Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:08, дипломная работа

Краткое описание

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Оглавление

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Сущность понятия «детское творчество»
Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста
Роль социокультурной сферы на развитие творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Дипл.doc

— 1.58 Мб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Тема  «Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социально-культурной сферы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Глава 1. Научно-теоретические  предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного  возраста в учреждениях социокультурной сферы.

    1. Сущность  понятия «детское  творчество»
    2. Особенности  проявления творчества  у детей дошкольного  возраста
    3. Роль социокультурной сферы на развитие  творческих способностей у ребенка в дошкольном возрасте
    4. Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческого воображения дошкольников

Глава II. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в социокультурных сферах

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

2.3. Сравнительный анализ развития творческого воображения у детей с детского сада и детей, занимающихся в школе развития нетрадиционными техниками рисования

Литература

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Научно-теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей детей дошкольного  возраста в учреждениях социокультурной сферы.

 

    1. Сущность  понятия «детское  творчество»

 

 

      Уже давно ученые пытались разгадать  загадку творчества. Первыми объектами  изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над научаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.       

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.      

Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей, этими условиями могут выступать основные компоненты социокультурной сферы. В дошкольном возрасте – школы развития, кружки, посещение музеев и картинных галерей.        

К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки  со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.       

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.     

Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.       

 С. Д. Рубинштейн определял  творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства …     

А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового преодоление стереотипов и шаблонов.      

Ученые  – педагоги также неоднозначно подходят к определению понятия «творчество». Например, в педагогическом словаре это понятие трактуется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью [4].     

Интересен подход к определению понятия  «творчество» В.И.Андреева, который говорит, что это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью [5].     

Обилие  разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Формулируя новое его толкование, авторы стремятся более точно осветить сущность этого вида человеческой деятельности.     

Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п., т.е. в различных сферах социокультурной деятельности.      

Во-первых, способности, какие бы они не  были, от природы не даются, их надо развивать. Ведущей формой детского развития является творческое развитие. Источник целостного развития ребенка - его творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.     

В педагогической науке под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности  человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.     

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое  – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.       

 Творческие способности – это  индивидуальные особенности качеств  человека, которые определяют успешность  выполнения им творческой деятельности различного рода.     

Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности  для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.       

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. К универсальным чертам творческой личности, как учёных, так и писателей и архитекторов, Ф. Бэррен относит целый ряд как когнитивных факторов,  так и личностных. Среди когнитивных способностей это: наблюдательность, способность видеть вещи привычно, но с необычной стороны, стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают; независимость в суждениях, готовность прилагать усилия ради нового знания, высокие умственные способности и хорошая память, умение удерживать в голове множество идей и сопоставлять их. Из личностных характеристик также отмечается повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам, богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний. Творческий человек им не сопротивляется, допускает в своё сознание самые «запретные» побуждения. Он одновременно и примитивнее, и утонченнее среднего человека, более здравомыслящ и сумасброден, у него больший диапазонРеакций, как разрушительных, так и созидательных [7].     

Многие  психологи связывают способности  к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [8]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.      

 Дивергентный способ мышления  лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:      

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).      

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.       

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).      

4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид.      

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [5]:

1. Способность  видеть проблему там, где её не видят другие;

2. Способность  сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним  и используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы;      

3. Способность применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к решению другой;      

4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части;     

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;     

6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную минуту;     

7. Гибкость мышления;      

8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы до её проверки;      

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;     

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией;     

11. Лёгкость генерирования идей;      

12. Творческое воображение;      

13.Способность  доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.     

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [9]:

  1. Реализм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности  развития целостного объекта,  до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
  2. Умение видеть целое раньше частей;
  3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;

 

     4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.     

Большое значение приобретает работа с дошкольниками. Этот возраст сензитивен для развития памяти, произвольного внимания, мыслительной деятельности, формирования учебных  умений.     

Информация о работе Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях социально-культурной сферы