Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Оглавление

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Сущность понятия «детское творчество»
Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста
Роль социокультурной сферы на развитие творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Дипл.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

Следующая техника  - «Знакомая форма – новый образ» может использоваться с детьми от пяти лет. Средствами  выразительности являются изменчивость знакомой формы.                                                                        Ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит простым карандашом. При рисовании используют следующие материалы: бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки» купольная одежда), карандаши. Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки. С помощью этой техники развивается чувство композиции, ритма, аккуратность, воображение.

Кляксография  обычная. Занятия можно проводить с детьми от пяти лет. Средством выразительности является пятно. Материалами для изображения -  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Изображение получают следующим образом:  ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Так же, как и в предыдущей технике, использование «Кляксографии с трубочкой» рекомендуется с пяти лет. Пятно является средством выразительности. Применяются материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для налитков). Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Данная техника развивает художественное восприятие образа, развитие фантазии.

Разновидностью  кляксографии является «Кляксография  с ниточкой», которую так же рекомендуется  использовать с детьми от  пяти лет. Нитку опускают  в краску, отжимает  ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляй один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Полученное пятно является средством выразительности.

Техника, в которой средством  выразительности является фактура  и цвет можно назвать технику  «Отпечатки листьев». Листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти это все материалы, которые требуются для данной техники.

Способ  получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Можно отпечаток листа использовать для изображения различных предметов, зверей, птиц. Данная техника развивает фантазию, эстетическое отношение к природе, чувство композиции, колорита.

Следующая техника  Может быть использована как самостоятельная, так и в составе с другими техниками. «Рисование солью». В данной технике используется бумага для акварели. Если посыпать акварельный рисунок солью, она пропитывается краской и при высыхании создает эффект зернистости. Рисовать надо очень быстро, так как соль нужно сыпать на влажную краску. Дать рисунку хорошо просохнуть, стряхнуть лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести или оставить на рисунке. У ребенка развивается умение комбинировать различные техники, художественное восприятие образа, развитие фантазии.

Для рисования  по сырому, являющегося следующей  нетрадиционной техникой используется бумага для акварели. Но прежде чем приступать к рисунку, отработать технику на плохой бумажке. Вначале набрать на палитру акварель трех разных цветов. Губкой или большой чистой кистью смочить водой лист бумаги. Короткими, легкими мазками нанести краску на мокрую бумагу, краска растекается. Смочить водой еще один лист бумаги и попробовать работать с двумя цветами. Пусть второй цвет затекает на первый. Затем с тремя, пусть они растекаются и перемешиваются между собой. Другой вариант: рисунок наносится густой краской на бумагу, затем надо подождать, когда высохнет, опустить на две секунды в тарелку. Рисунок получается расплывчатым. Сначала попробовать различные оттенки синего, чтобы получились разные виды неба. Смочить бумагу губкой или кистью. Выполнить отмывку синей краской. Тряпочкой промокнуть краску в разных местах - получатся пушистые облачка. Хмурое небо можно изобразить следующим образом: отмывка двумя оттенками синего.

Дождевые тучи - промокнуть краску, снизу каждой тучи провести темную полоску. Закат - выполнить отмывку желтым и оранжевым. Когда бумага просохнет     - нарисовать деревья.

Ночное небо - выполнить отмывку фиолетовой краской, потом промокнуть ее, где нужно, тряпкой и кистью, понадобятся кобальт синий, жженая умбра и желтая охра; толстой кистью или чистой губкой смочить водой лист бумаги, смешать кобальт синий с жженой умброй, чтобы получился темно-серый цвет; пятнами наложить краску по верхней половине рисунка; кончиком кисти добавить несколько пятен желтой охры; смешать несколько оттенков зеленого; наложить их в нижней части рисунка; прибавить еще зеленых пятен, пусть они затекают на серое небо; дать небу немного подсохнуть и нарисовать замок серой краской.

Интересным приемом изображения  является «Рисование с мылом». При данном виде изображения предмета на лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой, например, мыла или др. Сверху наносится краска, рисунок получается пушистым. Самой многоплановой, в развитии воображения, комбинирования различных техники, художественного восприятия создаваемых образов, развития фантазии является «Смешанная техника», предполагающая использование в работе различных видов материалов, например, акварели и аппликации из цветной бумаги или природного материала в сочетании с пластилином. Возможны и другие варианты.

   Одной из ярких, зрелищных,  нетрадиционных техник можно  назвать «Флористику (фитодизайн)».  В качестве материалов используются  высушенные цветы, лепестки, листья, веточки и травинки для создания декоративной композиции. Это может быть и полянка, и букет маме, и автопортрет. Так можно оформить поздравительную открытку или грамоту для награждения героев.

Таким образом, при выполнении заданий с применением нетрадиционных техник рисования обеспечивается большая свобода для деятельности воображения, поскольку создавая образы дети могут использовать не только традиционные техники, но и дополнить их. Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. По мнению Т.С. Комаровой создание изображения с помощью нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью, и имеет положительные черты «в манипулировании материалами»: богатство технических приемов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша и др., разнообразие сочетания этих материалов [25].Таким образом, нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении. К сожалению не все техники в равной степени развивают творческое воображение дошкольников.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах

2.1.  Организация и методы исследования

Эмпирической  базой данного исследования стал детский сад № 82 г. Могилева и школа развития на базе УО МГУ им. А.А.Кулешова. В качестве респондентов явились дети старшего дошкольного возраста  в составе 15 человек из детского сада и 15 человек со школы развития, которые занимаются углубленным занятием рисованием.  Для диагностики творческого воображения нами были проведены следующие: методика «Незаконченные рисунки», субтест «Составление изображений», тест «Дорисовывание фигур».

Субтест «Составление изображений».

Проводиться индивидуально.

Перед детьми ставилась задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Давалась  следующая инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом то, что ты хочешь. Назови четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рисунке 1. и образец выполнения задания. Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Оценивание  производилось по двум показателям. 1) Беглость - гибкость; в данном показателе учитывались n 1 – число изображаемых  элементов (деталей). 1 деталь - 0,1 балла; учитывались n 2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных), 1 класс фигур  - 1 балл,  n 2  изменяется от 0 до 4; n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла). Расчеты велись по формуле: Б(беглость) = n 1 +  n 2 +  n 3

Затем баллы  Б (беглость) суммировались но четырем рисункам.

2) Оригинальность. k 1 — число оригинальных элементов  рисунка. Под оригинальным элементом понимался элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов относительно друг друга. За каждый оригинальный элемент присваивался 1 балл. k 2 — оригинальность рисунка 4  (по теме, по содержанию). k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет  - 5 баллов. Расчет велся по формуле:

Ор  = 5 k + 3 k n, Т = Б + Ор,

где В — беглость   Ор  - оригинальность, Т - суммарный  показатель  субтеста.

Рисунок 1.

Набор геометрических фигур для проведения субтеста «Составление изображений» и образец тестового  бланка.

 

            Критерии дифференциации качественных уровней были выделены О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой [11] и несколько модифицированы нами.

1 уровень (высокий  уровень) – для работ характерно  многократное использование заданных  фигур. Дети превратили тест – фигуру  в какой либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

 



 

 

 

 

 

2 уровень (средний  уровень)– Характеризуется схематичностью  изображения, большим числом деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест – фигуры в качестве какой – либо крупной детали целостного изображения (например, круг – уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо от машины; квадрат – не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов машины и т.д. Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.


 

 

 

 

 

 

3 уровень (низкий уровень)– Работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. Задание выполняется не в полном объеме. Так на представленном примере отсутствует рисунок под номером 4, испытуемый отказался его рисовать.


 

     

 

 

 

 

Методика  «Дорисовывание фигур».

 

Для определения  уровня развития воображения, способности  дошкольников создавать оригинальные образы проводился тест «Дорисовывание фигур, предложеный Е.Е. Туник и представляющий собой модификацию тестов Гилфордда и Торренса.. Тест проводиться индивидуально. Перед испытуемыми ставилась задача дорисовать предложенные фигурки.

Материалом  служили  10 карточек размером вполовину стандартного листа (А5), на каждом из которых нарисована небольшая (примерно 1*2 см) фигурка  неопределенной формы, простой карандаш.


 

  1                          2                                    3                         4                           5

 

 

              6                        7                     8                            9                        10

Ребенку говорят:  «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая - нибудь картинка  -  любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают:  «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если  ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое, не используя ее, рисует непредметное изображение — «узор» и т. п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города, и т. п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка  результатов

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) — количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребёнку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Информация о работе Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социально-культурной сферы