2 |
5,5 |
5,3 17,9 |
1 |
1 2 | ||
15.Таня Н 17,3. |
4 |
3,3 |
4,4 |
3,6 15,3 |
1 |
1 2 |
Таким образом, анализируя работы можно выявить соотношение беглость – оригинальность. Как правило, рисунки с высоким показателем беглости имеют и высокие показатели оригинальности. Развитое воображение создает рисунок изобилующий многочисленными деталями, повторение которых у других детей маловероятно.
Нами была проведена математическая обработка субтеста «Составление изображений». Напомним, что оценивание производиться по двум показателям.
1) Беглость – гибкость:
n 1 – число изображаемых элементов (деталей). 1 деталь - 0,1 балла;
n 2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных), 1 класс фигур - 1 балл, n 2 изменяется от 0 до 4;
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла).
Б(беглость) = n 1 + n 2 + n 3
Затем баллы Б (беглость) суммируются но четырем рисункам.
2) Оригинальность. k 1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов относительно друг друга. За каждый оригинальный элемент присваивается 1 балл. k 2 — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет - 5 баллов.
Ор = 5 k + 3 k n,
Т = Б + Ор,
где Б — беглость Ор - оригинальность, Т - суммарный показатель субтеста
1.Оля Т. Б1 = 7*0,1 + 3 + 0 = 3,7 Б2 = 3* 0,1 + 2 + 0 = 2,3 Ор 2 = 0; Б3 = 14 * 0,1 + 5 + 0 = 5,14 Ор 3 = 0; Б4 = 6*0,1
+ 3 + 0 = 3,6
Б = 14,74
|
2.Ира И.
Б1 = 7*0,1 + 5 – 0,1 = 5,6 Б2 = 10 * 0,1 + 1 + 0 = 2 Ор 2 = 6;
Б3 = 8 * 0,1 + 3 + 0 = 3,8
Б4 = 16 *0,1 + 4 + 0 = 4,12 Б = 15,52
|
3.Костя У. Б1 = 6*0,1 + 4 + 0 =
4,6
Б2 = 4* 0,1 + 3 + 0 = 3,4 Б3 = 14 * 0,1 + 5 + 0 = 5,14 Ор 3 = 1;
Б4 = 0
Б = 8,1
|
4.Маша Б. . Б1 = 5*0,1 + 3
+ 0 = 3,5
Б2 = 3* 0,1 + 2 + 0 = 2,3 Б3 = 19 * 0,1 + 2 + 0 = 2,9 Ор 3 = 0;
Б4 = 10 *0,1 + 2 + 0 = 3
Б = 11,7
|
5.Юля Б. . Б1 = 10*0,1 +
2 + 0 = 3 Б2 = 12* 0,1 + 3 + 0 = 3,12 Ор 2 = 1;
Б3 = 10 * 0,1 + 2 + 0 = 3
Б4 = 11*0,1 + 2 + 0 = 3,1
Б = 12,1
|
6.Андрей К . Б1 = 7*0,1 + 2 + 0 = 2,7 Ор 1= 0; Б2 = 4* 0,1 + 2 + 0 = 2,4 Ор 2 = 0; Б3 = 11 * 0,1 + 4 + 0 = 5,1 Ор 3 = 0; Б4 = 2 *0,1 + 1 + 0 = 1,2 Ор 4 = 1. Б = 11,4
|
7.Федя Т . Б1 = 5*0,1 + 31+
0 =1,5 Б2 = 3* 0,1 + 2 + 0 = 2,3
Б3 = 8 * 0,1 + 2 + 0 = 2,8
Б4 = 8*0,1 + 3 + 0 = 3,8
Б = 10,4
|
8.Оксана Т Б1 = 5 *0,1 + 3 + 0 = 3,5 Ор 1= 0; Б2 = 4* 0,1 + 3+ 0 = 3,4 Ор 2 = 0; Б3 = 8 * 0,1 + 3 + 0 = 3,8 Ор 3 = 1; Б4 = 7*0,1 + 2 + 0 = 2,7 Ор 4 = 0.
Б = 13,4
|
9.Женя Е. . Б1 = 5 *0,1 + 3 + 0 = 3,5 Ор 1= 0; Б2 = 5 * 0,1 + 3 + 0 = 3,5 Ор 2 = 1; Б3 = 13 * 0,1 + 4 + 0 = 5,3 Ор 3 = 0; Б4 = 3 *0,1 + 3 + 0 = 3,3 Ор 4 = 5.
Б = 15,6
Т = 15,6 + 6 = 21,6
|
10.Иван Б, . Б1 = 5 *0,1 + 31+ 0 = 1,5 Ор 1= 0; Б2 = 5 * 0,1 + 3 + 0 = 3 ,5 Ор 2 = 0; Б3 = 6 * 0,1 + 3 + 0 = 3,6 Ор 3 = 0; Б4 = 6 *0,1 + 3 + 0 = 3,6 Ор 4 = 1.
Б = 12,2
|
11.Люда К. . Б1 = 5*0,1 +
4 + 0 = 4,5 Б2 = 2 * 0,1 + 2 + 0 = 2,2 Ор 2 = 0; Б3 = 6* 0,1 + 4 + 0 = 4,6 Ор 3 = 0; Б4 = 10*0,1 + 3 + 0 = 4 Ор 4 = 1. Б = 15,3
|
12.Света Л. . Б1 = 7*0,1 + 4 + 0 = 4,7 Ор 1= 1; Б2 = 5* 0,1 + 1 + 0 = 1,5 Ор 2 = 0; Б3 = 9* 0,1 + 2 + 0 = 2,9 Ор 3 = 0; Б4 = 15*0,1 + 1 + 0 = 11,6 Ор 4 = 1. Б = 11,6
|
13.Ира Т.
Б1 = 8*0,1 + 3+ 0 = 3,8 Б2 = 3* 0,1 + 2 – 0,2 = 2,1 Ор 2 = 0; Б3 = 7 * 0,1 + 5 + 0 = 5 ,7 Ор 3 = 0;
Б4 = 13*0,1 + 4 + 0 = 4
Б = 16,9
|
14.Оля Ш. . Б1 = 10*0,1 + 4 – 0,1 = 4,9 Ор 1= 1; Б2 = 4 * 0,1 + 2 - 0,2= 2,2 Ор 2 = 0; Б3 = 15 * 0,1 + 4 + 0 = 5,5 Ор 3 = 0;
Б4 = 13*0,1 + 4 + 0 = 5,3 Б = 17,9
|
15.Таня Н. Б1 = 10*0,1 +
3+ 0 = 4 Б2 = 5 * 0,1 + 3 - 0,2 = 3,3 Ор 2 = 0; Б3 = 7* 0,1 + 4 + 0 = 4,4
Б4 = 6*0,1 + 3 + 0 = 3,6 Б = 15,3
Т = 15, 3 + 2 = 17,3
|
Таким образом, результат субтеста «Составление изображений» свидетельствует о том, что испытуемые имеют различный уровень беглости и оригинальности, а соответственно суммарного показателя Т.
Далее, был проведен тест «Дорисовывание фигур».
Ниже в таблице 3 приведен протокол обработки полученных результатов.
По
горизонтали расположены
Средний уровень — КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
Таблица 3
Результаты тест «Дорисовывание фигур»
Ф.И.О. |
КО |
Фигуры для дорисовывания | |||||||||
1.Оля Т. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
2 |
Дом |
Дом |
Шляпа |
Дерево |
Кошка |
Девочка |
Матрос в лодке |
Глаза кота |
Стул |
Валенок | |
2.Ира И. |
6 |
Дом |
Девочка |
Корабль |
Дерево |
Снеговик |
Морда собаки |
Матрос |
Верблюд |
Червяк |
Ст.резинка |
3.Костя У. |
7 |
Очки на лице |
Ваза |
Коляска |
Дерево |
Морда кошки |
Цветок |
Капит.Шер |
Заяц |
Валенок |
Рука |
4.Маша Б. |
6 |
Шляпа |
Гусь |
Шляпа |
Флажок |
Девочка |
Милиционер |
Горы и солнце |
Кран |
Труба от пылесоса | |
5. Юля Б. |
6 |
Многоэтажна |
Компас |
Корабль |
Рогатка |
Птичка |
Девочка |
Матрос |
Трубы с водой |
Кошка |
Валенок |
6.Андрей К |
6 |
Дом |
Ель |
Корабль |
Травка |
Козлик |
Девочка |
Пушка |
Жук |
Человек танцует | |
7.Федя Т |
7 |
Трактор |
Морковь |
Человек в лодке |
Палка |
Птичка |
Девочка |
Цветок |
Пальмы |
Стул |
Крокодил |
8.Оксана Т |
6 |
Дом |
Катание с горки |
Корабль |
Дерево |
Птичка |
Солнышко |
Человечек |
Забор |
Лягушка |
Нитка от шарика |
9.Женя Е. |
6 |
Коробка |
Куст |
Горшок с растением |
Дерево |
Петух |
Цветок |
Бабочка |
Мост |
Валенок |
|
10.Иван Б, |
6 |
Квадратное солнце |
Пирамидка |
Корабль |
Цветок |
Возд. Шар |
Девочка |
Девочка |
Лягушка |
Сапог |
Динозавр |
Продолжение таблицы 3 Результаты тест «Дорисовывание фигур» | |||||||||||
11.Люда К. |
4 |
Кубик |
Дом |
Корабль |
Жучек |
Птичка |
Девочка |
Матрос |
Остров |
Собака |
Валенок |
12.Света Л. |
5 |
Книга |
Колпак |
Корабль |
Дерево |
Кошка |
Девочка |
Фонарь |
Морда кота |
Олень |
Валенок |
13.Ира Т |
Дом |
Дом |
Корабль |
Дерево |
Девочка |
Матрос |
Глаза |
Стул |
Валенок | ||
14.Оля Ш. |
2 |
Дом |
Треугольник |
Корабль |
Дерево |
Собачка |
Девочка |
Матрос |
Глаза |
Стул |
Валенок |
15.Таня Н |
1 |
Дом |
Косынка |
Корабль |
Дерево |
Птичка |
Девочка |
Матрос |
Глаза |
Стул |
Валенок |
Высокий уровень — КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов была проведена качественная характеристика уровней выполнения задания.
Последняя методика, которую мы провели - «Незаконченные рисунки».
Из сводной таблицы 4 угадывания изображений с различной степенью завершенности рисунка по исследуемой группе можно сказать, что мы наблюдаем три уровня способности построения целостного образа в условиях деятельности общего, а не эстетического воображения.1 уровень – Угадывание по 1 - 2 рисунку; 2 уровень – Относиться большинство детей, угадывают изображение по 3 рисунку;3 уровень – угадывание по 4 рисунку. Ребенок выполнивший задание, таким образом, не справился с поставленной задачей.
Таблица 4
Методика «Незаконченные рисунки»
Ф.И.О. |
№ рисунка | ||||
1 - 2 |
3 |
4 | |||
Оля Т. |
+ |
||||
Ира И. |
+ |
+ |
|||
Костя У. |
+ |
+ | |||
Маша Б. |
+ |
||||
Юля Б. |
+ |
||||
Андрей К |
+ |
||||
Федя Т |
+ |
||||
Оксана Т |
+ |
||||
Женя Е. |
+ |
+ |
|||
Иван Б. |
+ |
||||
Люда К. |
+ |
||||
Света Л. |
+ |
||||
Ира Т |
+ |
+ |
|||
Оля Ш. |
+ |
+ |
|||
Таня Н |
+ |