Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:08, дипломная работа
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Сущность понятия «детское творчество»
Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста
Роль социокультурной сферы на развитие творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять
2. Выработка умения четко
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения
2. Развитие умения определять
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека"[11].
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить
Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
У дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения [19, 199]. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий.
Следует отметить,
что в последнее время
Так например, содержания
деятельности художественной студии в
школах развития. Значительный интерес
представляют исследования организации
жизнедеятельности детей в
В связи с исследованием проблем развития творчества детей наметились некоторые тенденции к изучению деятельности изобразительных студий (Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова), обобщается имеющийся практический опыт создания кружков, студий, в начальных классах средней школы, организации в них педагогического процесса, направленного на развитие творчества детей в различных видах художественной деятельности (Е.С.Брускова, М.Маханева, Л.Прохорова, Н.Г.Салмина, Л.А.Суханова, А.И.Шевченко и др.).
Занятия в таких студиях, как указывает М.Н.Бородатая, многофункциональны: это средство общего развития ребёнка (Л.С.Выготский), средство развития его индивидуально-психологических способностей (Л.А.Венгер), способ знакомства с различными отраслями человеческого знания, амплифицирующими содержание детства ребёнка (А.В.Запорожец), средство формирования первичных навыков учебной деятельности (Д.Б.Эльконин), базовой культуры познания, развития чувств (28, 19).
Появление студий обусловлено новыми подходами к содержанию дошкольного образования, к системе педагогических взаимодействий между педагогами и детьми, востребовано её главным социальным заказчиком - семья. Б.Т.Лихачев подчеркивает: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он, - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям». Художественная студия является средой развития творчества детей при следующих условиях:
• создании эстетически развивающей среды на основе художественно-творческого комплекса ХТК, обеспечивающей эмоционально-эстетическое поле проявления свободы творчества ребёнка:
• создании специальной программы студии, интегрирующей различные виды художественно-творческой деятельности детей;
• осуществлении взаимосвязи содержания творческой деятельности детей в студии и в различных составляющих ХТК;
• использовании технологий, направленных на развитие воображения детей, познавательных действий и эмоционального освоения мира;
• обеспечении целостного педагогического процесса развития творчества детей.
Деятельность художественной студии направлена на развитие представлений детей о мире на основе непосредственного восприятия действительности и приобщения к искусству. Развивающее содержание художественно-творческой деятельности детей, внедрение новых технологий художественного обучения и развития, обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов данного процесса.
Определив исходные
теоретические положения, перейдем
к рассмотрению вопроса целенаправленного разв
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели и т.д.)умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов [53].
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
В школах развития и специализированных кружках детей учат нетрадиционным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими распорядиться при решении изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Рассмотрим несколько типов техник, которые на наш взгляд, способствуют развитию творческого воображения.
Рисование ладошкой. Данная техника может применятся с детьми начиная с двух лет. Средством выразительности данной техники является пятно, цвет и получаемые из отпечатка руки фантастический силуэт. Для рисования используют широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотную бумагу любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет)
и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами. После работы
руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается. Данная техника позволяет
развить творческое отношение к деталям
изображения, цветовосприятие, чувство
композиции, воображение, творчество.
Оттиск пробкой. Техника может применятся с детьми начиная с двух лет.
Пятно, фактура, цвет средствами
выразительности. Используются следующие материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в
которую вложена штемпельная подушка
из тонкого поролона, пропитанного гуашью,
плотная бумага любого цвета и размера,
печатки из пробки. Ребенок прижимает
пробку к штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Техника развивает чувство ритма, композиции,
воображение, творчество.